четверг, 15 декабря 2016 г.

Рогир ван дер Вейден - «Благовещение»

Рогир ван дер Вейден - Триптих "Благовещение".  Дерево, масло Центральная створка - 86 х 93 см,  в коллекции Лувра с 1799 г., Боковые створки - 89 х 36,5 см, в коллекции Савойской галереи с 1635 г.  Исполнен в 1632-1635 года 

Из сборника "Великие музеи мира" №2 "Лувр. Париж":
Центральная панель триптиха, боковые створки которого находятся в Пинакотеке Турина, считается юношеским произведением великого фламандского художника, который выражает весь свой аналитический настрой в архитектуре. Панель создает обрамление для изящных фигур ангела и Девы, сопоставленных в абстрактной изоляции, одетых в роскошную одежду, с печатью тонкой элегантности, идущей еще от готики. Сцена разворачивается в комнате Марии, в соответствии с формулой, которая возымеет большой успех в северной живописи XV века. Домашняя обстановка сцены позволяет художнику использовать предметы в качестве символов. Свет, падающий из расположенного справа окна (заимствование у Ван Эйка), мягко растекается по стенам и завесам. Яркие блики выявляют важные детали и цитаты, вписанные в обстановку, как, например, маленьких львов, вырезанных на скамье перед камином и служащих напоминанием о троне царя Соломона, с которым в Средние века отождествлялась Мария. Чистоту Богоматери здесь символизирует прибор для умывания. Обилие мистико-религиозных аллюзий не мешает зрителю погрузиться в реальность человеческой жизни, которая стоит выше догм и иконографии, и в которой выражено чувство религиозной сопричастности, всегда присущее произведениям ван дер Вейдена.
Александра Флеголент

Деталь:
Взгляд погружается в уют комнаты, увиденной сверху, где расположение мебели и предметов домашнего обихода ведет взгляд к окну на заднем плане, открытом в бесконечную даль пейзажа.
Из сборника "Великие музеи мира" №23 "Савойская галерея. Турин":

Две картины Савойской галереи (Коленопреклоненный священник и Посещение) представляют собой правую и левую створки знаменитого «Триптиха Благовещение», центральная часть которого сейчас хранится в Лувре. Занесённая в 1635 году в каталог коллекций герцогского дворца в Турине, работа была расчленена в 1799 году, когда «Благовещение» конфисковали и увезли в Париж навсегда. Большинство ученых считают этот триптих ранней работой мастера, датируемой 1432-1435 годами, когда художник все еще находился под сильным влиянием Ван Эйка и Флемальского мастера. Вполне вероятно, что эта картина была заказана Оберто де Вилла, членом богатой семьи духовного сословия. Молящийся священник слева не является заказчиком, первоначально изображенным художником, а скорее дарителем. Рентгеновские исследования показали, что голова и туловище были перерисованы фламандским мастером, который внес исправления еще до 1550 года. Этот факт, следовательно, позволяет предположить, что даритель был не Де Вилла, потому что фамильный герб пьемонтского рода был стёрт вместе с головой на первоначальном рисунке. Картину «Посещение» следует рассматривать как типологию, разработанную Рогиром (на самом деле, она уже встречается ранее в часослове маршала Бусико, поэтому весьма вероятно, что замысел родился в окружении Робера Кампена). Исходный сюжет представляет собой двух женщин, Марию и Елизавету, беременных, первая - Спасителем, вторая - Иоанном Крестителем. На заднем плане, под крыльцом, сидит мужчина. Его можно определить как Захарию, мужа Елизаветы.
Франческа Сальватори

 Детали триптиха:

Интерьер, где изображен даритель, и комната Мадонны представлены на центральной панели, которая в настоящее время находится в Лувре. На капители вырезаны изображения двух разведчиков, посланных Моисеем в Ханаанскую долину, и вернувшихся от Пророка с гроздью винограда. Две другие фигуры являются Давидом и Голиафом.
В истории живописи встреча Марии и Елизаветы всегда описывается с чувством дружелюбия и родственной любви, но связь между этими двумя женщинами, ввиду исключительного случая двойного чуда зачатия, передана здесь с особой интимностью и чувством женской солидарности.

См. также:

 Рогир ван дер Вейден

среда, 14 декабря 2016 г.

Реджинальд Марш (1898-1954) - «Небоскрёбы»

Reginald Marsh (1898 - 1954). SKYSCRAPERS. 1931 - Реджинальд Марш (1898-1954). Небоскрёбы. Исполнено 1931 году
 Нью-Йоркские небосрёбы являются олицетворением Америки. Реджинальд Марш запечатлел их в период постройки. Уже тогда в эти здания были вложены миллионы долларов. Сегодня же миллионы стоят квартиры в этих домах  на Манхэттене, а за их фасадом совершаются миллиардные сделки.  По этой теме снят увлекательный сериал "Миллиарды", в котором показано противостояние между финансовыми воротилами и законом. В январе следующего года выходит второй сезон, Смотреть его можно будет там же, где и первый на этом сайте.

Reginald Marsh (1898 - 1954). THE REX PASSES THE BATTERY. 1939 - Реджинальд Марш (1898-1954).  Посадка на теплоход "Рекс". Исполнено в 1939 году. 

Джордж Хейтер (1792—1871) - «Королева Виктория (1819-1901)».

Джордж Хейтер (1792—1871). Принцесса Виктория Кентская, будущая королева Англии со спаниелем Дэшем . Потрет исполнен в 1833 году 
Джордж Хе́йтер — английский художник, работавший в области портретной и исторической живописи, известен своими портретами королевы Виктории, которая стала королевой в 19 лет и правление которой стало золотым веком Британской империи.
Интересно, что Виктория была лишь племянницей короля Вильгельма IV, умершего в 1837 году. О том, как и почему  она  стала королевой и что произошло в первые годы её долгого правления можно рассказывает  Сериал Виктория смотреть онлайн
.
Джордж Хейтер (1792—1871). Королева Виктория (1819-1901). Коронационный портрет исполнен в 1838 году.  

Итальянский художник Франческо Колеман (1851-1913) - «Чудеса Тибра»

Francesco Coleman (Italian, 1851-1918). THE WONDERS OF THE TIBER - Итальянский художник Франческо Колеман (1851-1913) - «Чудеса Тибра» 
См. также:

Итальянский художник Франческо Колеман (1851-1913) - «Охотники»

вторник, 13 декабря 2016 г.

Сингапурский художник Сью Хокк Менг (1942 г.р.) - «Верхний ярус»

SIEW HOCK MENG (Singaporean, B. 1942). The Loft. Painted in 1996 - Сингапурский художник Сью Хокк Менг (1942 г.р.). Верхний ярус.. Исполнено  в 1996 году 

понедельник, 12 декабря 2016 г.

Анн-Луи Жироде-Триозон (1767—1824) - «Погребение Аталы»

Анн-Луи Жироде де Русси-Триосон. Погребение Аталы. 1808 г. Холст, масло, 207 х 267 см В коллекции Лувра с 1818 г.
Из сборника "Великие музеи мира" №2 "Лувр. Париж":
Картина «Погребение Аталы» была приобретена во времена Реставрации для музея, только что созданного в Люксембургском дворце. Экспозиция была посвящена еще живущим современным художникам. Тот факт, что картина была написана десять лет тому назад, в разгар наполеоновской эпохи, не сделал эту работу опасной, ведь ее сюжет не содержал ничего революционного. Тема полотна трактовалась без каких-либо политических или гражданственных намеков. Картина вдохновлена одним из самых успешных романов того времени, «Аталой» Шатобриана. Это трагическая история любви двух «диких» существ, опубликованная в 1801 году. К ней впоследствии обращались многочисленные художники, прельщенные экзотичностью истории. Темы, введенные в литературу Шатобрианом, привлекают и живописцев. Тон меланхолии и усиленное значение светотени присущи драматической и сентиментальной чувствительности предромантизма - течения, которое сосуществует с более рациональными тенденциями неоклассицизма. На следующий год после создания этой картины Жироде напишет также знаменитый портрет Шатобриана, который олицетворяет новый тип художника: меланхолический и «нечесаный» гений.
Алессандра Флеголент
Детали:
Молодой влюбленный в отчаянии оплакивает смерть Аталы. Их история разворачивается на девственных территориях, во французских колониях в южной части Соединенных Штатов, на берегах Миссисипи, где любовь двух простых и страстных существ находится в противоречии с религиозными законами. Ссылка на религию подтверждается крестом на заднем плане, а также еще одним в руках у девушки, и образом монаха.
Надписи на стене пещеры говорят о существовании девушки, «живой, как цветок» и «увядшей, как трава в ноле».
Точное и плавное живописное исполнение, четкость рисунка, мраморный блеск кожи и рассчитанное равновесие композиции выявляют общность стиля, если не вдохновения, с Давидом.

воскресенье, 11 декабря 2016 г.

Ян Гриффер Старший (ок.1645 - 1718) - «Зима»

Ян Гриффер. Зима. Медь, масло. 51,3х59 см. Собрание Савойской галереи, г. Турин. Из коллекции Евгения Савойского-Суассона
Из сборника "Великие музеи мира" № 23 "Савойская галерея. Турин": 
Автор этой картины, сказочной и простонародной, родился в Голландии, но переехал в Англию очень молодым, вероятно, в возрасте пятнадцати лет. Он поселился в Лондоне, поступил в мастерскую Яна Лотена, где приобрел профессию, став популярным жанровым живописцем. Его специальностью стали речные пейзажи, при этом, его стиль характеризуется исключительным богатством деталей, а также высокой линией горизонта, что напоминает искусство Яна Брейгеля, а в более общем смысле - фламандский пейзаж начала XVII века. Зимний пейзаж был популярным жанром Северной живописи, где игры детей и повседневные заботы взрослых, происходящие на льду, изображались довольно часто. Многообразие рисунков, скрупулезность, с которой они распределены, и добродушие простонародных лиц здесь выражены в чередовании холодных цветов с более теплыми пастельными тонами, придающими живописи атмосферу сказок братьев Гримм. Работа, как и многие из фламандских шедевров, представленных в галерее, ранее находилась в коллекции принца Евгения Савойского-Суассона. Работа подписана в нижнем правом углу «Jan Griffier».
Франческа Сальватори

суббота, 10 декабря 2016 г.

Джузеппе Мария Креспи (1664-1747) - «Святой Ян Непомуцкий исповедует королеву Богемии»

Джузеппе Мария Креспи (Испанец) Святой Ян Непомуцкий исповедует королеву Богемии. Исполнено около 1740 г. Холст, масло 155 x 120 см В коллекции с 1743 г.

Из сборника "Великие музеи мира" №23 "Савойская галерея. Турин":
Работа была куплена в 1743 году аббатом Салани для Карла Эммануила III Савойского за сумму в 630 фунтов. Если бы не звездная корона, атрибут святого, придающий сцене подобие исторического эпизода, картину можно было бы трактовать в соответствии с революционным стилем Креспи, как демотическую исповедь болонской женщины в любой из городских церквей. Сюжет картины повествует о покровителе Богемии, который отказался нарушить таинство исповеди, скрыв от короля Вацлава IV содержание исповеди королевы Иоанны, из-за чего был в 1393 году подвергнут мученической смерти. Сюжет погружен Креспи в то, что Роберто Лонги назвал «скромной, повседневной сценой с использованием церкви», где «к исповедальне прислонена трость, а черные туфли молодого священника блестят, смазанные салом». Вокруг сцены создана аура интимности и правдивости, в результате чего возникает понимание самых простых реалий, что составляет главный вклад Креспи в обновление жанровой живописи. Теплый свет, который проникает через узкое отверстие ризницы, осторожно касаясь фигур, создает ауру, окутывающую происходящее, подчеркивая тем самым отсутствие каких-либо абстрактных аллегорий. Картина подписана инициалами «G.C.»; в верхней части исповедальни надпись «Quor remiseritis peccata remittvntvr eis».
Франческа Сальвадори
Ян Непомуцкий был казнён королём Вацлав IV, который распорядился  сбросить связанного в мешке священника с Карлова моста в Праге. С тех пор св. Ян Непомуцкий считается покровителем профессиональных секретов и пострадавших от наводнения. 
Детали:
Образ этой королевы, которая не выглядит как королева, хорошо отражает процесс секуляризации, который начался в XVIII веке. Искусство Креспи является примером того, как, по словам Эцио Раймонди, «идея XVII века истории литературы проникает в повседневную жизнь общества».
Поэтика Креспи была названа «поэзией повседневной жизни», и тому подтверждение эти большие, тяжелые кожаные ботинки, замечательно полно выражающие способности художника и отображении домашней обстановки, к которым добавляется беспокойный дух исследователя.
Среди различных элементов реализма, которые наперебой спешат придать очарование этой работе, мы видим фигуру старика, определенного Лонги как «старый фанатик», настолько погруженного в молитву, что его нос оказался больно и неестественно сжат руками.

См. также:


Джузеппе Мария Креспи (1664-1747)