воскресенье, 23 марта 2014 г.

«Надоел!» (Картина академика А.И. Корзухина.)

А.И. Корзухин - Надоел! Пермский государственный художественный музей.

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №921-1886 год:

«Надоел»
(Картина академика А.И. Корзухина.)

Жанр Алексея Ивановича Корузухина, переданный в точной копии на нашем рисунке, на последней академической выставке обращал на себя всеобщее внимание, причём заслуживал одобрительные отзывы. Содержание сюжета этой бытовой картинка нет надобности пояснять, стоит взглянуть лишь на изображённых действующих в нём лиц – и название картинки само собой явится. В красках произведение А.И. Корзухина ещё более, конечно, выигрывало и возбуждало невольную улыбку, смотря на сценку, словно выхваченную из весёленького водевиля. Который исполнялся иногда так дружно известными актёрами-комиками. Настоящая картинка. Равно как и прошлогодний жанр А.И. Корзухина – «На Петровском острове», где художник изобразил веселящуюся семью рабочих, свидетельствуют, что талантливый бытописатель русской жизни изменил свои серьёзные и грустные сюжеты на более игривые мотивы, чему нельзя не порадоваться, так как направление трагизма довольно-таки набило оскомину публике. Говоря о жанре А.И. Корзухина, мы считаем долгом напомнить о том, что в нынешнем году исполнилось 25 лет художественной деятельности А.И. Корзухина, так как в 1861 году он получил 2-ю золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства». Родился А.И. Корзухин на Уктусских заводах в Екатеринбургском уезде 11-го марта 1835 года. В 1863 году он отказался от соискания 1-ой золотой медали и затем участвовал в образовании с.-петербургской артели художников. В 1865 г. Получил звание художника первой степени за картину «Поминки на деревенском кладбище». А в 1868 году удостоен звания академика за картину: «Возвращение с ярмарки».

пятница, 21 марта 2014 г.

ТРОПИНКА - картина Ольги Антоновны Лагода-Шишкиной

Тропинка
«Тропинка» на Яндекс.Фотках


Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №919 – 1886 г.:

ТРОПИНКА
(К картине О. Лагода-Шишкиной).)

Прилагаемый рисунок награвирован с известной картины талантливой художницы О.А. Лагода-Шишкиной. Превосходно нарисованная замечательная поколориту картина «Тропинка» обратила на себя внимание посетителей передвижной выставки 1881 года. В продолжение своей не долгой деятельности кроме картины «тропинка» и превосхожного этюда «Девочка в цветах», находящегося в галерее Третьякова в Москве, О.А. Лагода-Шишкина оставила много эскизов, этюдов и великолепных рисунков карандашом, составляющих собственность мужа её, нашего известного пейзажиста Н.Н. Шишкина*.


* - В заметке, вероятно, допущена ошибка в инициалах И.И. Шишкина.

О.А. Лагода-Шишкина - Женщина с зонтиком на тропинке. Исполнено в 1881 году

Жорж Антуан Рошгросс (1859-1938)

Georges Antoine Rochegrosse (French, 1859-1938). Onslaught of the Tartars. Оil on canvas.62.5 x 93.3 cm.
 - Жорж Антуан Рошгросс (французский, 1859-1938) Нашествие татар. Холст, масло. 62,5 х 93,3 см.
Жакерия
«Жакерия» на Яндекс.Фотках
 Восстание французских крестьян в 1358 году 
Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №935 -1886 г.:

Восстание крестьян
(К картине г. Рошгросса.)

Стараясь знакомить наших читателей и с заграничным искусством, в главных его проявлениях, мы приводим в этом номере выдающийся образец новейшей французской исторической живописи. 24-х летний художник Георг Рошгросс, картину которого из известной крестьянской войны, называемой Jaquerie, мы приводим в этом номере, без сомнения принадлежит, если не к замечательнейшим, то к очень талантливым художникам реалистического направления во Франции. Картина, изображающая вторжение в средневековый замок разъярённой толпы крестьян, где они, показывая вздетые на копье голову и сердце убитого ими владельца этого замка, появляются перед его испуганной и поражённой ужасом семьёй, говорит об выдающемся драматическом таланте. Взгляните на эту гордую, величественную и боящуюся грозящей опасности фигуру бабушку, защищающей собой дочь и внучат, которые в ужасе и удивлении глядат на убийц. Всмотритесь теперь в эту дикую толпу разъярённых крестьян, похожих скорее на обитателей сумасшедшего дома, чем на здоровых людей. Тут, как и во всей картине, художник воспользовался очевидно ужасными сценами парижской коммуны и тем придал своей картине поражающую натуральность, производящую скорее отталкивающее и ужасающее впечатление, чем трагическое; пред зверским видом убийц их жертвы не представляют достаточно трогательного и благородного контраста. В этой третьей, по счёту картине, (предшествующие: «Вителлий» и «взятие Трои») художник выказывает усовершенствование в пользу большей естественности и развитости таланта. Без сомнения много помогло ему и то, что он не взялся здесь приводить картины из жизни, в которой мало сведущ, а описывает своих соотечественников и свои личные впечатления. 


четверг, 20 марта 2014 г.

В.Е. Маковский - Партия в карты

В.Е. Маковский - Партия в карты

ПАРТИЯ В КАРТЫ
(картина В.Е. Маковского)

Место первоклассного жанриста среди современных наших художников бесспорно принадлежит Владимиру Егоровичу Маковскому, который среди многочисленных своиз произведений почти из года в год с одинаковым интересом умеет бытописать сценки из жизни народа и русской буржуазии с такой животрепещущей жилкой наблюдательности, что все эти картины всегда останавливают перед собой толпы выставочных посетителей. Прилагаемая картинка, бывшая на последней выставке, не требует никаких пояснений: эти игроки-провинциалы до того типичны, что вы как быдто их всех где-то и когда-то встречали. Самый момент переговоров схвачен как нельзы более верно: толстык, сидящий спиной к зрителю, говорит: «Да ну же, набавляйте и кончайте!», а что игра пришла к старичку – это говорят сердечком сложенные губы его соседа. Менее выразителен священник; он, кажется, черезчур серьёзен и положителен; за игрой в винт более встречаешь попов-франтов, а потому с выпускным крахмаленным воротником рубашки, виднеющимся из-под рязы, был бы более верен и уместен. Таких священников, хотя не часто, но встречаешь, и о них собраться говорят обыкновенно, де мол, «как ему в карты не играть и в азарт не входить: он не раз на крестинах и платок полученный проигрывал». Подобных картин В.Е. Маковским написано множество; все они полны интереса, а потому очень жаль, что он, гравируя некоторые из них офортом, не пустил такие оттиски на продажу.
И.Б.

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» № 913-1886 г.

среда, 19 марта 2014 г.

Уго Вильгельм Кауфман (1844-1915)

Посмотреть на Яндекс.Фотках

ЗАБИЯКА 

В небольшой швейцарской таверне собралась весёлая кампания, тумная комната со сводами, грубый стол, скамейка свидетельствует о невзыскательности обычных посетителей кабачка. Они пьют, поют и забавляются игрой в кости. Но мирная игра их скоро прекратилась: один из товарищей, поклонник молодой красивой девушки, сидящей тут же, заметил, что её прекрасные глазки часто обращались на одного из играющих. Взбешенный этим он вскакивает, опрокидывая стулья, выхватывает нож и хочет броситься на соперника, но собеседники удерживают противников. Вся эта маленькая сценка отличается живостью и характерностью, схваченных художником типов. Гуго Кауфман, автор этой картины – сын известного гамбургского художника. Он родился 7 августа н.с. 1844 года. В 1861 году он был отдан отцом своим, Германом Кауфманом в институт во Франкфурте-на-Майне. По окончании курса молодой художник долгое время прожил в Париже, а впоследствии поселился в Мюнхене, но картины свои он писал в разных местах. Произведения его отличаются вообще добродушным юмором, верностью рисунка и мастерством исполнения. 
Zk. 

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №886-1886 год.   

Из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
Кауфман Гуго (Kauffmann; род. в 1844 г.) — один из даровитейших современных бытовых живописцев в Германии, сын ландшафтиста и жанриста Германа К. (1808-89), учился сперва в Штеделевском институте в Франкфурте-на-Майне под руководством Я. Бекера, а потом, недолгое время, в Дюссельдорфск. акд.; с 1863-71 гг. работал в Кронберге на Таунусе, совершенствовался в течение полутора лет в Париже; в 1874 г. поселился в Мюнхене. Тонкая наблюдательность, здоровый юмор, превосходная характеристика изображаемых сцен и действующих в них лиц составляют достоинства его картин, замечательно приятных по краскам, каковы, напр., "Вальс для стариков", "Отправление охотников на облаву", "Странствующие музыканты", "Рассказы о войне", "Парижский карнавал", "Собачья дрессировка", "Дети у источника", "Продажа с аукционного торга" и мн. др., а равно и рисунков, исполненных тушью и пером, каковы, напр., изданные светописным способом, в виде сборников, "Hochzeitsleute und Musikanten", "Biederm änner und Konsorten" и "Spiessb ürger und Vagabunden".
Hugo Wilhelm Kauffmann. Nach der Rauferei. 1903. Уго Вильгельм Кауфман. После драки. Исполнено в 1903 году

вторник, 18 марта 2014 г.

А.Е. Архипов (1862-1930) - "Пьяница"

Посмотреть на Яндекс.Фотках
ТАЙНАЯ ПРОДАЖА ВОДКИ

Есть на свете для нашего «серого» мужичка» одно волшебное, магическое слово, чудодейственная сила которого равна и в заколоченной дымной лачуге бедняка, и в расписной горнице богоча-мироеда. Это могущественное, всесильное слово – водка! В самом деле крестьянин всем готов услужить за посуленный ему стаканчик. Шкалик – его первый и лучший друг; выпьет он отрадости – вино из весёлого обратит его в счастливого, выпьет с горя – зальётся и горе, придёт хотя бы временное забвение. Мужик прост и доверчив: обмануть и провести его нетрудно. Но не в каждой деревне однако есть кабак; можно бы тут сказать: к счастью; но в таких деревнях, в большинстве случаев. Существует иной споссоб эксплоатации: нет отрытой, законной продажи вина – есть тайная. Между убогими крестьянскими избами наверное находится хорошо знакомая каждому из жителей таинственная избушка. С виду она ничем не отличается от прочих, разве только внутри обнаруживается несколько больший достаток, да хозяину её или даже хозяйке при встрече ниже поклонится оборванный земляк. Да как и не поклониться? Быть может, сегодня же горемыка побредёт к ней украдкой «порешить» последний пятак за стаканчик, без которого он не в силах переносить свою горькую долю. Одну из таких сцен наглядно изобразил художник на своём рисунке. Вот он, горемычный, уныло стоит посреди избы, опустив голову и заложив назад руки; возле него на полу валяется хомут. Видно уж сильно понадобился ему стаканчик, когда он решился добыть его ценою такой дорогой вещи в крестьянском хозяйстве! Но он и не глядит более на него; забыта недавняя борьба, забыта горькая дума, как завтра выехать в поле, как привезти хлеб голодным ребятишкам: там, при тусклом свете оконца, уже заманчиво журчит, переливаясь в заветный штофчик, живительная влага…
Ч.

Заметка о картине взята из журнала «Всемирная Иллюстрация» №886-1886 год. 

Картину «Пьяница» купил Третьяков за 200 рублей и по всей вероятности она должна находиться в Третьяковской галерее.  Однако цветную репродукцию этой картины найти не удалось - только открытку, выпущенную до революции, которая несколько отличается от картины.

понедельник, 17 марта 2014 г.

Вильгельм Край (1828—1889). «Морская идиллия»

Вильгельм Край (1828—1889). «Морская идиллия»

Заметка из журнала «Всемирная иллюстрация» №880-1885г.:

ВИЛЬГЕЛЬМ КРАЙ

Автор помещаемой в настоящем номере «Всем. Илл.» картины «Морская идиллия», художник Вильгельм Край, уроженец Берлина. Под влиянием датского мариниста Мельби Вильгельм Край решился посвятить себя искусству, занимался в берлинской академии при Шрадере и Ширмере, но если бы мы сказали, что Край принадлежал к берлинской школе, то мы впали бы в большую ошибку. Собственно берлинской школы живописи в том смысле, в каком говорится, например, про мюнхенскую или дюссельдорфскую, вовсе не существует. Тогда как, например, в Дюссельдорфе Вильгельм Шадов своею преподавательскою деятельностью дал определённое направление целому поколению художников, а в Мюнхене Пётр Корнелиус и К. фон Пилоти насчитывают в числе своих учеников целый ряд выдающихся живописцев, - в берлинской живописи ни в сюжетах, ни в выполнении не сказывается влияние какого-либо могучего самобытного таланта. Даже такие способные, одарённые сильной индивидуальностью личности, как Адольф Менцель и недавно умерший Густав Рихтер, не образовали «школы» в собственном смысле этого слова. Вильгельм Край познакомился в доме своего учителя Штильке со многими замечательными людьми, в том числе с работавшим в то время в Берлине директором мюнхенской академии – Вильгельмом Каульбахом. Наиболее глубокое влияние оказал на него гениальный пейзажист Вильгельм Ширмер; его прелестные изображения итальянской природы указали Вильгельму Краю путь к собственному творчеству. Уже первая картина молодого художника «Амур и Психея» обратила внимание на берлинской выставке 1857 г. В 1859 и 1860-м гг. Край жил в Париже и примкнул к романтическому направлению художника Бодри. Возвратившись в Берлин, он создал своего «павзиаса и его цветочницу» и ряд отличающихся замечательной жизненностью и превосходной характеристикой портретов аристократических лиц. Через год мы встречаем нашего художника в Италии, где он нашёл неисчерпаемое изобилие материала, указавшего его таланту настоящий путь. Под впечатлением поэтических лунных ночей на Капри художник написал целый ряд «морских идиллий», сделавшихся в некотором роде его специальностью и доставивших ему его название «живописец русалок». В течение шести лет, проведённых в Италии, появились картины: «Сон рыбака», «Ловцы жемчужных раковин», «Лорелея» и другие. Во всех этих картинах обнаруживается великий талант художника в изображении моря, отражения света в воде, великолепных световых эффектов и воздушной перспективы. Никто не умеет, подобно ему, изобразить игривых русалок с той воздушной лёгкостью и прозрачностью, которая способна вдохнуть в эти фигуры действительную жизнь и в то же время как бы предупреждает зрителя, что эти прекрасные создания могут в каждую данную минуту рассыпаться в прах. На мюнхенской выставке 1879 года художник выставил картину «Ундина, подслушивающая рассказы друга своего детства из родной водяной стихии»; в Вене в 1880 году была его картина «Похищение Психеи Зефиром», а на мюнхенской международной выставке – «Пляска блуждающих огньков». С тех пор появились ещё следующие картины его кисти: «В Аркадию!» «Олуф» и прелестная Венера. В настоящее время художник работает над более серьёзным сюжетом: «Возвращение души в её небесное отечество». «Я должен переменять свет и воздух, если я хочу создать что-нибудь», говаривал в былые годы Вильгельм Край при перемене своего местопребывания; теперь он, по видимому выбрал себе постоянное местожительства в Мюнхене. От души желаем, чтобы он одарил нас ещё многими прекрасными произведениями своей кисти.

воскресенье, 16 марта 2014 г.

Французский художник-баталист Альфо́нс де Нёви́ль (1836 — 1885)

Альфо́нс де Нёви́ль (1836 — 1885). Атака на рассвете
Из журнала «Всемирная иллюстрация» №879 1885 г.:

НЕОЖИДАННОЕ НАПАДЕНИЕ
(К картине А. Невилля.)

Страшный момент избрал художник сюжетом для своей картины! Это один из моментов ужасной, кровавой войны.
… Настал роковой день. С наннего утра жители осаждённого города с ужасом прислушивались к доносившимся издалека выстрелам. Не только обыватели, но и оставленный в осаждённом городе гарнизон инстинктивно чувствуют близость роковой развязки.
А там, за стенами города, разыгрывается последний акт гибельной драмы; несчастные защитники борятся с вдесятеро сильнейшим противником. Приходится отступать, но они решили дорого продать свою жизнь, честь и свободу.
… Неприятель в городе. Улицы окутаны сумраком. По ним двигаются вооружённые отряды. При виде родных жилищь, при виде обезумевших от ужаса жён и детей отступившие снова схватываются за оружие. К ним возвращается на мгновение утраченная энергия. Начинается кровавая. Бесчеловечная резня. Несчастными руковадит уже не надежда на успех, не разум, а слепой, безотчётный инстинкт самосохранения. Сбившись в одну беспорядочную кучу, они отстеливаются до последней минуты жизни, до последней капли крови. Улица всегда тихого, мирного города превратилась в поле битвы. Всё, что только может служить оружием, даже забытые у ворот повозки – обращено в укрепления. Но конец близок. Неприятель подступает всё ближе и ближе; его встречает дружными залпами жалкая горсточка оставшихся в живых людей. Грохот выстрелов заглушается отчаянными стонами раненных; бесчисленные трупы покрывают мёрзлую землю. Тусклый свет фонарей, едва проникая сквозь туман сгустившегося порохового дыма, озаряет дрожащим блеском исполненную ужаса последнюю картину. Неприятель смело идёт вперёд, не обращая внимания на редкие выстрелы, направленные неверной рукой…
На высоком крыльце дома мелькает фигура старого начальника; от времени до времени раздаётся ещё обычная громкая команда; но никто не слышит знакомого голоса, и по опустевшей улице напрасно разносятся отчаянные громкие звуки призывной сигнальной трубы …
Ч.
Альфо́нс де Нёви́ль (1836 — 1885). Последние патроны. 1873 г.