пятница, 21 марта 2008 г.

Сорока Григорий Васильевич

Сорока Горигорий Васильевич (1823-1864 гг.) крепостной помещика Тверской губернии Н.П. Милюкова, ученик А.Г. Венецианова в 1842-1847 гг. Автор многочисленных портретов, пейзажей, образов. Принимал деятельное участие в крестьянских волнениях, был приговорён к телесному наказанию и повесился накануне его. Кабинет дома в "Островках". 1844 г. Холст, масло. 65х54. Государственный Русский музей
Вид на озеро в имении "Островки". 1840-е гг. Холст, масло. 50,5х64,5. Государственный Русский музей
Вид озера Молдино. Холст, масло. 69х88,5. Калининская художественная галерея
Отражение в зеркале. 1840-е гг. Холст, масло. Государственный Русский музей
Портрет художника А.Г. Венецианова. 1840-е гг. Холст, масло. 36,5х31. Государственный Русский музей
Портрет Л.Н. Милюковой. 1840-е гг. Холст, масло. 43х33. Государственный Эрмитаж
Портрет Л.Н. Милюковой. Конец 1840-х гг. Холст, масло. 33х25. Государственный Русский музей
Портрет П.И. Милюкова. 1840-е гг. Холст, масло. 29,5х25,5. Государственный Эрмитаж
Часовня в парке. Конец 1840-х гг. Холст, масло. 50х63,5. Государственный Эрмитаж
Рыбаки (Вид в имении Спасское) 1840-е гг. Холст, масло. 67х102. Государственный Русский музей
Гумно. 1840-е гг. Холст, масло. 53,5х65. Государственный Русский музей
Вид в имении "Спасское". 1840-е гг. 1 Холст, масло. 68х88. Государственный Русский музей

КУКРЫНИКСЫ

КУКРЫНИКСЫ - творческий коллектив художников, ставших самыми знаменитыми и авторитетными мастерами российской карикатуры 20 века.
В состав коллектива, названного по первым буквам фамилий его участников (а также имени одного из участников), вошли: Михаил Васильевич Куприянов [8(21) октября 1903, Тетюши, ныне в Татарстане — 11 ноября 1991, Москва], Порфирий Никитич Крылов [9 (22) августа 1902, дер. Щелкуново, Тульская обл. — 15 мая 1990, Москва] и Николай Александрович Соколов [8 (21) июля 1903, Москва — 15 апрель 2000, Москва]. Сдружившись во время учебы во Вхутемасе (1921-29), они с той поры постоянно работали втроем.
С 1927 активно печатались в прессе (газеты «Правда» и «Комсомольская правда», журнал «Крокодил»). В 1930-е большую популярность среди творческой интеллигенции завоевали их иронические шаржи на известных деятелей культуры; чаще всего графические, иногда эти шаржи исполнялись в виде скульптур, а затем переводились в керамику. В графике Кукрыниксы предпочитали рисунок тушью и (для плакатных композиций) гуашь; позднее часто обращались к смешанной технике. Их графические серии («Старая Москва», 1931-34; «Транспорт», 1933-34; «О дряни», 1959-60; и др.) впечатляют свои неистощимым остроумием, составляя сатирическую летопись периодов индустриализации и послевоенной «оттепели».
В плакатах военных лет их графическая манера стала более броской и лаконичной. Целый ряд их плакатов-карикатур этого времени («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941; и др.) завоевал мировую славу.
Еще до войны обращались к станковой живописи (серия «Старые хозяева», 1936-37), но широкой известности добились в этой сфере лишь в 1940-е гг. Придерживались принципов соц-реалистической «тематической картины», героической («Таня», 1942-47; и др.) или решенной в духе зловещего гротеска («Бегство фашистов из Новгорода», 1944-46, «Конец», 1947-48, оригинал не сохранился; повторение 1961-64). Лучше всего удавались им картины второго рода, органически и весьма самобытно соединяющие живопись с карикатурой. Недаром «Конец» с Гитлером и его подручными в берлинском бункере, обреченно прислушивающимися к канонадам и взрывам последнего штурма, по-праву считается самым значительным их живописным опытом.
Внесли значительный вклад и в искусство книги. Здесь тоже, как в графике и живописи, проявилось их острое чувство гротеска, принимающее порой ирреально-экспрессионистский характер (замечательные рисунки тушью к «12 стульям» И. Ильфа и Е. Петрова,1933 и 1967; к «Мертвым душам» Н. В. Гоголя 1937, «Сказкам» и «Истории одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, 1937-39).
Но в иллюстрациях к «Жизни Клима Самгина» М. Горького (1933) наметился иной подход: работая черной акварелью, которая после войны стала их излюбленной книжно-иллюстративной техникой, они стремились в данном случае к углубленно-драматической образности. Эта линия продолжилась в более поздних книжных циклах (к «Фоме Гордееву» М. Горького 1948-49 и др.), самым удачным из которых стала серия лирических рисунков к «Даме с собачкой» А. П. Чехова (1945-46).
За свои карикатуры, плакаты, картины и книжные иллюстрации были удостоены пяти Сталинских (1942, 1947, 1949, 1950, 1951) и Ленинской (1965) премий, Государственной премии СССР (1975), а также званий Героей Социалистического труда.
"Конец". 1948 г.
Последний выход Керенского
Залп "Авроры". 1961 г.
"Порхающий бабочник" Из сатирической серии "О дряни". 1959-1960 гг.
Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя "Портрет". 1951 г.
Но художник уже стоял несколько времени неподвижно перед одним портретом в больших, когда-то великолепных рамах, но на которых чуть блестели теперь следы позолоты.
Иллюстрация к повести "Шинель"
"Знаете ли вы, кому это говорите? понимаете ли вы, кто стоит перед вами?... " тут он топнул ногою, возведя голос до такой сильной ноты, что даже и не Акакию Акакиевичу сделалось бы страшно. Акакий Акакиевич так и обмер, пошатнулся, затрясся всем телом и никак не мог стоять.
Н.В. Гоголь
Заставка к повести Н.В. Гоголя "Шинель". 1952 г.
Скоро потянулись перед ним те пустынные улицы, которые даже и днём не так веселы, а тем более вечером. Теперь они сделались ещё глуше и уединённее: фонари стали мелькать реже...

Иллюстрации к трилогии А.Н. Толстого "Хождение по мукам":
В этот час, в этом месте, как обычно, нашло на него [Бессонова] состояние мрачного вдохновения
Под крики и ругань, щелканье кнутов и треск осей об оси, в грязи и дожде, двигались сплошной лавиной обозы наступающей русской армии.
Пароход... зашёл с западной стороны острова... Здесь ошвартовались. Люди с острова высыпали на песчаный берег, - было их человек пятьдесят, ободранные, взлохмаченные.
Ещё сильнее содрогнулась бы Катя, знай, что перед ней стоит сам батько Махно. Он рассматривал сидевшую на кровати молодую женщину, в пыльных башмаках, в помятом, ещё изящном шелковом платье, в тёмном платочке, повязанном по-крестьянски, и, видимо, не мог угадать - что это за птица залетевшая в избу.

четверг, 20 марта 2008 г.

Боклевский Петр Михайлович (1816-1897 гг.)

Пётр Михайлович Боклевский - рисовальщик, живописец и гравёр. В 1834-1840 гг. учился на юридическом факультете Московского университета. В начале 1840-х гг. занимался живописью у А.Е. Егорова, в Академии художеств - у К.П. Брюллова. Работал в области иллюстрации и карикатуры (акварель, рисунок, литография). Представитель критического реализма в русском искусстве (альбом карикатур "На нынешнюю войну", 1885). Автор серии рисунков к "Мёртвым душам Н.В. Гоголя, иллюстраций к произведениям И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, П.И. Мельникова-Печерского, а также портретов деятелей культуры (пастель). Его произведения имеются в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном историческом музее, рязанском областном художественном музее им.. И.И. Пожалостина и других Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". 1890-е гг.
Г о р о д н и ч и й ... Что, голубчики, как поживаете? Как товар ваш? Что, самоварники, аршинники, жаловаться?...
Иллюстрация к комедии Н.В. Гоголя "Ревизор". 1890-е гг.
Г о р о д н и ч и й ... Нет человека, который бы за собою не имел каких-нибудь грехов. Это уже так самим богом устроено...
Горшков. Иллюстрация к повести "Бедные люди"
... Какой-то чиновник без места, бех службы лет семь тому исключённый за что-то. Фамилья его Горшков, такой седенький, маленький; ходит в таком засаленном, в таком истёртом платье, что больно смотреть...
Ф.М. Достоевский
Иллюстрация к пьесе А.Н. Островского "Не так живи, как хочется"
Иллюстрация к повести "Старосветские помещики" 1887 г.
Пульхерия Ивановна была несколько сурьёзна, почти никогда не смеялась; но на лице и в глазах её было написано столько доброты, столько готовности угостить вас всем, что было лучшего, что вы верно, нашли бы улыбку уже чересчур приторною для её доброго лица.
Н. Гоголь

Мешков Василий Никитич (продолжение)

Вечерняя серенада. 1893 г. Государственная Третьяковская галерея
Стынет. 1898. Государственная Третьяковская галерея
Дети художника. 1901 г.
Зубоврачевание. 1891 г. Государственная Третьяковская галерея
У лампы. 1895 г. Государственная Третьяковская галерея
Козочка. 1898 г. Государственная Третьяковская галерея
Тяжёлая дума. 1897 г. Государственная Третьяковская галерея

среда, 19 марта 2008 г.

Поленов Василий Дмитриевич (продолжение)

Монах. 1886 г. Ростовский областной музей изобразительных искусств
Зима. Имоченцы. 1880 г. Киевский государственный музей русского искусства
Старые ворота. 1874 г. Частное собрание
В парке. 1874 г. Холст, масло. 61х46 см. Государственный Русский музей
У заросшего пруда. Этюд. Музей-квартира И.И.Бродского. Филиал НИ музея Академии художеств СССР
В Назарете. Тульский областной художественный музей.
Дворик. Болгария. Государственная картинная галерея Армении
Лагуна. Мурано. Государственный Русский музей
Пристань в Жуковке. Дом-музей В.Д. Поленова
Река Ока. Дагестанский музей изобразительных искусств
Осень в Абрамцеве. Дом-музей В.Д. Поленова
Жуковка на Клязьме. 1888 г. Государственный музей изобразительных искусств Туркменской ССР
Ока. 1890-е гг. Холст, масло. 28,3х72,5. Свердловская картинная галерея
Золотая осень. 1893 г. Государственный музей-усадьба В.Д. Поленова
"Три пальмы". Иллюстрация к стихотворению М.Ю. Лермонтова:
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними их почвы бесплодной,
Журча, пробивалс волною холодной...