четверг, 6 декабря 2007 г.

Аполлинарий Михайлович Васнецов русский художник

В историю русского искусства Аполлинарий Михайлович Васнецов вошел прежде всего своими замечательными эпическими пейзажами, в которых воспета многогранная красота природы нашей Родины. Другое направление его творчества — исторические произведения — также принесло художнику широкую известность. С исключительной научной достоверностью воссоздано в них далекое прошлое русских городов. Особенно привлекала внимание Аполлинария Васнецова история нашей столицы. Недаром его называют «поэтом древней Москвы». Картины Васнецова, убедительно воссоздавшего архитектурный облик древних городов, до сего времени остаются единственными в русском изобразительном искусстве.
Аполлинарий Михайлович родился 7 августа 1856 года в бедной и многодетной семье священника в селе Рябово Вятской губернии. К двенадцати годам он остался круглым сиротой, и вся забота об его воспитании легла на старших братьев Николая и Виктора -впоследствии знаменитого художника. Любовь к рисованию появилась у Аполлинария с раннего детства и в этом, несомненно, сказалось влияние брата Виктора. Братья Васнецовы учились в Духовном училище в Вятке (дети священников имели право на бесплатное там обучение).
В 1867 году, окончив училище, Виктор уехал в Петербург учиться в Академию художеств. Чувствуя большие способности Аполлинария, он не хотел оставлять его без всякого руководства. В те годы в Вятке отбывал ссылку замечательный рисовальщик и образованный человек, художник Эльвиро Андриолли. Ему-то и поручил Виктор дальнейшее художественное воспитание брата. Но воспитание это не ограничилось только областью искусства. Андриолли, человек революционных взглядов, за которые он и попал в ссылку, познакомил своего ученика с прогрессивными стремлениями своего времени.
По окончании Духовного училища в 1872 году Аполлинарий уехал с братом в Петербург, где тот ввел его в круг известных художников. Встречи с И. Е. Репиным, М. М. Антокольским, В. И. Суриковым, И. И. Шишкиным, А. И. Куинджи не могли не повлиять благотворно на формирование будущего художника. Уже тогда завязалась у Аполлинария со многими из них дружба, сохранившаяся на всю жизнь.
Поступить в Академию художеств Аполлинарий не мог: у него не было диплома о среднем образовании. Он стал готовиться к сдаче экзаменов за курс реального училища, а в 1875 году уехал обратно в Вятку. Здесь Аполлинарий окунулся в кипучую жизнь передовой молодежи и, увлекшись идеями народничества, решил «уйти в народ». Вместо сдачи экзаменов за курс реального училища он получил в 1876 году диплом народного учителя и уехал преподавателем в сельскую школу села Быстрица Вятской губернии. Но год работы в селе убедил его в тщетности идей «хождения в народ». «На этот раз корабли народничества были сожжены, хотя, по-видимому, не без остатка: любовь к Родине и пароду не сгорела»,— писал художник.
Осенью 1878 года Аполлинарий приехал в Москву к брату Виктору. Стараясь наверстать потерянное время, он усиленно занимается живописью. Решающее воздействие на него в ту пору оказало участие в «Мамонтовском кружке». С 1882 года почти каждое лето Аполлинарий проводил с Виктором в имении С. И. Мамонтова «Абрамцево». Он познакомился там с крупнейшими деятелями русского искусства.
В эти годы наряду с большим количеством этюдов написаны были первые картины А. Васнецова «Серенький день» (1883), «Родина» (1886), которые принесли художнику известность. Они были приобретены П. М. Третьяковым для галереи. В 1883 году А. М. Васнецов, уже как признанный художник, был принят в члены Товарищества передвижных художественных выставок.
Девяностые и девятисотые годы были для Аполлинария Васнецова расцветом его творчества. Именно в этот период он создал ряд пейзажей-картин, отображающих красоту и величие просторов русской земли. Художник много путешествовал, побывал на Украине, Урале, Кавказе, в Крыму, Финляндии, ездил во Францию, Италию, Германию. В результате этих поездок появились великолепные пейзажные полотна, хранящиеся в крупнейших музеях страны. За создание замечательных эпических пейзажей «Тайга на Урале», «Кама», «Озеро», «Сибирь», «Озеро в горной Башкирии», «Северный край и других в 1900 году Васнецов был удостоен звания действительного члена Академии художеств.
Возвратившись из путешествий, А. М. Васнецов поселился в Москве на набережной реки Москвы. Видневшийся из окон его квартиры величественный архитектурный ансамбль Кремля произвел глубокое впечатление на художника, любящего русскую старину. С пейзажа «Московский Кремль» (1894), приобретенного П. М. Третьяковым, начинается увлечение Аполлинария Васнецова старой Москвой.
В 1900-е и 1910-е годы художник почти всецело посвятил свое творчество архетектурному облику древней Москвы. Он занялся изучением и археологическими исследованиями. Это увлечение было настолько глубоким, что через несколько лет он становится авторитетным московским археологом, избирается действительным членом Археологического общества и почетным председателем Комиссии по изучению старой Москвы. Наряду с художественными достоинствами его картины, посвященные старой Москве, имеют подлинную историческую ценность: их созданию предшествовала глубокая и кропотливая научно-исследовательская работа.
Но даже в то время, когда помыслы художника были заняты серьезной научно-художественной работой по созданию исторических полотен, тяга к природе не ослабевала. Она влекла его в любимые среднерусские места. И каждый год с наступлением каникул в Училище живописи, ваяния и зодчества (где Аполлинарий Михайлович с 1901 —1918 гг., сменив Левитана, руководил пейзажным классом) он выезжал на природу.
Местом своего летнего пребывания он избрал имение «Демьяново» под Клином, принадлежавшее просвещеннейшему человеку того времени В. И. Танееву. Это имение живописно раскинулось среди холмов Клинско-Дмитровской гряды.
Демьяновская природа послужила мотивом для многих пейзажных композиций. Так и последняя картина художника «Шум старого парка («Все в прошлом». 1926) в значительной мере написана под впечатлением воспоминаний о Демьянове.
Увлечение Васнецова народническими идеями семидесятых годов оставило в нем глубокий след. Подавление революционного восстания 1905 года Аполлинарий Михайлович пережил очень тяжело. Всей своей душой он всегда был с народом и в 1917 году победу Великой Октябрьской революции встретил с радостью, с глубокой верой в торжество справедливости и свободы.
Однако к огорчению А. М. Васнецова в первые послереволюционные годы в руководящих органах искусства верх одержали формалистические группировки. Будучи воинствующим реалистом, прямым и принципиальным человеком, Аполлинарий Михайлович всегда вел с ними открытую войну. В результате замечательный учитель и настоящий друг будущих молодых художников, семнадцать лет проработавший в Училище, был отстранен от преподавания, лишен своей большой мастерской. У А. М. Васнецова, привыкшего работать на больших полотнах над монументальными эпическими и историческими пейзажами до конца его дней оставалась маленькая мастерская при квартире...
Но и теперь любовь к искусству не дала художнику пасть духом: слишком неистребима была потребность в творчестве. Он возвратился в своих воспоминаниях к далекому прошлому. По сохранившимся юношеским рисункам и благодаря исключительной зрительной памяти он создал серию лирических акварелей «Моя родина».
Двадцатые годы для художника были насыщены разносторонней плодотворной работой. По своей натуре Аполлинарий Михайлович был человеком активным, деятельным. Его увлекало все новое, прогрессивное. Организуется объединение художников-реалистов, и А. М. Васнецов становится его членом. Устраиваются выставки, и он участвует на них своими произведениями. Возникает идея создания музея истории Москвы (сначала это был Коммунальный музей, теперь Музей истории и реконструкции Москвы), и Аполлинарий Михайлович становится одним из самых деятельных его организаторов, пишет для него большое число картин, воссоздающих древний облик столицы в различные столетия.
Наряду с тем в эти годы Васнецов летом работал над пейзажами Москвы. Он писал любимые им памятники старины, сады и парки столицы. Пейзажи этого периода, несмотря на преклонный возраст художника (ему было уже за семьдесят), отличаются удивительной свежестью колорита, молодой жизнерадостностью, солнечностью и воздушностью.
Последний этюд Аполлинария Михайловича остался выполненным только в угле. Так и стоит этот начатый этюд на старом любимом мольберте Аполлинария Михайловича в его мемориальной мастерской.
Умер А. М. Васнецов 23 января 1933 года на 77-м году жизни. Это был человек исключительно разносторонних знаний. Скромный, принципиальный и прямой он обладал очень добрым сердцем и отзывчивой душой. На памятнике, установленном на могиле А. М. Васнецова в Москве на кладбище «Введенские горы», высечены слова: «Художнику — историку — мыслителю».
В 1956 году общественность Москвы отмечала столетие со дня рождения А. М. Васнецова. 7 августа состоялось торжественное открытие мемориальной доски на доме, где он в течение 30 лет жил, работал и где скончался. А в 1965 году здесь был открыт мемориальный музей-квартира А. М. Васнецова как филиал Музея истории и реконструкции Москвы. Экспозиция музея в основном была сделана из малоизвестных ранее работ, хранившихся в семье художника.
Теперь эти произведения стали доступны всем любителям искусства.
В. Васнецов (Всеволод Аполлинарьевич - сын художника)  
В тени лип. Парк в имении В.и. Танеева "Демьяновка" под Клином. 1907 г. Холст, масло. 72х98 см. Мемориальный музей квартира художника А.М. Васнецова
Бровары. Украина. 1887 г. Холст, масло. 25,6х30,6 см. Мемориальный музей квартира художника А.М. Васнецова
Абрамцевские дали. Холст, масло. Мемориальный музей квартира художника А.М. Васнецова
На погосте. Имение В.И. Танеева "Демьяново" под Клином. 1917 г. Холст, масло. 62х80 см. Мемориальный музей квартира художника А.М. Васнецова
Сумрачный день. Урал. 1919 г. Холст, масло. 107х113 см. Мемориальный музей квартира художника А.М. Васнецова
Шум старого парка (Все в прошлом). 1926 г. Холст, масло. 106х176,5 см. Мемориальный музей квартира художника А.М. Васнецова
Козловка. Серый день. Украина. 1885-1888 гг. Холст на картоне, масло. 28х37 см. Мемориальный музей квартира художника А.М. Васнецова
Церковь Вознесения. Село Коломенское в Москве. 1927 г. Холст, масло. 62х79 см. Мемориальный музей квартира художника А.М. Васнецова
Серенький день. 1883 г. Государственная Третьяковская галерея
Ротонда Миловида. Санаторий "Высокие горы" на Яузе, под Москвой (бывший Найдёновский парк) 1929 г. Холст, масло. 59х78 см. Мемориальный музей квартира художника А.М. Васнецова

среда, 5 декабря 2007 г.

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)

Портрет императрицы Марии Федоровны
В камере мирового судьи. 1880 г. Холст, масло. Государственный Русский музей
Владимир Егорович Маковский, заняв в Това­риществе после ухода В. Г. Перова место главы школы жанровой живописи передвижников, все же не всегда достигал той резкой критической остроты, которой отличались перовские полотна. Тем не менее, социальная направленность прояв­лялась в большинстве даже рядовых произведе­ний художника. Она обнаруживается и в карти­не «В камере мирового судьи», показанной на восьмой передвижной выставке. Главные ее персо­нажи — адвокат, разговаривающий с клиентом, и наблюдающие за ними отставной чиновник и мо­лодой мастеровой. Адвокат сочетает в себе пре­дельную внимательность к просителю и щеголева­тую непринужденность, долженствующие вызвать впечатление высшей степени его профессиональ­ной подготовленности. Однако притворная задум­чивость поднаторевшего в делах пенсионера и саркастическая ухмылка мастерового насторажи­вают зрителя, который начинает понимать, что перед ним происходит запутывание доверчивого человека в сетях судопроизводства с целью са­мого бесстыдного ограбления.
Как известно, адвокатура в России появилась только после судебной реформы 1862 года. Кар­тина позволяла прийти к выводу, что «реформи­рование» изменило положение в суде лишь в од­ном направлении: ограничив грабительские дейст­вия феодальной судебной администрации, оно открыло широчайшую дорогу для подобного же рода (лишь замаскированных) «операций» со стороны буржуазных дельцов от юстиции.
Стадо. 1872-1874 гг. Холст, масло. 111х167 см. Государственный Русский музей
Художник В.Е. Маковский принадлежал к одаренной семье, много сделавшей на поприще русского изобразительного искусства (его отец Е.И. Маковский выступил в числе инициаторов создания Московского училища живописи, ваяния и зодчества, оба брата — Константин, Николай и сестра Александра стали художниками.)
Молодой живописец горячо приветствовал идею организации Товарищества и в качестве экспонента принял активное участие в первой же передвижной выставке.
Тематикой, принесшей впоследствии В. Маковскому широкую известность, была жизнь и быт городского населения Российской империи. По мере развития капитализма в России жизнь города вызывала все возрастающее внимание художника. Однако па первых порах передвижники посвящали свое творчество в основном крестьянской теме.
Свидетельством этого может служить эта картина В. Маковского «Стадо». Природа, сценка с животными даны в такой непосредственной близости к зрителю, как если бы он сам стоял у подошвы зеленого пологого холма, любуясь вместе с живописцем картиной крестьянского быта, открывающейся перед ними.
Пронизывающее картину интимное чувство, вплетение в нее элементов жанра будущего выдающегося бытописателя.
Разговор. 1973 г.
Посещение бедных. 1874 г. Холст, масло. 69х96 см Государственная Третьяковская галерея
Владимир Егорович Маковский показал в своей картине, экспонированной на четвертой передвижной выставке, что пресловутая «забота о бедных» была, в первую очередь, маскировкой, призванной убеждать низшие слои в том, что их нищета являлась лишь результатом ударов случайной судьбы, а не следствием бессовестного ограбления со стороны господствующих классов. Во вторых, по глубокому убеждению художника, буржуазная благотворительность служила как бы признаком «хорошего тона», необходимого для рекламной репутации в так называемом «обществе».
Изображенная художником дама-филантропка с трудом скрывает брезгливость по отношению к обитателям квартиры, и высокомерным взглядом, обращенным на них сквозь лорнет, безмолвно подчёркивает социальную дистанцию, пролегающую между ними, словно бы требуя к себе сверхпочтительного отношения.
Очень выразительна фигура лакея, сопровождающего барыню и по-холуйски открыто выражающего презрение к «голи перекатной».
Собиратель картин и рисунков. Акварель. 1869 г. Государственная Третьяковская галерея
Полдень. 1894 г. Холст, масло. 69х105 см. Николаевский государственный художественный музей им. В.В. Верещагина
Объяснение. 1889-1891 гг. Государственная Третьяковская галерея
"Не пущу!"1892 г. Киевский государственный музей русского искусства
Наём прислуги. 1891 г. Молотовская государственная художественная галерея

вторник, 4 декабря 2007 г.

Фанц РУБО - панорама "Бородинская битва"

Франц Алексеевич РУБО (1896-1928) — русский художник- баталист, автор полотен «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго».
Родился в Одессе в семье французского коммерсанта, обосновавшегося в России. Учился в Одесской рисовальной школе (1865—1877), а в 1878—1883 — в мюнхенской Академии художеств. Специализировался в батальной живописи, попутно (как и многие баталисты того времени) обратившись к искусству широкоохватных панорам, дающих, благодаря сочетанию картины с трехмерным макетом, иллюзию исторического события, свершающегося на глазах у зрителя.
По возвращении в Россию получил от тифлисского музея «Храм Славы» заказ на серию картин из истории кавказских войн. Помимо этих картин (написанных в 1885—1895) масштабным результатом его кавказских этюдов явилась панорама Штурм аула Ахульго (1890), впервые показанная на художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде (1896 — сохранились лишь отдельные ее фрагменты, находящиеся ныне в краеведческом музее Махачкалы). В 1902—1904 под его началом в предместье Мюнхена группой немецких художников была создана панорама "Оборона Севастополя", открытая в 1905 в Севастополе в возведенном для нее здании. Другой известнейшей его панорамой стала "Бородинская битва". Работа над ней шла в тех же условиях, при участии И.Г. Мясоедова и консультанта Б.М. Колюбакина (была открыта в 1912 в специальном павильоне на Чистых прудах в Москве; после длительной реставрации ее воссоздали в 1962 в новом здании на Кутузовском проспекте). Среди характерных батальных полотен Рубо — "Атака Новочеркасского полка в бою на реке Шахе" (1907) и "Бородинский бой" (1913; обе — в Артиллерийском историческом музее, Петербург).
С 1903 — профессор-руководитель батальной мастерской петербургской Академии художеств (среди его учеников был М. Б. Греков). В 1912 окончательно обосновался в Германии. Не имея в последние годы значительных заказов, жил почти в полном забвении.
Панорама "Бородинская битва" (к сожалению, набор открыток сохранился не полностью и в нем отсутствуют некоторые эпизоды)

Фрагмент 12. Увозят в тыл на коляске тяжело раненного генерала багратиона. Привстав на стременах, солдаты Кавалергардского и Конно-гвардейского полков провожают боевого командира
Фрагмент 11. русские кирасиры устремились в атаку. На заднем плане в группе всадников - барклай де Толли, Раевский и Толь. Не переднем плане - командир бригады кирасир генерал Бороздин 2-й.
Фрагмент 10. В гуще боя. Обращает на себя внимание неизвестный русский солдат- герой. Раненный в голову, он отважно сражается с наседающим на него со всех сторон противником.
Фрагмент 7. На переднем плане разворачиваются для атаки вестфальские кирасиры из бригады генерала Х. Лепеля. За вводом в бой кавалерии наблюдает маршал И. Мюрат (правее вестфальцев на светло-сером коне). Вдали виден холм на котором находился шевардинский редут. Вокруг холма расположилась гвардия Наполеона. У подножия холма расположен наблюдательный пункт Наполеона, где находится сам французский император со своей свитой.
Фрагмент 6. Французская артиллерия поддерживает огнём наступление своих войск. Вдали Семёновские (Багратионовы флеши). Захват их дорого обошелся противнику. Французы потеряли здесь около 30 тысяч убитыми и раненными.
Фрагмент 5. Штыковой бой русских гренадёр с наступающей дивизией генерала Фриана. Справа вдали видны два из трех укреплений («багратионовы флеши»), на данный момент уже захваченные французами. Вдоль опушки Утицкого леса выстроились дивизии из корпусов Даву и Нея, обескровленные в утреннем бою.
Фрагмент 4. Русские артиллеристы обстреливают неприятеля, наступающего на деревню Семёновскую.
Фрагмент 3. Семёновский овраг. Здесь проходила линия фронта между русскими и французскими войсками. На первом плане солдаты сводно-гренадёрской дивизии готовятся к контратаке против французской пехоты и переходят ручей. Вдали кирасиры генерала Нансути атакуют русских гвардейцев
Фрагмент 2. Семёновские высоты. Измайловский, Литовский и Финляндский гвардейские полки, построенные в каре, отбивают атаку французских кирасир. Гвардейская артиллерия ведёт огонь по противнику.
Фрагмент 1. Позиция русских войск в деревне Семёновской. На переднем плане у барабана - командующий левым крылом генерал Дохтуров. Через полуразрушенную деревню проходят Московский и Астраханский гренадёрские полки. За деревней - войска, ранее оборонявшие Семёновские укрепления. Впереди них на белом коне - генерал Коновницын.

понедельник, 3 декабря 2007 г.

Михаил Александрович Врубель русский художник 19-20 века (продолжение)

Тамара в гробу. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон".
Как пери спящая мила,
Она в гробу своём лежала,
Белей и чище покрывала
Был томный цвет её чела.
Навек опущены ресницы...
М.Ю. Лермонтов
Демон. 1890 г. В мифологии Демон считается духом зла. По замыслу художника, это - существо, наделённое титанической силой жаждущее жизни и красоты, но обречённое на тоску и вечное одиночество. Государственная Третьяковская галерея
Демон у стен монастыря. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"
Вечерней мглы покров воздушный
Уж холмы Грузии одел.
Привычке сладостной послушный,
В обитель Демон прилетел.
Но долго, долго он не смел
Святыню мирного приюта
Нарушить. И была минута,
Когда казался он готов
Оставить умысел жестокий.
Задумчив у стены высокой
Он бродит...
М.Ю. Лермонтов
"Не плачь дитя, не плач напрасно!.." Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон". 1890. Государственная Третьяковская галерея
Скачущий всадник. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон". 1890-1891 гг. Чёрная акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея
Персидский принц. 1886 г. Акварель, лак. 24,5х16,3 см. Государственная Третьяковская галерея
Пляска Тамары. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон". 1890-1891 гг. Чёрная акварель, белила. Государственная Третьяковская галерея
Демон сидящий. 1890 г. Акварель, белила, карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Девочка на фоне персидского ковра. 1886 г. Киевский государственный музей русского искусства
Женская голова. 1884-1885 гг. Графитный карандаш, гуашь. Государственная Третьяковская галерея

Маковский Владимир Егорович - русский художник передвижник (продолжение)

Крестьянские дети. 1895 г. Государственный Русский музей
Починка халата. 1890 г. Государственная Третьяковская галерея
Иконописец. 1891 г. Вологодская областная картинная галерея
Деревенский парикмахер. 1896 г. Государственный Русский музей
На Волге. 1897 г. Государственная Третьяковская галерея
Дети. 1899 г. Холст, масло. 26х40. Государственный Русский музей
Бабуся (Черниговская губерния)1901 г. Частное собрание
Сёстры. 1893 г. Куйбышевский городской художественный музей
Отдых охотника. Акварель. 1895 г. бумага 36,4х24,5. Государственная Третьяковская галерея
Усталая.1897-1898 гг.