четверг, 26 января 2017 г.

Герардо ди Джованни дель Фора - «Триумф Целомудрия»

Герардо ди Джованни дель Фора (1445-1797). Триумф Целомудрия. Исполнено в последней четверти XV в. Дерево, темпера, лак 42 х 65 см.  С 1849 года года картина хранится в коллекции Савойской галереи.
Из сборника "Великие музеи мира" № 23 "Савойская галерея. Турин":
Споры об авторстве этой картины, являющейся парной к «Битве Любви и Целомудрия», которая сейчас хранится в Национальной галерее в Лондоне, были очень напряженными. Атрибуции колебались в неопределенных границах «манеры Боттичелли», Бенедетто Гирландайо, Козимо Росселли и «мастера Триумфа», чтобы принять, наконец, вариант Федерико Зери, признавшего здесь руку знаменитого миниатюриста Герардо ди Джованни дель Фора. Тема взята из «Триумфа Целомудрия» Петрарки (ст. 118-126) и отображает фигуру Целомудрия в белоснежной юбке на триумфальной колеснице. В руках Целомудрия - щит, на котором смутно видно Медузу (ст. 118-119), символ мудрости (Персей, получивший щит от Минервы, обратил с его помощью в камень Горгону). Коварная Любовь привязана к колеснице, запряженной единорогами (символами чистоты), ее стрелы сломаны и перебиты. Женские фигуры, шествующие впереди и позади процессии, являются «священными и благословенными девами», известными своим целомудрием. Город на заднем плане - это вид старой Флоренции. Примечательна точность описания деталей колесницы, богато украшенной драгоценными камнями и золотым шитьем. Картина была подарена Николо Кроза ди Верганьи королю Карло Альберто в 1847 году и поступила в галерею в 1849 году.
Франческа Сальватори
В тексте Петрарки описывается фигура Любви, захваченная в плен и связанная «цепями из алмазов и топазов». Обращаясь к целомудренным героиням Пенелопе и Лукреции, автор пишет: «Те, кто сломали стрелы и колчан рядом с тем дерзким, отняв у него крылья». Художник точно воспроизводит эти детали, добавив на втором плане веселую реалистическую нотку в виде купания в озере.
«Триумф Целомудрия» вторая часть поэмы Петрарки, посвящённой Трюумфам. В ней Лаура освобождает из шествия Любви многих знаменитых женщин древности, например, Дидону. Это шествие устремляет своё движение в Рим, в храм Патрицианского Целомудрия.
Целомудрие, персонифицируемое фигурой прекрасной Лауры, сидит в колеснице. В руках у неё может быть щит, который защитил её от стрел. Побежденный Купидон, связанный как пленник, может сидеть ниже её или идти впереди. Колесницу, запряженную единорогами, окружают женщины, посвятившие себя целомудрию. Перед ней несут штандарт, на котором изображен горностай — еще одно животное, символизирующее чистоту. У ног может резвится собака, прекратившая охоту на зайца — символы любви и похотливости.

среда, 25 января 2017 г.

Теренс Кунео (1907-1996) - «Спасательная операция в море»

Terence Cuneo (1907-1996), WARWICK AIR AND SEA RESCUE. 1944-11 - Теренс Кунео (1907-1996). Спасательная операция в море. Исполнено в ноябре 1944 года. 
Творчество британского художника Теренса Тенисона Кунео отображает то, что происходило в мире в 20-м веке - развитие индустрии,  техники, ну и, конечно, война. Им написано много картин посвящённых второй мировой войне для британских музеев. На них он отражал героические подвиги английских солдат и офицеров. Вот только тему того, что происходило с героями его картин, когда уже отгремели бои, он не затрагивал. За него этот пробел восполнили создателе телесериала Стрелок / Shooter, главным героем которого выведен бывший "морской котик" попавший в сложный политический заговор. в котором ему приготовлена незавидная роль козла отпущения. Как и положено настоящему бойцу он с этим категорически не согласен, начинает бороться и так далее. Любители приключенческих фильмов могут смотреть онлайн два сезона сериала в русском переводе.  

вторник, 24 января 2017 г.

Карлос Энрикес (1900-1957) - «Обнажённая Ева»

Carlos Enríquez (1900-1957). Desnudo de Eva en el Hurón Azul - Карлос Энрикес Гомес (1900-1957). Обнаженная Ева в Голубом хорьке

понедельник, 23 января 2017 г.

Максфилд Пэрриш (1870 - 1966) - два зимних пейзажа

Maxfield Parrish (1870 - 1966). NORWICH, VERMONT. 1954 - Максфилд Пэрриш (1870 - 1966). Норвич, Вермонт. Исполнено в 1955 году

Maxfield Parrish (1870 - 1966). WINTER SUNSHINE (SUNLIGHT). 1955 - Максфилд Пэрриш (1870 - 1966). Зимний солнечный день. Исполнено в 1955 году 

воскресенье, 22 января 2017 г.

Саломон Конинк (1609 — 1656) - «Портрет Раввина»

Саломон Конинк (1609 — 1656). Портрет раввина. Исполнен в 1645/1650 гг. Дерево, масло. 60 х 48 см С 1737 г. в коллекции Савойской галереи
Из сборника "Великие музеи мира" № 23 "Савойская галерея. Турин":
В XVII веке в голландском искусстве наметилась растущая тенденция специализации. Это явление привело к чрезмерной технической виртуозности и значительному сокращению сюжетов, которые стали достоянием, в том числе, и коммерческим, отдельных художников или мастерских. Соломон Конинк, почти ровесник и большой поклонник Рембрандта, как и другие ученики и последователи мастера, принялся за развитие одной из многих тем, разработанных в его обширном творчестве. Темой, избранной Конинком, стал поясной старческий портрет, персонажей которого он по-разному характеризовал как философов, астрономов, отшельников, священнослужителей. Обычно рассматриваемый как имитатор, писавший серии портретов по этюдам старческих фигур, выполненных Рембрандтом в 30-е годы, Конинк демонстрирует в этой картине большую психологическую глубину. Пронзительные и внимательные глаза являются символом блестящего ума, запертого в хрупком и слабом теле. Первоначально атрибуированный Рембрандту, затем Говерту Флинку,и «Портрет раввина» является частью партии фламандских картин, купленных в Венеции в 1737 году королевским художником Клаудио Франческо Бомоном для герцога Карла Эммануила II. Работа была реквизирована в 1799 году и привезена в Париж членами французского правительства, а затем возвращена Людовико Коста в 1815 году.
Франческа Сальватори
Руки старика, лежащие на верхнем конце трости, представляют собой одну из тех деталей, которые вызывают в воображении зрителя характер, походку и целый образ жизни и существования персонажа. Раввин изображен сидя, но мы легко можем представить, как он медленно встает, и, сомневающийся, но умудренный опытом, направляется через неф синагоги к книгам Торы.

суббота, 21 января 2017 г.

Энди Уорхол - «Ленин»

Andy Warhol (1928-1986). Lenin . Painted in 1986. - Энди Уорхол (1928-1986). Ленин. Написано в 1986 году
Andy Warhol (1928-1986). Red Lenin.  Painted in 1987 - Энди Уорхол (1928-1986). Красный Ленин. 1987
Только не спрашивайте, почему картина была создана позже смерти автора. 

пятница, 20 января 2017 г.

Иоахим Патинир - «Крещение Христа»

Иоахим Патинир (1475/1480 — 1524). Крещение Христа. Исполнено около 1515 года. Дерево, масло 59,9 х 76,3 см. В собрание музея истории искусств в Вене из коллекции эрцгерцога Леопольда Вильгейма

Из сборника "Великие музеи мира" №19 "Музей истории искусств. Вена":
Иоахим родился в Бувиньи в 1485 году. Из его наследия известны только работы, написанные после 1515 года, когда он вступил в гильдию художников Антверпена. В 1521 году художник встретился с Альбрехтом Дюрером, который назвал его «хорошим художником-пейзажистом». Действительно, фламандский мастер напишет многочисленные фоновые пейзажи для картин других художников. Природа, однако, не является главной темой работ Патинира: это только ее контекст, изображенный с высоты птичьего полета, описанный в мельчайших подробностях и с подчеркнутым чувством фантазии, которая создаст много предпосылок для творчества Питера Брейгеля. В этом шедевре глаз отдыхает на необычно светлой скале посреди картины, отмечая белого голубя, символ Святого Духа, а над ним - образ Божий, принимающий участие в крещении Христа. Вся картина сыграна на оттенках серого, зеленого и синего. Смешиваясь, эти цвета дают бледный сюрреалистический свет, типично северный, окутывающий и выделяющий каждую деталь природы. Фигуры Иоанна Крестителя и Иисуса характеризуются почти архаичной жесткостью, контрастирующей с живостью фона. Кажется, что Патинир, однако, не желает упускать из виду религиозный сюжет, и точно описывает Иоанна, стоящего на берегу и льющего воду с рук на голову Иисуса, погруженного в Иордан.
Сильвия Боргезе

четверг, 19 января 2017 г.

Андреа дель Верроккьо и Леонардо да Винчи - «Крещение Христа»

Андреа дель Верроккьо (1435 — 1488) и Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 — 1519). Крещение Христа. Исполнено около 1470 г. Дерево, темпера и масло 180 х 152 см В коллекции галереи Уффици (Флоренция) с 1914 г.

Из сборника "Великие музеи мира" №11 "Галерея Уффици. Флоренция":
Доска с изображением Крещения Христа из флорентийского монастыря Сан-Сальви является единственным живописным произведением Вероккьо, дошедшим до нас. Начатая Вероккьо примерно в 1470 году, она была заброшена, а через несколько лет возобновлена и закончена Леонардо, который покрыл маслом некоторые места, ранее написанные темперой. Есть сведения, что Вероккьо часто бросал свои работы. Вазари, напротив, рассказывает о том, что мастер оставил работу над картиной, сраженный величием своего ученика Леонардо. Вероккьо был необычной личностью: ювелир, скульптор и художник, владелец преуспевающей мастерской во Флоренции, из которой вышли такие талантливые мастера, как Леонардо, Перуджино, Лоренцо ди Креди и Боттичелли. Нежность и необычайная выразительность, с которой написаны профиль ангела, Иисус и левая часть пейзажа, покрытая маслом на заднем плане, неоспоримо свидетельствуют об авторстве Леонардо. Скульптурная резкость фигуры Крестителя, изображений пальмы и скальной глыбы указывают на руку Вероккьо. Можно отметить также открытость формы, характерную для скульптур Вероккьо, которая будет неоднократно повторена с большим успехом в работах периода барокко.
Елена Джаннески
Поражает реализм, с которым написаны ноги Христа и Крестителя: виднеющиеся в чистой воде Иордана, они слегка искривлены от преломления света сквозь мелкую рябь реки.