четверг, 14 февраля 2008 г.

Илья Репин (продолжение)

В русском искусстве XIX столетия, достигшем больших высот, многогранном и ярком, Репину принадлежит одно из первых мест. Воспитанный в традициях революционно-демократической эстетики 60-х годов, он сумел наиболее остро выразить современность, показать ее сложной, противоречивой и многосторонней. Его идеалы были связаны с передовой общественной мыслью второй половины XIX века. Его творчество было подчинено идее борьбы за человеческое счастье. Обличая зло, раскрывая противоречия времени, он, вместе с тем, стремился найти в окружающей жизни подлинных героев, способных бороться и побеждать.
Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии в семье военного поселянина — представителя одного из самых «низших» сословий. С ранних лет зарабатывая деньги писанием икон, он сумел скопить небольшую сумму и в 1863 году отправился в Петербург. Здесь Репин поступил в Академию художеств. Тут же он познакомился с вожаком передовой художественной молодежи — И. Н. Крамским, который стал его учителем и другом.
Шестидесятые годы прошли для Репина в упорном труде, в овладении мастерством, в знакомстве с современной литературой, с историей культуры. Общение с Крамским, знаменитым критиком В. В. Стасовым, друзьями по Академии художеств способствовало быстрому формированию мировоззрения молодого художника.
В это время Репин проходит как бы две школы -одну академическую, другую — школу Крамского и его друзей. В первой он преодолевает все сложности академической премудрости, однако не подчиняясь господствовавшей тогда в преподавании схоластике и извлекая из академической школы все для себя полезное. Во второй — он следует жизненным наблюдениям. Он рисует портреты друзей и знакомых, стараясь быть точным в воспроизведении их внешнего облика и стремясь проникнуть в людские характеры, раскрыть внутренний мир человека.
В портрете Е. Д. Шевцовой, нарисованном в технике мокрого соуса, Репин старается быть объективным, даже в какой-то мере строгим. Такая же объективность присуща и портрету матери, очень точно воссоздающему каждую черточку лица этой простой женщины.
Но некоторые портреты конца 60-х годов все более проникаются лирическим чувством, в них все более определенно проявляется отношение художника к своей модели. Таков портрет В. А. Шевцовой — невесты художника. В этом образе Репин воплощает тему спокойной, грустной задумчивости; он стремится всеми средствами опоэтизировать образ, передать не только внешнюю, но и внутреннюю красоту человека.
Но не только портрет давал художнику повод для познания окружающего мира. Еще в 1864 году Репин создает жанровую картину — «Приготовление к экзаменам» — бесхитростную и незатейливую. Он охотно пишет портретные этюды со сторожа или продавца ученических работ Академии. Его привлекают самые простые проявления жизни.
Однако Академия требовала своего. Репин сочинял картины на евангельские или мифологические сюжеты. А последняя из академических картин — выпускная работа художника «Воскрешение дочери Иаира», удостоенная золотой медали, действительно, стала одним из лучших произведений художника. Эту удачу сам Репин объяснял тем обстоятельством, что евангельский сюжет он сумел как бы «пропустить» через воспоминания детства — он вспомнил смерть своей сестры Усти, полумрак комнаты, где лежала сестра, и ощутил то охватившее его душу чувство тоски и печали, которое он испытал когда-то. Эти живые человеческие переживания помогли Репину одухотворить традиционный сюжет, придать всей картине внутренний драматизм, сделать всю эту сцену близкой современным человеческим эмоциям.
Золотая медаль, полученная в Академии художеств, давала Репину право на поездку за границу, где молодой художник должен был совершенствовать свое мастерство. Но поездка откладывалась в связи с тем, что в России художника задерживали две большие работы, которые необходимо было закончить. Первой был групповой портрет славянских композиторов. Репин изобразил на большом холсте всех знаменитых славянских музыкантов, разбив их на группы и придав каждой из них несколько жанровый оттенок. Это позволило художнику отойти от устаревшей традиции парадного группового портрета.
Другой работой стала большая картина, законченная лишь в 1873 году — «Бурлаки на Волге».
Замысел «Бурлаков» родился еще в Петербурге, когда художник увидел бурлацкую ватагу на Неве. Но первые опыты решить задачу оказались неудачными. Слишком много было в них внешне демонстративного и назидательного: слишком мало художник еще видел и работал с натуры. Но «Бурлаки» запали в душу художника, и в поисках интересного материала для картины Репин отправился на Волгу. Он провел там целое лето, а через два года вновь предпринял поездку на Волгу. Здесь — на великой русской реке, словно собравшей весь простор русской земли, всю ее ширь, всю красоту, он упивался всем тем, что видел — прекрасными пейзажами, людьми, их смелостью, удалью. Волжские бурлаки стали для него близкими и знакомыми. Он рисовал их во время коротких перерывов или вечером у костра, компоновал картину, писал эскизы с изображением бури на Волге. Он восхищался своими будущими героями: Каниным, казавшимся художнику каким-то античным философом, Ларькой, бородатым мужиком — широкоплечим и длинноруким, с наивным детским лицом. Волжские впечатления заставили Репина искать новое решение картины. Художник понял, что его задача не только в том, чтобы обличать, что чаще всего делали художники 60-х годов, но и в том, чтобы выразить в этих образах силу, мощь, красоту.
В отличие от жанристов 60-х годов, писавших небольшие по размерам картины, Репин хотел создать монументальное полотно. Он избрал холст большого формата и так построил композицию картины, чтобы она создавала величественное и монументальное впечатление. Он выделил силуэты фигур бурлаков на фоне прибрежного песка, воды и неба. Он разбил всю ватагу на группы, уравновесив их. Передав движение, он словно замедлил его вертикальными ритмами. Точка зрения немного снизу и фризовое построение композиции еще более усилили значительность образов. Человеческие качества репинских героев, их ум, сила получили как бы подтверждение и в общем строе всей картины — в ритме и в композиции.
Картина Репина принесла художнику заслуженную славу. Не случайно через два года после окончания «Бурлаков» в 1875 году Крамской писал: «Четыре года тому назад Перов был впереди всех, еще только четыре года, а после Репина «Бурлаков»... для всех стало очевидно, что уже невозможно остановиться хотя бы на маленькую станцию, оставаясь с Перовым во главе».
До отъезда в Париж Репин успел создать еще одно произведение, открывшее перед ним широкие перспективы в области портретного творчества. Это произведение— портрет В. В. Стасова 1873 года. В этом портрете художник выявил боевой дух, темперамент, неутомимость знаменитого критика, отстаивавшего интересы прогрессивного искусства.
К началу 70-х годов, когда все эти произведения были закончены, Репин предстает перед нами уже сложившимся мастером. Он владеет формой большой картины, он проявляет себя как тонкий и смелый рисовальщик, он становится глубоким психологом. Только пройдя школу 60-х годов, он оказывается способным справиться с теми сложными задачами, которые сам перед собой ставит.
«Бурлаками» и другими произведениями начала 70-х годов начинается зрелость художника. Но дело не только в той роли, какую сыграли эти произведения в творческом развитии самого Репина. Они открывали перспективы перед всей русской живописью, выдвигали новые психологические, композиционные и живописные проблемы. Репин оказался выразителем нового поколения художников, его знаменем и надеждой. В дальнейшем он подтвердил это свое право быть впереди, постоянно искать и находить новое.
Д. Сарабьянов
Открытка общества св. Евгении
Какой простор! Эскиз на открытке общества св. Евгении
Буря на Волге. На плоту. 1870 г. Холст, масло. 55х102. Государственный Русский музей
Протодиакон. 1877 г. Холст, масло. 124х96 см. Государственная Третьяковская галерея
Это произведение. экспонировавшееся на шестой передвижной выставке, вызвало ныне, если не больше, нападков обскурантов от искусства, чем картина К. А. Савицкого «Встреча иконы». Действительно, хотя Илья Ефимович Репин и запечатлел вполне конкретное лицо—чугуевского соборного протодиакона Ивана Уланова, персонаж портрета собирательно воплотил в себе все то, что можно объективно сказать о русском церкви втором половины XIX века. 
 Не случайно, позднее при отборе Академией художеств произведений русского искусства для Всемирной выставки «Протодиакон» Репина вызвал резкое возражение президента Академии великого князя Владимира Александровича, который заявил: "Такую физиономию духовного лица неудобно показывать иностранцам». Подобная реплика свидетельствовала об опасениях консерваторов, что по «Протодиакону» могли бы вынести общее суждение о православном духовенстве. Набрякший нос пьяницы, плотоядные губы и обширнейшее чрево указывают на то, чем живет протодиакон. «Весь он плоть я кровь, лупоглазие, зев и рев, рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как и сам обряд в большинстве случаев»,— писал о своем герое И. Е. Репин.
Бурлак. Акварель. 1870 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Портрет неизвестной. Акварель. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея
Голова калмыка. Бумага, граф. карандаш. 1871 г.
Бурлаки, идущие вброд. Холст, масло 1872 г. Государственная Третьяковская галерея
Молодой бурлак - центральный обрах картины "Бурлаки на Волге"
Бурлак. Этюд для картины "Бурлаки на Волге". Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Негритянка. 1875 г. Холст, масло 115х93. Государственный Русский музей

Комментариев нет: