пятница, 18 апреля 2008 г.
четверг, 17 апреля 2008 г.
Фёдор Александрович Васильев
Васильев Федор Александрович [10 (22) февраля 1850, Гатчина — 6 октября 1873, Ялта], русский художник. Наряду с А. К. Саврасовым — один из основоположников лирического «пейзажа настроения» в русской живописи.
Выходец из семьи почтового служащего, учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в 1871 в Академии художеств; в 1866-67 работал под руководством И. И. Шишкина.
Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги.
Но не во внешних эффектах здесь суть. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Это — своего рода натурные сны о России, выдерживающие сопоставление с пейзажными мотивами И. С. Тургенева или А. А. Фета.
Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Но дни его уже сочтены.
Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Роковая болезнь, сливаясь с впечатлениями от южной природы, которая предстает у него не праздничной, но отчужденно-тревожной, придает его живописи еще большую драматическую напряженность. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Тонущая в дымке, написанная в мрачных коричневато-серых тонах горная дорога обретает тут потусторонний оттенок, подобие безысходной дороги в никуда.
Влияние искусства Васильева, усиленное трагизмом его ранней кончины, было весьма значительным. Романтическая традиция, окончательно отрешаясь от представлений о пейзаже как декоративном зрелище, достигла в его работах особой духовной содержательности, предвещающей искусство символизма и модерна, пейзаж чеховско-левитановской поры.
Выходец из семьи почтового служащего, учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в 1871 в Академии художеств; в 1866-67 работал под руководством И. И. Шишкина.
Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги.
Но не во внешних эффектах здесь суть. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Это — своего рода натурные сны о России, выдерживающие сопоставление с пейзажными мотивами И. С. Тургенева или А. А. Фета.
Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Но дни его уже сочтены.
Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Роковая болезнь, сливаясь с впечатлениями от южной природы, которая предстает у него не праздничной, но отчужденно-тревожной, придает его живописи еще большую драматическую напряженность. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Тонущая в дымке, написанная в мрачных коричневато-серых тонах горная дорога обретает тут потусторонний оттенок, подобие безысходной дороги в никуда.
Влияние искусства Васильева, усиленное трагизмом его ранней кончины, было весьма значительным. Романтическая традиция, окончательно отрешаясь от представлений о пейзаже как декоративном зрелище, достигла в его работах особой духовной содержательности, предвещающей искусство символизма и модерна, пейзаж чеховско-левитановской поры.
Вид на Волге. Барки. 1870 г. Холст, масло. 67х105. Государственный Русский музей
Картина написана во время совместного пребывания Васильева и И.Е. Репина на Волге. Репин в это время работал над "Бурлаками". За картины "Вид на Волге" и "Приближение грозы" в 1872 г. Васильев Ф.А. получил звание художника 1-й степени по пейзажной живописи.
Другие работы художника:
Фёдор Александрович Васильев (продолжение)
Фёдор Александрович Васильев (продолжение 2)
Ярлыки:
ВАСИЛЬЕВ Ф.А.,
ГРМ,
ГТГ,
Киев,
Киров,
Красноярск,
пейзажист,
русская школа,
Смоленск
среда, 16 апреля 2008 г.
Вадим Дмитриевич Фалилеев
вторник, 15 апреля 2008 г.
понедельник, 14 апреля 2008 г.
Василий Иванович Суриков. (продолжение)
Ярлыки:
19-20 в.,
русская школа,
СУРИКОВ
воскресенье, 13 апреля 2008 г.
Василий Иванович Суриков. (продолжение)
Княжий суд. Холст, масло. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея |
Сюжет картины не вполне ясен. Предполагают, что здесь изображена сцена из жизни Киевской Руси вскоре после принятия христианства, когда княжеская власть и церковь устанавливали на Руси новые порядки, а в народе очень сильны еще были пережитки язычества. Княжьи судьи строго карали за различные преступления, в том числе за многоженство, которое было обычным в языческое время. По-видимому, стоящая на коленях перед князем женщина, возле которой стоит мальчик, истица, ее муж — полуобнаженный воин с длинными усами, пышным чубом и серьгой в ухе. Другая жена этого воина — женщина с ребенком на руках, повернувшаяся в сторону князя.
Пётр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов. Бумага, уголь, граф, карандаш. 1872 г. Государственный Русский музей |
Эпизод из русско-шведской войны. После поражения русских войск под Нарвой Петр стал готовиться к войне за отвоевание у шведов Невы для выхода в Балтийское море. Он разработал план внезапного нападения на крепость Нотебург (старое русское название крепости — Орешек, впоследствии — Шлиссельбург, ныне Петрокрепость), которая занимала ключевые позиции при выходе Невы из Ладожского озера. Для штурма крепости, расположенной на острове посередине реки, нужен был флот, и Петр решил тайно от шведов переправить суда из Онежского залива Белого моря в Онежское озеро. В августе 1702 года крестьяне окрестных сёл и монастырей тащили суда волоком па протяжении 160 километров через непроходимые леса и болота. По Онежскому озеру и реке Свирь флотилия Петра вошла в Ладожское озеро, осадила Нотебург, и вскоре крепость была взята приступом.
После отвоевания у шведов Невы Петр I решил закрепить свои позиции и в мае 1703 года заложил крепость С.-Петербург. В ноябре 1703 года в Неву вошел голландский корабль под командованием шкипера Выбеса. Петр I решил сам провести судно, минуя мели. Одевшись в матросскую одежду, он выдал себя за лоцмана и провел голландское судно до пристани на Васильевском острове. Голландские матросы были приглашены в дом генерал-губернатора Меньшикова и там они узнали, кто был их лоцманом. Петр I побратался со шкипером, щедро наградив его и матросов, и пообещал награду следующему иноземному кораблю, который придет в Петербург.
Царевка Ксения Годунова у портрета умершего жениха королевича. Эскиз неосуществлённой картины. 1881 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Взятие снежного городка. 1891 г. Холст, масло. 156х282. Государственный Русский музей
Картина изображает старинную казачью военную игру, распространённую среди Украинского и Сибирского казачества
Картина изображает старинную казачью военную игру, распространённую среди Украинского и Сибирского казачества
Картина «Взятие снежного городка» написана художником
в его родном городе Красноярске, куда
он уехал из Москвы, тяжело переживая смерть любимой жены Анны Шарэ. Здесь живописец вновь ожил, увлекся
традициями края и событиями местной истории. Художник воплотил свои представления о характере казаков,
народной жизни Сибири. Сурикову, имевшему в роду казацкие корни, были близки местные нравы и забавы
праздничных гуляний. Композиция картины динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее
действо, чувствует морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег. В шуточном взятии снежной крепости
художник изобразал молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица
сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. В санях повернутым к зрителю предстает брат
художника - Александр.
За это полотно Суриков получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900.
Ярлыки:
19-20 в.,
русская школа,
СУРИКОВ
Подписаться на:
Сообщения (Atom)