Эпизод из войны 1812 года. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея Холст, масло. 83х141 см.
Картина вошла в число основных творений, созданных передвижниками в реформированном ими историческом жанре. Она явилась плодом шестилетнего творческого труда, выразившегося в создании пяти законченных вариантов.
О популярности картины свидетельствует тот факт, что она была сразу же переведена в лубок, расходившийся в народе в тысячах экземпляров.
После отступления из Москвы французские войска терпели одно поражение за другим. Французская армия, преследуемая русскими войсками, спасалась бегством на запад. По дороге она теряла военную технику, людей. Многие французские солдаты, истощённые голодом, холодом, ранами и болезнями, отставали от армии и скитались по лесам и дорогам России. Крестьяне-партизаны и сельские жители, вооружённые вилами, рогатинами, косамо, брали таких французов в плен и доставляли их в расположение русских войск.
На картине Прянишникова изображён один из таких моментов Отечественной войны 1812 года.
По своему сюжету это произведение близко к знаменитой лубочной картинке: «Французы, голодные крысы, в команде старостихи Василисы». Допустимо предположить, что живописец непосредственно имел в виду партизанский отряд Василисы Кожиной. Во всяком случае, в композиции полотна важное место занимает фигура крестьянки, которая, остановившись, словно бы пропускает мимо себя колонну пленных французов и конвоирующих мужиков, как бы окидывая их «командирским оком». О каком-то её особом положении в отряде говорит и тот факт, что она сама несёт отобранные у наполеоновских мародёров «святыни» - парчовую ризу и икону в драгоценном окладе.
Художник сумел своей замечательной картиной передать народный характер Отечественной войны 1812 года.
Крестьянин. Этюд к картине "Эпизод из войны 1812 года". Государственный Русский музей
Эпизод из войны 1812 года. Офорт
Сельский праздник. Холст, масло. 42х62 см. Иркутский областной художественный музей
Молодой И. Е. Репин, находившийся с мая 1873 года в зарубежной командировке, положенной всякому выпускнику Академии художеств, окончившему учебный курс с Большой золотой медалью, писал из Парижа И. Н. Крамскому: «Мясоедов, Прянишников. Как бы все это хотелось видеть. Хотя здесь мы постоянно видим много хорошего и свежего, во всех родах, но все более вещи формальные. Французы совсем не интересуются людьми». Сетования эти понятны. Искусство передвижников было абсолютно новым явлением в истории всей человеческой культуры. Опираясь на богатые традиции национального бытового жанра, их живопись с первых же выставок Товарищества отличалась откровенной гуманистической и демократической тенденциозностью.
В этом отношении показательно полотно Прянишникова «В праздник». Живописец дает в нем внешне непритязательную бытовую сценку: изображен подвыпивший человек, лихо отплясывающий с молодухой на глазах у честного народа, собравшегося у трактира.
Однако, всматриваясь, замечаешь, что волосы мужчины заплетены в косичку, а его одежда является рясой. Оказывается «во все тяжкие> пустилась особа духовного звания.
Антиклерикальная направленность мотива очевидна. Художник выполняет здесь один из важнейших заветов революционной демократии, выраженный, например, в словах А. И. Герцена: «Труженик и страдалец земли русской... как я научил бы тебя презирать твоих духовных пастырей, поставленных над тобой петербургским Синодом...»
"Охота пуще неволи". 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
На тяге. Калининская областная картинная галерея
Конец охоты. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея
На Лысой горе. 1875 г. На сюжет из повести Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота". Холст, масло. 60х46,2 см. Государственная Третьяковская галерея
Полотно «На Лысой горе», показанное на четвёртой передвижной выставке, обязано своим появлением работе мастера в иллюстрационной графике. Художник повторил в масле одну из своих литографий выполненных для издания повести Н.В. Гоголя «Пропавшая грамота». Им отображён момент, когда гоголевский герой приходит на бесовский шабаш потребовать от чертей украденную шапку, где зашита доверенная ему для передачи гетманская грамота.
В начале 1870-х годов В.Е. Маковский попытался организовать в Москве собственную литографскую мастерскую. Эта попытка отражала поиски передвижниками возможностей к расширению их просветительной деятельности. Самым крупным изданием мастерской стал альбом иллюстраций к «Вечерам на хуторе близ Диканьки». Издание свидетельствовало не только о сохранившемся в среде передвижников интересе к творчеству писателя – основоположника школы критического реализма, но и выражало их интерес к национальной культуре и быту других народов, населявших многонациональную российскую империю, в частности, к культуре и быту братского украинского народа.
Воробушки. 1883 г. Холст, масло. 27,5х24,2 см. Харьковский государственный музей изобразительного искусства
Приготовление почвы для посева льна в Вологодской губернии. Государственная Третьяковская галерея
Возвращение с ярмарки. 1883 г. Холст, масло 48,5х71,5. Государственный Русский музей
Погорельцы. 1871 г. Частное собрание. Москва.