четверг, 8 ноября 2007 г.

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса

Автопортрет. 1886 г. офорт
ШИШКИН Иван Иванович [13 (25) января 1832, Елабуга, ныне Татарстан — 8 (20) марта 1898, Петербург], российский художник. Выдающийся мастер пейзажа, органически соединил в своей живописи и графике черты романтизма и реализма.
Родился в купеческой семье. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60). Как пенсионер Академии жил в 1862-65 в Германии и Швейцарии, посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера. Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически величественные пейзажи другого швейцарца, А. Калама. Жил преимущественно в Петербурге. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Раннее творчество
Для ранних работ мастера («Вид на острове Валааме», 1858, Киевский музей русского искусства; «Рубка леса», 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм; придерживаясь традиционного для романтизма «кулисного» построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. В таких картинах, как «Полдень. В окрестностях Москвы» (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето-воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве).
Зрелость
В 1870-е гг. мастер входит в пору безусловной творческой зрелости, о которой свидетельствуют картины «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и «Рожь» (1878; обе — Третьяковская галерея). Обычно избегая зыбких, переходных состояний природы, художник фиксирует ее высший летний расцвет, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу. Монументально-романтический образ Природы с большой буквы неизменно присутствует в картинах. Новые же, реалистические веяния, проступают в том проникновенном внимании, с которым выписываются приметы конкретного куска земли, уголка леса или поля, конкретного дерева. Шишкин — замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы [в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто «лес», но лес из «осокорея, вязов и частью дубов» (дневник 1861 года) или «лес еловый, сосновый, осина, береза, липа» (из письма И. В. Волковскому, 1888)]. С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен — в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе. Классические произведения Шишкина — такие, как «Рожь» или «Среди долины ровныя...» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова; 1883, Киевский музей русского искусства), «Лесные дали» (1884, Третьяковская галерея) — воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Художнику одинаково удаются и далевые виды, и лесные «интерьеры» («Сосны, освещенные солнцем», 1886; «Утро в сосновом лесу» где медведи написаны К. А. Савицким, 1889; обе — там же). Самостоятельную ценность имеют его рисунки и этюды, представляющие собой детализованный дневник природной жизни.
Плодотворно работал также в области офорта. Печатая свои тонко нюансированные пейзажные офорты в разных состояниях, издавая их в виде альбомов, Шишкин мощно активизировал интерес к этому виду искусства. Педагогической деятельностью занимался мало (в частности, руководил пейзажной мастерской Академии художеств в 1894-95), но имел в числе своих учеников таких художников, как Ф. А. Васильев и Г. И. Чорос-Гуркин. Его образы, несмотря на свою «объективность» и принципиальное отсутствие психологизма, свойственного «пейзажу настроения» саврасовско-левитановского типа, всегда имели большой поэтический резонанс (недаром Шишкин принадлежал к числу любимейших художников А. А. Блока).
В Елабуге открыт дом-музей художника.
Зима. 1890 г. Государственный Русский музей
В лесу.
Заросший пруд у опушки леса. Государственная Третьяковская галерея
В роще. 1965 г. Государственный Русский музей
Пейзаж с цаплями. 1870 г.
Деревья. Государственный Русский музей
Женщина с мальчиком в лесу. 1868 г. Государственный русский музей

Другие работы художника:

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение)

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение 2)

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение 3)

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение 4)

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение 5)

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение 6)

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение 7)

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение 8)

ШИШКИН Иван Иванович - художник, пейзажист, знаток русского леса (продолжение 9)

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Автопортрет. 1923-1924 гг. Киевский государственный музей русского искусства.
Марокко. Фигуры в дверях. 1928 г.
Версаль. Крыши города. 1924 г. бумага, темпера.
Френэль. Крестьянская ферма. 1926 г. бумага, темпера.
Атальянская крестьянка в винограднике. 1936 г.
Автопортрет в шарфе. 1911 г. Бумага, темпера. Из собрания И.С. Зильберштейна. Москва
Автопортрет. 1956 г.
Крестьяне. 1914 г. Масло, холст. 123,5х98. Государственный русский музей

Серов Валентин Александрович - рисунки, наброски

Портрет К.С. Станиславского. 1911 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Л.К. Нарышкина. 1910 г. Бумага на картоне, уголь, пастель, сангина. 90х70. Частное собрание. Ленинград
Портрет артиста И.М. Москвина. 1908 г. бумага, графиттный карандаш. 31,2х23,7 см. Государственная Третьяковская галерея
Лошадь. 1897 г.
Портрет В.И. Качалова. 1908 г.
Портрет артиста К.С. Станиславского. 1908 г. Бумага, графитный карандаш. 31х24 см. Государственная Третьяковская галерея.
Портрет Г.Л. Гиршман. 1906 г. Темпера. Государственная Третьяковская галерея
Натурщик с палкой. 1884 г. Бумага, ит. карандаш. 68,2х50,3. Государственная Третьяковская галерея

среда, 7 ноября 2007 г.

Народный художник УССР Литвиненко В.Г.

Представляю набор открыток народного художника УССР В.Г. Литвиненко (1908 г. рождения) 1962 года выпуска.
К сожалению, не смог найти об этом художнике более подробной информации, кроме того, что он учился в студии Н.С. Самокиша в Симферополе и на рабфаке Харьковского художественного института. Работал в области станковой графики, гравюры, политической сатиры, книжной иллюстрации.
Клюёт.
Опять
Лирика
Главное - черви
Весенняя тишина. 1960 г. Цвю линогравюра
Эх, дубинушка!
Нет искры
Тайна
Ох и уха!

Серов Валентин Александрович (продолжение)

Имя Валентина Александровича Серова по праву стоит в ряду таких имен, как Чехов, Горький, Рахманинов, Шаляпин, Станиславский, Врубель, Левитан, и других выдающихся представителей русской художественной культуры, знаменующих ее высокий подъем. Воспитанный на лучших традициях русского и мирового искусства, Серов сказал новое слово, обогатил реализм достижениями, созвучными его времени. Художника всегда волновали большие вопросы современности. Как и все лучшие люди России, он питал чувство ненависти к произволу и насилию, к мещанской пошлости окру­жающего его буржуазного мира, страстно жаждал обновления родины.
Вера в жизнь, в человека, жажда красоты и гармонии пронизывают все творчество Серова, начиная с пер­вых шагов и кончая последними днями жизни. Высокий гуманизм был присущ ему с юных лет. Он вырос в семье, крепкими узами связанной с лучшими традициями передовой русской демократической интеллигенции.
Серов родился 19 января (н. ст.) 1865 года в Петербурге. Его отец - Александр Николаевич Серов - известный композитор и музыкальный критик, автор опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила»; мать - пианистка, общественная деятельница, автор оперы «Уриэль Акоста». Она рано заметила пробудившийся у сына талант.
По, приезде в Париж В. С. Серова встретилась с И. Е. Репиным, проживавшим там в качестве пенсионера Академии художеств. Посмотрев рисунки мальчика. Репин сразу оценил большое природное его дарование и согласился заниматься с ним. Юный Серов продолжал учиться у Репина и по приезде в Москву. Он так увлекся искусством, что оставил гимназию, поселился у Ренина и целиком посвятил себя творчеству.
Для Серова чрезвычайно плодотворными оказались годы, проведенные с Репиным, заботившимся также и о духовном развитии своего ученика. Именно Репин прививал ему мысль о высоком назначении художника, о его ответственности перед обществом. Ценя в Серове присущие ему уже в эти годы вдумчивость, трудолюбие, взыскательность к себе, настойчивость и упорство в работе, Репин ставил перед юношей серьезные задачи и всегда восхищался тем, как тщательно и любовно тот выполнял их. Он познакомил Серова с С. И. Мамонтовым, в усадьбу которого - знаменитое «Абрамцево» -съезжалось на лето множество художников, музыкантов, артистов. Художественная среда, с которой общался Серов в Абрамцеве, не могла не влиять благотворно на его развитие.
В Абрамцеве Серов не расставался с альбомами. Всегда, когда представлялась возможность, сочетал эту увлекательнейшую для него работу с натуры с веселыми играми, которые затевали юные обитатели абрамцевского дома.
Его рисунок 1879 года «Мостик через канавку. Абрамцево» свидетельствует, насколько успешно справлялся Серов с передачей формы предметов, как сумел показать прелесть густой зелени, растущей по краям канавки, как зорко всматривался в строение тонких стволов деревьев, выступающих на фойе темной чащи. Рисунок выполнен в мягкой живописной манере, в чем сказалось влияние его учителя Репина.
Наблюдая за развитием Серова, Репин почувствовал, что его юный ученик настолько подготовлен, что вполне может поступить в Академию художеств. И вот для Серова наступил новый этап в жизни и творчестве. Осенью 1880 года он уехал в Петербург, выдержал экзамен в Академию и вскоре стал учеником знаменитого педагога П. П. Чистякова. Основу педагогической системы Чистякова составляло пристальное штудирование натуры, строгое и неотступное изучение законов формы предметного мира. Каждый штрих карандаша, каждый мазок кисти должны служить этой цели. Чистяков был чрезвычайно требователен к своим ученикам, не терпел ничего приблизительного, никакой спешки в работе. В его мастерской Серов встретился с Врубелем и подружился с ним. Оба они, Серов и Врубель, высоко ценили и педагогический метод Чистякова, и оба до конца своих дней сохранили к учителю теплое чувство благодарности. Чистяков сразу понял, что в лице этих начинающих художников - явления незаурядные, исключительные.
Не сразу Серов овладел навыками чистяковской системы рисунка, но он упорно стремился творчески освоить их. Прекрасный пример этого освоения представляют рисунки последних лег пребывания Серова в Академии художеств: «Натурщик с палкой». «Портрет М. Ф. Якунчиковой амазонкой», «Автопортрет». В них Серов уделяет внимание графической выразительности самого рисунка, его чеканной ясности, гибкости, строгой выверен-ности с натурой. Он заботится о художественном достоинстве рисунка, о красоте и бархатистости черною глубокого тона в его сочетании с белым цветом бумаги («Натурщик с палкой»), о разнообразии штриха то легкого и невесомого, то густого и энергичного, но всегда послушного стремлению художника передать живую пластику формы.
Осенью 1885 года Серов оставил Академию и вступил на путь самостоятельного творчества. О том, насколько созрел он как художник, говорит его небольшая картина «Волы» 1885 года. В ней Серов показал себя тонким колористом. Краски этой обыденной сценки чисты и звучны. Красиво сочетание золотых тонов спелой соломы, белой и густо-коричневой шерсти волов и розовой ткани, брошенной на край телеги. Эти яркие краски бодро и сильно звучат на фоне серебристых, воздушных тонов осеннего пейзажа с белой хаткой, оголившимися деревьями и жемчужно-серым небом. Все мягко сгармо-нировано, все наполнено светом и воздухом, все дышит истинным чувством поэзии.
Во время своего пребывания в Домотканове осенью 1886 года в имении его товарища по Академии художеств В. Д. Дервиза Серовым был написан красивый, проникнутый лиризмом пейзаж «Осенний вечер. Домотканово». В нем все построено на гармонии потухших холодных тонов, в передаче которых художник достиг большого разнообразия. Бодро и радостно звучат два маленьких зимних этюда, исполненных Серовым в. 1886 году в Абрамцеве. Белые, освещенные солнцем снега, голубые прозрачные тени, красивый узор тонких ветвей. Серов достиг в своих пейзажах чистоты и воздушности колорита, свежести и живой непосредственности передачи натуры. Это была новая задача, над решением которой работали многие художники конца XIX столетня. Эту задачу Серов ставит перед собой не только и пейзажной живописи, но и в портретной.
Маленький портрет О. Ф. Трубниковой, невесты художника («У окна»), напоминает интимную жанровую сценку. Молодая девушка сидит в углу комнаты, погруженная в чтение. Она вовсе не позирует, а живет в этой обстановке, где так просто и уютно, где все дышит чистотой и поэзией. В окна льется свет и воздух, смягчая краски, придавая им легкость и серебристость. Скромный образ девушки, окружающая ее обстановка, свежая зелень за окном - все сливается в единое гармоническое целое. Портрет Трубниковой является началом работы Серова над поэтической темой светлой и безмятежной юности. художник посвятил этой теме ряд лет. выражая передовые умонастроения своей эпохи, ее жажду света и радости. В мрачные годы реакции Серов провозгласил полный оптимизма, возвышенный идеал красоты и счастья и пронес его через весь свой творческий путь. Огромный талант и великолепная школа, которую прошел Серов под руководством Репина и Чистякова, помогли ему в эти юные годы выступить зрелым мастером, ставящим перед собой сложные задачи и успешно решающим их. Ранние произведения художника явились как бы первой ступенью к тому блестящему успеху, которого достиг он в своих шедеврах «Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем» и ряде других картин конца 1880-х — начала 1890-х годов.
Е. Журавлева
Портрет А.Н. Турчанинова. Государственный русский музей
Портрет Акимовой
Портрет Балиной. 1911 г. Горьковский государственный художественный музей
Ненасытецкий порог Днепра. 1880. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Г.Л. Гиршман. 1911 г. Картон, пастель. 96,4х76 см. (овал). Государственная Третьяковская галерея.
Портрет О.К. Орловой. 1911 г. Государственный русский музей
Деревня. 1898 г. Государственная Третьяковская галерея
Зимой. 1898 г. Государственный Русский музей

Зинаида Евгеньевна Серебрякова

Зинаида Евгеньевна Серебрякова родилась 28 ноября 1884 года в усадьбе Нескучное (под Харьковом). Отец - Евгений Александрович Лансере - был известным скульптором. Мать - Екатерина Николаевна- происходила из семьи Бенуа, хорошо рисовала.

Детство и юность Серебряковой прошли в Петербурге в доме деда, архитектора Н. Л. Бенуа, и в Нескучном. В семье все жили искусством, это было настолько привычным, чтб особая одаренность девочки и ее настойчивое желание стать художницей никого не удивляли.

Годы учения Серебряковой оказались непродолжительными. В 1901 году она несколько месяцев занимается в художественной школе, которой руководил И. Е. Репин, а затем в мастерской О. Э. Браза.

Осенью 1924 года Серебрякова уехала в Париж, получив заказ на большую декоративную роспись. По окончании работы она намеревалась вернуться на родину - здесь оставались мать и двое детей. Но жизнь сложилась иначе, и она осталась во Франции.

В 1966 году в Москве, Ленинграде и Киеве состоялась большая выставка произведений Зинаиды Евгеньевны Серебряковой. Отзывы посетителей, признание Советским государством заслуг этого большого мастера принесли художнице огромную радость. Много произведений 3. Е. Серебряковой приобрели музеи нашей страны.

19 сентября 1967 года в Париже в возрасте восьмидесяти двух лет Зинаида Евгеньевна Серебрякова скончалась.

Этюд девушки (Автопортрет) . 1911 г. Холст, масло. 72х58 Государственный русский музей
Портрет Елены Казимировны Лансере. 1991 г. Из собрания Е.К. Лансере
Французский крестьянин. 1926 г. бумага, пастель
Мать с ребёнком. 1923 г. бумага, пастель
Флоренция. Понто-Веккио. 1932 г. Бемага, темпера.
Коллиур. Порт с лодками. 1930 г. Бумага, темпера.
Голубые балерины. 1920-е гг. Пастель, бумага. 62х47,7 Государственный русский музей

вторник, 6 ноября 2007 г.

Иван Максимович Семёнов - художник иллюстратор и карикатурист


Семёнов Иван Максимович [р. 17 (30).8.1906, Ростов-на-Дону], советский график, народный художник СССР (1974). Член КПСС с 1941. Учился в Ростовском художественном техникуме (1926‒28). Один из крупных мастеров советской карикатуры, С., работая обычно в технике рисунка тушью в сочетании с акварелью, выступает преимущественно в жанре бытовой сатиры (с 1935 сотрудничает в журнале «Крокодил»), создаёт юмористические рисунки для детей (с 1957 главный редактор журнала «Весёлые картинки»); известен и как книжный иллюстратор («Трое в одной лодке...» Дж. К. Джерома, тушь, 1956). Награжден 2 орденами, а также медалями.
Умер в 1982 году.

Юные гости в древнем Кремле.
"Не простудись."
У окуневой ямы.
Пешня нырнула.
Нет клёва.
Рыбак-пессимист
Редкий улов.
Рыбак- оптимист