Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино (Косоглазый) (1591—1666). Болонская школа. Бог-Отец С ангелочком. Исполнено в 1620 г. Холст, масло 66x91 см. Музей Страда-Нуова, Генуя |
Этот маленький холст заказал Гверчино Кристофоро Локателли. Работа должна была быть размещена как навершие алтарной картины, изображающей «Пострижение св. Вильгельма Аквитанского» в церкви св. Григория в Болонье. По словам болонского историографа Карло Чезаре Мальвазии, заказчик, пораженный необыкновенной красотой картины, решил оставить ее себе, поставив на ее место копию, которая и оставалась там до 1962 года. Картина, датированная 1620 годом, - это работа начала зрелого периода художника. На формирование его стиля повлияли уроки Тициана по цвету, что явилось настоящей предпосылкой его живописи легкими мазками, с большими жидкими и яркими пятнами цвета. Этот эпизод имел решающее значение для Гверчино, так как позволил ему расширить свой кругозор и войти в контакт с новейшей живописной культурой того времени, не забывая, однако, подлинной натуралистической жилки, лежащей в основе его вдохновения. Эта работа - ценный пример стиля художника, для которого характерны теплая цветовая гамма и сильная «пятнистая» светотень. Трогательна нежная фигура ангелочка рядом с величественным Богом Отцом. Картина была частью небольшой группы ценных работ из Палаццо Россо, которые герцогиня Галльера увезла с собой в парижский особняк. Они не входили в пожертвование 1874 года, но стали собственностью муниципалитета Генуи после смерти благородной дамы.
Джованни Франческо Барбьери, прозванный Гверчино (Косоглазый) (1591—1666). Болонская школа. Умирающая Клеопатра. Исполнено в 1648 г. Холст, масло 173x237 см. Музей Страда-Нуова, Генуя |
Холст можно отождествить с упомянутым в «Счетной книге» Гверчино как «картина Клеопатры», за которую заплачено 125 дукатов «24 марта 1648 года Его Высокопреосвященством, монсеньором Карло Эмануэле Дурацци», двоюродным братом Стефано Дураццо, занимавшим должность кардинала-легата на землях Эмилии, подчиненных Папскому государству, традиционную для многих генуэзских кардиналов. Эта институциональная преемственность объясняет большой успех эмильянской живописи XVII века в коллекциях лигурийских городов. Данная картина, смертный миг Клеопатры, убивающей себя укусом змеи, чтобы не терпеть позор поражения и плена, была выполнена мастером в последний период его деятельности. Художник после смерти Рени переехал в Болонью, унаследовав его роль главы школы, и попал под его влияние, ориентируясь на живопись классических форм, с сильной идеализацией фигур, сопровождаемой постепенным сокращением цветовой гаммы и частым использованием пастельных цветов. Полотно хорошо вписывается в это новое стилистическое направление умелой игрой оттенков только двух цветов: белого цвета кожи Клеопатры и фиолетового цвета завес алькова, в виде театрального занавеса, и рубиновых капель крови, стекающих по груди царицы.
Музеи Италии наполнены множеством картин великих мастеров и другими произведениями искусства. Именно туда на протяжении долгих лет направлялись лучшие ученики Петербургской Академии художеств с тем, чтобы изучая работы мастеров Возрождения они познали оттачивали собственное мастерство. Сегодня попасть в Италию не сложно, оформление виз не займёт много времени и сил. Музей Страда-Нуова в Генуе на улице Гарибальди, 18 работает по будням с 9-00 до 19-00, в субботу и воскресенье с 10-00 до 19-00. Выходные - понедельник и все религиозные праздники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий