четверг, 18 июля 2013 г.

Евсей Евсеевич Моисеенко (1916-1988) - «Женский портрет (У окна)»

Е.Е. Моисеенко (1916 г.р.). «Женский портрет (У окна)». Исполнено в 1971 году. Картон, масло. 80х50 см. Тульский областной художественный музей
О художнике:
Моисеенко Евсей Евсеевич (10.09.1916 - 29.11.1988) - Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, лауреат Ленинской премии, Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина, профессор. Портретист, пейзажист. Автор произведений, посвященных темам гражданской и Великой Отечественной войн, жизни современной деревни. Родился в 1916 году в местечке Уваровичи (б. Гомелевский уезд). Учился в 1931 —1935 гг. в Московском художественно-промышленном техникуме им. М. И. Калинина у Б. Н. Ланге, С. Ф. Николаева, в" 1935—1941 гг. (окончил в 1947 г.) Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина у А. А. Осмеркина. Основные произведения: «Красные пришли» (1961, ГРМ), «Земля» (1964, ГРМ), «Сергей Есенин с дедом» (1964, ГРМ), «Товарищи» (1964 ГРМ), «Ополченцы» (1960, ГРМ), «Овражек» (1964, ГРМ), «Коктебель» (1960, ГРМ), «Первая конная» (1957, Сумской худ. музей), «Старая Бухара» (1964, ГРМ), «Портрет скульптора Рыбалко» (1973, Иркутский художественный музей), «Открытое окно» (1973, ГТГ), «Мальчишки» (1974, ГТГ), «Пушкин в Михайловском» (1974, ГТГ), «В Болдино» (1974, ГТГ).

среда, 17 июля 2013 г.

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ. СОБРАНИЕ ЖИВОПИСИ. Выпуск 2

Неизвестный художник (Е.Страхов ?). «Портрет М.П. Олсуфьевой». Исполнено в 1810-е годы. Холст, масло. 30,5х26 см. Московский областной краеведческий музей

Неизвестный художник (Е.Страхов ?). «Портрет А.Д. Олсуфьева». Исполнено в 1810-е годы. Холст, масло. 30,5х26 см. Московский областной краеведческий музей
Олсуфьев, Александр Дмитриевич — тайный советник, почетный опекун московского опекунского совета. А. Д. Олсуфьев родился в 1790 г. и, получив хорошее домашнее образование в 1806 г., определился в московский архив коллегии иностранных дел переводчиком. В 1812 г. Олсуфьев был откомандирован в качестве дипломатического чиновника в действующую армию к кн. Багратиону. Под Смоленском и Бородиным Олсуфьеву пришлось принять участие в сражениях; в апреле следующего же года Олсуфьев был зачислен штабс-ротмистром в Ахтырский гусарский полк, в составе которого участвовал во многих крупных сражениях: под Лейпцигом, Бриен-Лошато, Ларотьере, Монмирале, С.-Кроане, Фер-Шампенаузе и др. Раны и тягости походов заставили Олсуфьева оставить военную службу и он, уволенный в январе 1817 г. с чином штабс-капитана, через год определился снова в Московский архив коллегии иностранных дел, где, впрочем, на действительной службе состоял недолго. В ноябре 1833 г. Олсуфьев был утвержден судьей Московского Совестного Суда и председателем комиссии для ревизии действий Московского дворянского депутатского собрания. 13 января 1839 г. Олсуфьев был назначен членом Московского попечительного совета заведений общества призрения, а в октябре 1841 г. был утвержден в должности директора московского попечительного о тюрьмах комитета. 29 июля 1848 г. Олсуфьев был назначен почетным опекуном московского опекунского собрания. 27 декабря 1852 г. Олсуфьев, в чине тайного советника, вышел в отставку и 31 марта следующего года скончался.


Коллекция русской живописи XIX века в Московском областном краеведческом музее, которой посвящен данный комплект открыток, сложилась как собрание портрета и пейзажа. Несмотря на то, что коллекция формировалась стихийно (главным образом за счет поступлений в 1920—1930-х годах из национализированных подмосковных усадеб, а также из Государственного музейного фонда), она имеет достаточно целостный характер, раскрывая наметившиеся в русском искусстве уже в первой половине XIX века демократические тенденции, проявившиеся в расширении социального круга портретируемых, во все возрастающем интересе художников к передаче частной жизни человека.
В «Портрете неизвестной» Н. И. Аргунова из собрания музея сказалось добросовестное и честное отношение художника к натуре. Правдивым изображением некрасивого лица с длинным утиным носом и усталыми выразительными глазами мастеру удалось передать своеобразие модели, утвердить ее право на собственный внутренний мир. Цветовое решение портрета, построенное на сочетании белого и красного цветов одежды и коричневато-серого фона, отвечает характеристике образа, исполненного простоты и достоинства. Отзвуки романтического мировосприятия, столь характерного для искусства первой четверти XIX века, проявились в работах неизвестного мастера (возможно, Е. Страхова) — портретах А. Д. Олсуфьева и М. П. Олсуфьевой. Но художнику удалось воспользоваться лишь композиционной схемой романтического портрета, не связав ее с характеристикой внутреннего мира героев. Оба портрета написаны на фоне романтического предгрозового пейзажа. В женском портрете приподнятость и взволнованность образа усиливаются тем, что хрупкая фигура изображена под порывами ветра, вздувающими наброшенную на плечо шаль. Однако эта приподнятость носит несколько внешние черты, вступая в противоречие с аристократической холодностью модели.
С романтическими настроениями связан «Портрет А. М. Голицына» кисти В. А. Тропинина, хотя для этого мастера, умевшего видеть красоту прежде всего в повседневном и интимном, подобные настроения не были определяющими. В «Портрете А. М. Голицына» для художника главным остается верность натуре. Отсюда некоторое несоответствие, возникающее между романтизированностью формального строя произведения (трактовка пейзажного фона, цветовое решение) и характеристикой самой модели с ее несколько вялым и добродушным лицом. В собрании музея хранится еще один портрет кисти В. А. Тропинина, связанный с поздним периодом творчества мастера,— портрет Н.И. Бера, доктора Сапожковского уезда Рязанской губернии, написанный в 1857 году, в последнем году жизни художника. Произведение не только хронологически, но и по живописнообразному строю выходит за рамки искусства первой половины XIX века, сближаясь с реалистической концепцией портрета второй половины столетия. Скупыми средствами: работа проста по композиции, фон нейтрален, цветовая гамма сдержанна, почти монохромна — художник дает точную и объективную характеристику, которая позволяет судить не только о конкретном человеке, но и создает определенный социальный тип.
Наряду с полотнами знаменитых мастеров в музее хранятся произведения неизвестных или малоизвестных живописцев. Так, примечателен своей непосредственностью в передаче натуры «Портрет Е. А. Аникеевой», исполненный учеником А. Г. Венецианова, художником А. А. Васильевым, в 1839 году.
Небольшой раздел пейзажной живописи в музейной коллекции дает возможность на отдельных примерах проследить различные этапы развития русского пейзажа. К типу видового пейзажа, художественной целью которого обычно является изображение «портрета» определенной местности, относится «Вид Нижнего Новгорода» (1837) Н. Г. Чернецова. Используя схему панорамной композиции, мастер и создает такой своеобразный «портрет» города, точный и добросовестный. В построении картины есть определенная доля условности, исполнение отличается некоторой сухостью рисунка, тщательно фиксирующего все детали. Но несмотря на это, в произведении проявились черты лирического отношения художника к натуре.
С романтическими тенденциями в русской пейзажной живописи первой половины XIX века связано творчество М. Н. Воробьева. Правда, романтизм часто понимался художником с внешней, сюжетной стороны, что наложило печать на многие его произведения. Образный строй «Итальянского пейзажа» (1847) из собрания музея отличается идеальной гармоничностью. Здесь в нераздельном единстве сосуществуют величественная природа и люди, изображенные среди пейзажа в своих повседневных занятиях.
Понимание Воробьевым пейзажа как сочиненного, возвышенного оказало воздействие и на творчество его ученика, прославленного русского мариниста И.К. Айвазовского. Своеобразной идеальностью проникнуто полотно Айвазовского «Часовня на берегу моря» (1845). Другие пейзажи из собрания музея, относящиеся к более позднему творчеству художника,— «Заход солнца на море» (1866) и «Окрестности долины ночью» ( 1866) — отмечены большей непосредственностью, лиричностью восприятия природы.
С утверждением русского реалистического пейзажа связано искусство А. К. Саврасова. В музее хранится его позднее произведение, написанное в конце 1880 — начале 1890-х годов. Избрав простой, излюбленный мотив, с березками, покосившейся избой, водоемом, художник передал красоту и одухотворенность родной земли.
Собрание Московского областного краеведческого музея не может претендовать на отражение всех этапов развития русского искусства. Но отдельные произведения дают возможность судить о многообразии художественных процессов в русской живописи XIX столетия.
Л. М. Денисова


вторник, 16 июля 2013 г.

Н.В. Неврев (1830-1904) - «Портрет неизвестного пожилого мужчины»

Н.В. Неврев (1830-1904). «Портрет неизвестного пожилого мужчины». Исполнено в 1868 году. Холст, масло. 78х65 см. Московский областной краеведческий музей

Открытка из набора «Московский областной краеведческий музей. Собрание живописи. Выпуск 2». «Изобразительное искусство» Москва. 1984.

См. также:

Николай Васильевич Неврев

П.А. Левченко (1859-1917) - «Село зимой»

П.А. Левченко (1859-1917).  «Село зимой».  Холст, масло. Киевский государственный музей украинского искусства

Левченко, Пётр Алексеевич(1859 - 1917) - живописец. Родился в Харькове. Начальное художественное образование получил у Д. Бесперчего. В 1878 – 1883 гг. учился в Петербургской Академии художеств. Был членом Товарищества художников Санкт-Петербурга (с 1906 г.),  Товарищества южнорусских художников, экспонировал свои картины на выставках Товарищества передвижных художественных выставок и других. 
Мастер небольшой лирической пейзажной картины. передающей поэзию украинской природы ( «На Харьковщине», 1900, Харьковский художественный музей). Наряду с пейзажами писал камерные жанровые сцены, также писал интерьеры.
Преподавал в Харьковской рисовальной школе М. Раневской-Ивановой. По характеру творчества близок к передвижникам. 
Его работы имеются также в Государственной Третьяковской галерее, Киевском музее украинского искусства, музеях Иванова, Сум и других.

воскресенье, 14 июля 2013 г.

Художник Буманц - Арен Арутюнян

Арен Арутюнян (1967 г.р.) «Давид и Голиаф». Исполнено в 2007 году. Холст, масло. 40х50 см

Художник и скульптор Арен Альбертович Арутюнян, работающий под псевдонимом Буманц, родился в 1967 году, в столице Нагорного Карабаха - городе Степанакерте. Буманц окончил художественное училище им. П.Терлемезяна в 1986 году и художественно-театральный институт в Армении 1994 году. Буманц - участник многочисленных международных выставок, победитель в номинации «За новаторский эксперимент и новизну композиции» Московского Международного фестиваля искусств «Традиции и современность» 2008 года. Живёт и работает в Москве.
Персональный сайт - художник Буманц, на нём можно можно связаться с художником.
Арен Арутюнян (1967 г.р.)  «Летучий голландец».  Исполнено в 1999 году. Холст, масло. 70х50 см

Арен Арутюнян (1967 г.р.)  «Тайная вечеря». Исполнено в 2000 году. Холст, масло. 110х60 см

Н.Г. Чернецов (1805- 1879). «Вид Нижнего Новгорода»

Н.Г. Чернецов (1805- 1879). «Вид Нижнего Новгорода». Исполнено в 1837-м году. Холст, масло.  51х71 см. Московский областной краеведческий музей


См. также:


Н.Г. Чернецов (1805-1879)- «Вид на Волгу»

Н.Г. Чернецов (1805-1879) - «Крым. Общий вид Фороса»

Н.Г. Чернецов (1805-1879)- «Нижний Новгород»


М.А. Врубель (1856-1910) - «Розы и орхидеи»

М.А. Врубель (1856-1910). «Розы и орхидеи». Исполнено в 1890-е годы. Холст, масло. Диаметр 135 см (круг).  Омский музей изобразительных искусств
Открытка из набора «Омский музей изобразительных искусств. Выпуск первый». «Изобразительное искусство» Москва. 1985.

 См. также:

Михаил Александрович Врубель

суббота, 13 июля 2013 г.

К.С. Петров-Водкин (1878-1939) - «Кабса. Алжир»

К.С. Петров-Водкин (1878-1939). «Кабса. Алжир». Исполнено в 1907 году. Холст, масло. Омский музей изобразительных искусств

Открытка из набора «Омский музей изобразительных искусств. Выпуск первый». «Изобразительное искусство» Москва. 1985.

 См. также:

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин