понедельник, 16 февраля 2009 г.

Антонин Славичек (1870-1910) - "Храм св. Вита"

Среди выдающихся мастеров европейского пейзажа конца века значительное место принадлежит чешскому пейзажисту Антонину Славичеку (1870—1910). Искусство художника необычайно многогранно. Он проявил себя и лириком и живописцем эпического склада, прославившим землю Ян Гуса и Жижки, и мастером почти трагического звучания, стремившимся показать суровую жизнь современного ему чешского крестьянства. Всегда разный и постоянно охваченный желанием найти самые убедительные художественные решения волнующих его чувств и мыслей, Славичек в своем искусстве пленяет глубокой искренностью и правдой. Его работы привлекают эмоциональным восприятием природы, радуют звучной, светлой палитрой, новыми решениями в передаче солнечного света, трепета воздушной среды, богатейшей игрой рефлексов. Первая большая монографическая выставка картин Славичека, показанная в Киеве и Москве в октябре — ноябре 1965 года (до нее единичные работы мастера демонстрировались у нас лишь на общих экспозициях чехословацкого искусства в 1937 и 1954 годах), позволила основательно ознакомиться с его творчеством, более четко определить его место в изобразительном искусстве братского нам народа. В прошлом веке Чехия была лишена политической самостоятельности. В изобразительном искусстве пейзаж был тогда одним из немногих жанров, где художники могли свободно и громко выражать свою любовь и преданность родной земле. Искусство Славичека является связующим звеном между творчеством мастеров XIX и XX столетий. Унаследовав традиции классического пейзажа прошлого с его академической построен-ностью, четкостью рисунка и ясностью формы, он привнес в него веяния нового времени, развив и углубив эмоциональную сторону, обогатив колористическое восприятие, насытив новым содержанием и учащенным биением пульса своей эпохи. Молодой художник прошел основательную школу у профессора Ю. Маржака, возглавлявшего в 1880-е—1890-е годы пейзажный класс в Пражской Академии изобразительных искусств. Из мастерской Маржака вышла замечательная плеяда живописцев. Помимо Славичека, это были Ф. Каван, О. Лебеда, Я. Минаржик и другие, оказавшие большое влияние на последующее развитие чешской пейзажной живописи. Известный художественный критик той поры К. Мадл справедливо назвал учеников Маржака «портретистами чешского пейзажа». В своей педагогической практике профессор Маржак придавал большое значение письму на плейере. Часто он сам с учениками работал за городом, непосредственно на природе. Славичек рано проявил себя как художник. В двадцать один — двадцать три года им написаны «Пейзаж Полабья», этюд «Ирисы». В них можно проследить как воздействие учителя, товарищей по классу, так и увлечение творчеством своего старшего современника А. Хитусси и французских мастеров барбизонской школы. При всем этом, однако, уже здесь проявляется утверждение своей, неповторимой, лиричной индивидуальной манеры. К середине 1890-х годов Славичек выступает сложившимся мастером, которого больше всего волнует эмоциональная сторона в образной передаче того или иного пейзажного мотива. Шуршат опавшие листья под колесами удаляющейся повозки. Сиреневатый, мглистый туман опустился на землю и нежным покровом укутал оголившиеся стволы деревьев... «Осенью в тумане» назвал художник эту картину, пользовавшуюся заслуженным успехом с момента ее появления на выставках Вены, Праги и Парижа (здесь в 1900 году она была отмечена бронзовой медалью). Самой значительной работой первого периода творчества художника была картина «И ю н ь с к и и день». Она экспонировалась на выставке художественного объединения «Манес» в 1898 году. От предыдущих полотен «Июньский день» отличается большей экспрессивностью в трактовке формы, богатством колорита и чистотой тонов. Большой зрелостью пластического решения, ясным равновесием силуэтов и масс, красивым цветовым и тональным строем отличается такая работа, как «Гостишов с запада». Картина воспроизводит места, лежащие неподалеку от древнего Табора, города, овеянного воспоминаниями о гуситских войнах, о борьбе чехов за свою независимость и свободу. В пору работы над этим полотном художник сближается с представителями передовой чешской интеллигенции, зачитывается книгами лучших чешских и русских писателей, многое им переосмысливается заново. Происходит дальнейшее формирование мировоззрения мастера, проникнутое жизнелюбием, оптимистической верой в человека. Его все больше волнуют судьбы народа. Своими пейзажами он стремится вызвать у зрителя чувство глубокой любви к родине, к своей земле. С 1903 по 1905 год Славичек проводил летние месяцы в деревне Каменички, лежащей на Чешско-моравской возвышенности. Он страстно увлекается идеей передать в живописи ощущение единства состояния духа природы и человеческого труда. Его письма переполнены высказываниями о стремлении воплотить на полотне «нечто большее», чем только краски и линии. Поиски нового содержания влекут и новые формальные решения. Живопись становится более плотной, материальной, цвет звучит декоративнее, композиции монументальнее. Такова полная ощущения сурового величия природы, сдержанная по цвету картина «На холме» и одно из наиболее классических полотен Славичека «У нас в Каменичках». Очень неприхотливая по мотиву, по мудрой простоте названия эта картина воплощает в себе типичные черты края. Хорошо найденный ритм вертикалей и горизонталей рождает впечатление необъятной широты. Полотно захватывает монументальной целостностью линейно-пластического и цветового решения. Уголок хорошо знакомой художнику местности возведен в величественный образ, далеко выходящий за пределы узконационального пейзажа. Со временем в творчестве Славичека все явственнее и настойчивее начинает звучать мотив городского пейзажа. Тема города приобретала в конце XIX начале XX веков все большее значение. Стоит вспомнить работы Моне, Писсарро, Утрилло, Марке. Славичек принадлежит к ярким художникам городского пейзажа. Перед нами «Злата улочка» — некогда обиталище пражских золотых дел мастеров и алхимиков короля Рудольфа — одна из достопримечательностей древнего Града, сохранившая свой облик и название от века. «Будто большой город на несколько часов отошел куда-то далеко..,— пишет художник. Это, собственно, другой мир с гротескными формами и невыразимым средневековым настроением». В последние годы жизни художественная манера Славичека становится все более свободной, смелой, импрессионистичной. Как каждый хороший мастер, влюбленный в свое ремесло, Славичек отдавал много сил и времени профессиональным исканиям. Но метод никогда не превращался для него в самоцель. Художник старался уловить и зафиксировать изменчивую неповторимость, яркое колористическое обаяние тех или иных уголков родного города. Он пишет множество этюдов с изображением пражских набережных, мостов, катков, стадионов, торговых палаток («Фруктовый рынок»). Художественная прозорливость подсказала ему, одному из первых в общеевропейском масштабе, создание пейзажа, который позже стали называть «индустриальным». Таковы панорамы одного из промышленных районов столицы Чехии: «Прага от Ладви» и «Прагас Летны». Как бы непосредственным продолжением «Больших Праг» явилась для Славичека работа над живописным воплощением лучших памятников национальной архитектуры. Он задумывает написать большое полотно с изображением храма св. Вита в Граде — прославленного сооружения средневековья. Работа осталась, к сожалению, незавершенной. Художник выполнил тщательный рисунок, наметил главные цветовые отношения и определил расположение основных масс в композиции: освещенный солнцем силуэт собора, плывущие кучевые облака и глубокие, изумрудно-синие просветы неба. Летом 1909 года, в пору высокого творческого подъема и больших замыслов, когда в мастерской стояло много начатых холстов, внезапная болезнь заставила художника слечь в постель. Паралич отнял возможность работать. Полубольной мастер исполнил еще несколько небольших натюрмортов с фруктами, но былая работоспособность была утеряна безвозвратно. Страстная и темпераментная натура художника не могла пережить своего бессилия, и первого февраля 1910 года он добровольно ушел из жизни. Художественное наследие мастера осталось живым завещанием его потомкам: оно ускорило развитие современного чешского искусства. Его горячее сердце до сих пор продолжает биться в его полотнах, утверждая любовь к жизни, ко всему светлому и прекрасному на земле.
А. Гривнина

Художник Антонин Славичек (1870-1910), Чешская школа. "Храм св. Вита" 1908-1909. Галерея Главного города. Прага
Другие работы А. Славичека

Комментариев нет: