Питер Пауль Рубенс - "Соломенная шляпка" Исполнено около 1622-1625 гг. Масло, доска. 79 х 54,6 см. Национальная галерея в Лондоне |
Традиционное название этого интригующего портрета не соответствует сюжету. Шляпа девушки на самом деле не соломенная, а фетровая, со страусиными перьями. Возможно, имеет место старая ошибка транскрипции французского названия: «Chapeau de poil» превратилась в «Chapeau de paille». Девушка, по всей вероятности, это старшая сестра Елены - Сюзанна Фурман, которая в 1630 году станет второй женой Рубенса. Возможно, это свадебный портрет, выполненный художником в 1622 году, когда Сюзанна вышла замуж за Арнольда Лундена, на что, кажется, намекает кольцо на правой руке. Портрет живет трепетной жизнью души, заключенной в дыхании девушки. Его оживляет тень, отбрасываемая полями шляпы, и контраст между лазурью фона и горячим и расплывчатым красным цветом рукавов. Воспоминание о Тициане становится ферментом, который заставляет персонаж играть, наполняет его теплом и жизнью, придает фигуре необычайную непосредственность. Композиция, по видимости такая естественная, на самом деле тщательно продумана. Плотная игра диагоналей определяется полями шляпы, бархатом декольте и руками, скрещенными на груди. Это радостная песнь полной грудью, напоминающая любимую модель Тициана.
Замечательная игра мягких теней, отбрасываемых полями шляпы, создает контраст между едва затененной частью лица и белизной кожи. Непослушные локоны волос, выбивающиеся из прически, выполнены концом кисти и прорезаны по поверхности ее черенком - так же делал и Рембрандт.
Даниэла Тарабра
Питер Пауль Рубенс - "Автопортрет с братом Филиппом, Юстом Липсием и Яном Воверием" (Четыре философа). Исполнено около 1612 г. Доска, масло; 164 х 139 см. Палаццо Питти, Флоренция |
Перед барельефом Сенеки стоит вазочка с тюльпанами - милое выражение почтения. Философ Ян Воверий с двумя учениками, младший из которых - брат Рубенса, собрались за столом, погрузившись в штудии. Самого себя художник изображает стоящим чуть позади. Сцена сердечной беседы типична для фламандской культуры конца XVI века. Атмосфера приветливая и в определенном смысле ностальгическая. Действительно, на момент создания картины, традиционно датируемой 1612 годом, Воверий и Филипп Рубенс уже умерли (на что подспудно указывают два отцветших тюльпана в вазочке). Художник внес значительные изменения в первоначальную композицию, например, увеличив свою фигуру, которая задумывалась меньше и на заднем плане. Такое решение потребовало расширения основы для живописи, и поэтому была добавлена одна доска. Пристальный взгляд Рубенса, настойчиво обращенный к зрителю, кажется, хочет привлечь внимание к группе друзей, объединенных философскими мыслями, как бы для того, чтобы сохранить живые воспоминания о них. В этом смысле картина может читаться как дань памяти художника близким ему людям, которых уже нет.
Сильвестра Биетолетти
Питер Пауль Рубенс - "Три дамы с амурами в саду". Исполнено в 1630-1640 гг.Дерево, масло 30 х 32 см. Замок Сфорца, Милан |
Небольшие размеры работы, использование монохромной техники и быстрый, неопределенный мазок позволяют считать эту работу маслом подготовительным эскизом. Среди эскизов Рубенса есть несколько, очень похожих между собой: один хранится в палаццо Питти, другой в Варшаве. По этому поводу критики отмечают, что, в то время как флорентийский экземпляр посвящен явно мифологической тематике - сюжету Трех Граций, представленных в платьях классического стиля, другие эскизы, хотя и демонстрируют близость к этой теме, изображают трех женщин, одетых по моде того времени. Кроме того, в силу их иконографического сходства, три подготовительных наброска относились к картине «Три грации», написанной художником в последние годы его жизни (Прадо, Мадрид). Как и в других, так и в миланском эскизе, Рубенс придал большое значение центральной фигуре, стоящей лицом к зрителю, в то время как два амура на переднем плане слева держат ее корону и пытаются отвлечь, дергая за платье. Прической и одеждой дама напоминает главную героиню «Сада Любви», другого знаменитого произведения мастера, хранящегося в Прадо, в чертах которой угадывается образ второй жены художника. В миланском произведении усматривается сочетание классической тематики с интимной, семейной атмосферой, что характерно для последнего периода творчества художника.
Мартина Астольфи
Питер Пауль Рубенс - "Последствия войны". Исполнено в 1637-1638 гг.Холст, масло 206 х 345 см. Палаццо Питти, Флоренция |
Картина, монументальная по размерам, являет собой драматическую метафору войны, разразившейся в 1618 году и закончившейся только через десять лет после выполнения этой работы. Заказанная художнику в 1637 году, эта работа была отправлена во Флоренцию в сопровождении длинного письма, поясняющего сюжет. Принимал работу заказчик - фламандский художник Юстус Сустерманс, официальный портретист Медичи. Венера тщетно пытается удержать Марса, подстрекаемого фуриями, который в своем стремительном натиске сносит все положительные аспекты мира - молодость, красоту, любовь, искусство. Европа здесь представлена аллегорически в виде скорбной вдовы - символ страны, разрушенной тридцатилетней войной. Именно столько лет армии опустошали земли Фландрии и, в частности, Антверпен, родной город художника. Тусклые тона света, разрываемые внезапными вспышками, светло-золотистые тона цвета кожи богини и амурчиков, курсивная линия, которая распутывается, уплотняется, распадается до исчезновения,- все эти элементы, введенные художником в композицию, создают надвигающееся и неумолимое ощущение движения. Вдохновение автор черпает в картине «Битва при Кашине» Микеланджело, изученной в юности с неиссякаемым восхищением. Полотно было продано великому герцогу Фердинанду наследниками Юстуса Сустерманса.
Картина была выполнена художником в период, когда он разрабатывал оформление башни Торре делла Парада для Филиппа IV Испанского мифологическими сюжетами, взятыми из «Метаморфоз» Овидия.
Сильвестра Биетолетти
Питер Пауль Рубенс - "Искушение Деяниры". Исполнено около 1638 г.Холст, масло 245 х 168 см. Савойская галерея, Турин |
Произведение, сюжет которого взят из «Метаморфоз» Овидия, изображает коварную Молву, которая сообщает Деянире об измене ее мужа Геракла. Белая ткань, которую она протягивает героине, является талисманом, пропитанным кровью Несса, кентавра, убитого Гераклом, которая, согласно предсказанию, должна была вернуть любовь супруга, но вместо этого Геракл погиб в страшных муках. Картина написана в последние годы жизни художника вместе со своей парной картиной «Геракл в саду Гесперид». Мифологические сюжеты в эти последние два года написаны с применением подвижной техники, крайней свободы и силы инстинкта, а также изысканных цветовых сочетаний. Здесь мы видим также богатую и спокойную чувственность, характерную для женских фигур Рубенса, далеких от изящества классических идеализированных моделей, но наполненных биением жизни, темпераментом и хитроумным коварством. Существует подготовительный набросок этого произведения (коллекция сэра Марка Уорсли, Говингхэм-холл) и копия плохого качества (Швейцарская частная коллекция). Картина была зарегистрирована в XVIII веке в коллекции Пьетро Джентиле, которая перешла в собрание маркиза Дураццо-Адорно. В 1947 году она была выставлена на антикварном рынке в Милане и приобретена Савойской галереей.
Тревожная фигура Молвы, порочная натура которой подчеркивается образом старухи, удивительно гармонично воплощает строки Овидия («Метаморфозы», IX, 137-144): «Болтливая Молва,которая любит смешивать ложь с истиной и, начиная с нуля, ширится собственной ложью, опережает ее и доносит ее голос до твоих ушей, Дея-нира: Амфитрионид очарован Иолой!»
Франчески Сальвадори
Питер Пауль Рубенс - "Суд Париса". Исполнено в 1632-1635 гг. Масло, доска 145 х 194 см. Национальная галерея в Лондоне |
Из всех мифологических тем, разрабатываемых художниками, наибольшей популярностью пользуется история о трех богинях, соревнующихся за первенство в красоте. Юнона, Минерва и Венера обратились к Парису, троянскому царевичу и пастуху, чтобы узнать, кто из них красивее. Присуждение золотого яблока, также известного как «яблоко раздора», Венере, обещавшей Парису самую красивую женщину в мире, вызвало знаменитую Троянскую войну, воспетую Гомером. Эклектический талант и льющееся через край мастерство фламандского художника открывают в этом мифологическом повествовании, различные версии которого нам известны, мягкую женскую наготу и чувственную, тучную розовую плоть. Крупное полотно, написанное с легкостью и воодушевлением наброска, погружено в теплый послеполуденный свет, обволакивающий фигуры и деревья и разгорающийся в пышном сельском пейзаже и в облачном небе. Он являет собой момент полной, и даже поздней зрелости искусства Рубенса, прославляющего жизнь в ее естественном и счастливом течении в образе сказочной деревенской царственности, где никто и ничто не может избежать торжественно-чувственного мифа.
Золотой шлем, щит с головой Медузы и сова - символы Минервы, богини мудрости и войны за правое дело. Она обещала Парису, если бы он выбрал ее самой красивой, непобедимость в бою.
Но поскольку тот предпочел Венеру, в событиях Троянской войны богиня встала на сторону греков и хранила Ахилла.
В этой роскошной и идиллической аллегории изящный крылатый путто с колчаном - это Амур, сын Венеры, победительницы состязания. Павлин в центре холста - атрибут Юноны. Цветные пятна на хвосте - глаза Аргуса, стоглазого охранника, назначенного сторожить Ио и убитого Меркурием.
Золотое яблоко,которое Парис вручает Венере, сочтя ее прекраснейшей из богинь, порождает десятилетнюю Троянскую войну. Богиня красоты, пообещав Парису самую красивую женщину в мире, помогла ему похитить Елену, жену Менелая, царя Спарты, и привезти ее в Трою. Греческие властители ринулись в бой, чтобы вернуть ее на родину.
Даниэла Тарабра
Нельзя не заметить, что у Рубенса были несколько иные представления о женской красоте, нежели сейчас. Парис написанный сегодняшними художниками первым делом отправил бы соискательниц титула на вакуумный массаж живота и курс экспресс-похудения, чтобы они избавились от целлюлита.
Комментариев нет:
Отправить комментарий