Бернардо Каваллино (1616- около 1656). Неаполитанская школа.Святая Цецилия в экстазе. Исполнено около 1645 г. Холст, масло 183 х 129 см. Национальный музей Каподимонте, Неаполь |
То, что Бернардо Каваллино был одним из самых утонченных неаполитанских художников XVII века, прекрасно видно по картине «Святая Цецилия в экстазе», единственном его подписанном и датированном произведении, находившемся ранее в соборе святого Антония в Падуе (к счастью, сохранился и набросок картины, ныне висящий рядом с ней в музее). Нежная палитра основана на контрасте серых, бежевых и коричневых цветов с одной стороны, и ярких красок, которыми написан образ святой, с другой. Рыхлые и воздушные, а то насыщенные и вибрирующие мазки; широкие нейтральные поверхности по соседству с другими, мягкими и бархатистыми; безупречная гармония композиции, и, одновременно, сильный эффект театральности - это лишь немногие элементы, придающие огромное очарование этому полотну. Произведение, действительно, отличается грацией и легкостью, которые, как кажется, предвосхищают рококо, и, в то же время, остается абсолютно неаполитанским. Даже если в нем и блуждают отзвуки цвета или других элементов Ван Дейка, Грекетто и Пуссена, они всегда пропущены сквозь творчество мастеров неаполитанской школы первой половины века. Именно Каваллино, отдав должное Мастеру Благовещения пастухам, Фальконе, Вуэ и Меллину, приведет «станционизм» к его естественному «эпилогу», подчеркивая его чувственные характеристики, вплоть до придания им мимолетности женского очарования. Возможно, не случайно крупные фигуры в неаполитанской живописи второй половины XVII века (прежде всего, Прети и Джордано) пойдут по пути, далекому от станционизма.
Маттиа Гаэта
Комментариев нет:
Отправить комментарий