пятница, 18 апреля 2008 г.

Фёдор Александрович Васильев (продолжение)

Крымский пейзаж. Государственная Третьяковская галерея
После грозы. Государственная Третьяковская галерея
Деревенская улица 1868 г. Государственная Третьяковская галерея
Вечер. 1869 г. Холст, масло 36х31. Тамбовская картинная галерея
В Крыму. После дождя. Государственная Третьяковская галерея
Заброшенная мельница. Государственная Третьяковская галерея
Развалины мельницы. Акварель. Государственная Третьяковская галерея
Рожь. Государственная Третьяковская галерея
Берег моря. Государственный Русский музей
Болото в лесу. Осень. 1872-1873 гг. Государственный Русский музей
После дождя. Государственная Третьяковская галерея
Близ Красного села. Холст, масло. 30,5х41. Пензенская областная картинная галерея
Роща. Холст, масло. 60х95,5. Государственный Русский музей
Вечер в Крыму. Холст, масло. 39,2х50,7. Государственная Третьяковская галерея

четверг, 17 апреля 2008 г.

Фёдор Александрович Васильев

Васильев Федор Александрович [10 (22) февраля 1850, Гатчина — 6 октября 1873, Ялта], русский художник. Наряду с А. К. Саврасовым — один из основоположников лирического «пейзажа настроения» в русской живописи.
Выходец из семьи почтового служащего, учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в 1871 в Академии художеств; в 1866-67 работал под руководством И. И. Шишкина.
Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги.
Но не во внешних эффектах здесь суть. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Это — своего рода натурные сны о России, выдерживающие сопоставление с пейзажными мотивами И. С. Тургенева или А. А. Фета.
Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Но дни его уже сочтены.
Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Роковая болезнь, сливаясь с впечатлениями от южной природы, которая предстает у него не праздничной, но отчужденно-тревожной, придает его живописи еще большую драматическую напряженность. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Тонущая в дымке, написанная в мрачных коричневато-серых тонах горная дорога обретает тут потусторонний оттенок, подобие безысходной дороги в никуда.
Влияние искусства Васильева, усиленное трагизмом его ранней кончины, было весьма значительным. Романтическая традиция, окончательно отрешаясь от представлений о пейзаже как декоративном зрелище, достигла в его работах особой духовной содержательности, предвещающей искусство символизма и модерна, пейзаж чеховско-левитановской поры.

Оттепель. 1871 г. Холст, масло. Государственный Русский музей
Рассвет. 1872 г. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Мокрый луг. 1872 г. Государственная Третьяковская галерея
Под дождём. Государственная Третьяковская галерея
Тройка на мосту. Государственный Русский музей
Осень. 1867 г. Холст, масло. 30х45. Свердловская картинная галерея
Тополя. 1870 г. Смоленский областной краеведческий музей
Речка. Конец 1860-х. Сепия, перо. Государственная Третьяковская галерея
Осень. 1869 г. Холст, масло. 31х44,5. Киевский государственный музей русского искусства
Бухта. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея
Дорога в берёзовом лему. Государственная Третьяковская галерея
Лесная поляна. Красноярская художественная галерея
Морской вид. 1869 г. Холст, масло 31х41,5. Государственный Русский музей
Летний жаркий день. 1869 г. Государственная Третьяковская галерея
Вид на Волге. Барки. 1870 г. Холст, масло. 67х105. Государственный Русский музей
Картина написана во время совместного пребывания Васильева и И.Е. Репина на Волге. Репин в это время работал над "Бурлаками". За картины "Вид на Волге" и "Приближение грозы" в 1872 г. Васильев Ф.А. получил звание художника 1-й степени по пейзажной живописи.

среда, 16 апреля 2008 г.

Василий Васильевич Матэ (1856-1917)

И.И. Шишкин (офорт)
Портрет П.И. Чайковского. Конец 19-го века. Офорт

Вадим Дмитриевич Фалилеев

Фалилеев В.Д. (1879-1948) учился в Пензенском художественном училище, в мастерской Тинешевой, в Киевской школе живописи (1898-1903), в академии художеств (1903-1910). Работал в области станковой гравюры, офорта, книжной иллюстрации, рисунка.Постройка Казанского вокзала
"Спелая рожь". 1917 г. Цв. линогравюра.

вторник, 15 апреля 2008 г.

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

С гитарой. Акварель. 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
Натурщик. Академический этюд. Холст, масло. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Девушка в красной кофте. Акварель. 1892 г. Государственная Третьяковская галерея
Казачка В.П.Дьяченко. 1898 г. Государственная Третьяковская галерея
Голова смеющейся девушки. Государственная Третьяковская галерея
Сибирская красавица. Портрет Е.А. Рачковской 1891 г. Государственная Третьяковская галерея
Римский карнавал. 1884 г. Акварель. Государственная Третьяковская галерея

понедельник, 14 апреля 2008 г.

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

Молодая итальянка. Акварель. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея
Крестьянская девушка в старинном русском костюме. Акварель. 1882 г. Государственная Третьяковская галерея
Сцена из римского карнавала. Холст, масло. Собрание семьи художника
Итальянка. Этюд. 1884 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Голова мальчика в шапке. 1884 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Женский портрет. 1911 г. Государственный Русский музей
Боярышня. Этюд. Музей-квартира И.И.Бродского. Филиал Н.И. музей Академии художеств СССР
Женский портрет. Государственная Третьяковская галерея
Женский портрет. Орловская областная картинная галерея
Боярышня. Этюд. Музей-квартира И.И.Бродского. Филиал Н.И. музей Академии художеств СССР

воскресенье, 13 апреля 2008 г.

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

Княжий суд. Холст, масло. 1874 г. Государственная Третьяковская галерея
Сюжет картины не вполне ясен. Пред­полагают, что здесь изображена сцена из жизни Киевской Руси вскоре после приня­тия христианства, когда княжеская власть и церковь устанавливали на Руси новые порядки, а в народе очень сильны еще бы­ли пережитки язычества. Княжьи судьи строго карали за различные преступления, в том числе за многоженство, которое было обычным в языческое время. По-видимому, стоящая на коленях перед князем женщи­на, возле которой стоит мальчик, истица, ее муж — полуобнаженный воин с длинны­ми усами, пышным чубом и серьгой в ухе. Другая жена этого воина — женщина с ре­бенком на руках, повернувшаяся в сторону князя.
Пётр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург у шведов. Бумага, уголь, граф, карандаш. 1872 г. Государственный Русский музей
Эпизод из русско-шведской войны. После поражения русских войск под Нарвой Петр стал готовиться к войне за отвоевание у шведов Невы для выхода в Балтийское море. Он разработал план внезапного нападения на крепость Нотебург (старое русское название крепости — Орешек, впоследствии — Шлиссельбург, ныне Петрокрепость), которая занимала ключевые позиции при выходе Невы из Ладожского озера. Для штурма крепости, расположенной на острове посередине реки, нужен был флот, и Петр решил тайно от шведов переправить суда из Онежского залива Белого моря в Онежское озеро. В августе 1702 года крестьяне окрестных сёл и монастырей тащили суда волоком па протяжении 160 километров через непроходимые леса и болота. По Онежскому озеру и реке Свирь флотилия Петра вошла в Ладожское озеро, осадила Нотебург, и вскоре крепость была взята приступом.
Обед и братство Петра Великого в ломе князя Меншикова с матросами голландско­го купеческого судна, которое Петр I, как лоцман, провел от острова Котлин до дома генерал-губернатора. Бумага, уголь, граф, карандаш. 1872 г. Государственный литературный музей
После отвоевания у шведов Невы Петр I решил закрепить свои позиции и в мае 1703 года заложил крепость С.-Петербург. В ноябре 1703 года в Неву вошел голланд­ский корабль под командованием шкипера Выбеса. Петр I решил сам провести судно, минуя мели. Одевшись в матросскую одеж­ду, он выдал себя за лоцмана и провел голландское судно до пристани на Васильев­ском острове. Голландские матросы были приглашены в дом генерал-губернатора Меньшикова и там они узнали, кто был их лоцманом. Петр I побратался со шкипером, щедро наградив его и матросов, и пообе­щал награду следующему иноземному ко­раблю, который придет в Петербург.
Царевка Ксения Годунова у портрета умершего жениха королевича. Эскиз неосуществлённой картины. 1881 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Старик на огороде. 1883 г. Холст, масло. Государственный Русский музей
Взятие снежного городка. 1891 г. Холст, масло. 156х282. Государственный Русский музей
Картина изображает старинную казачью военную игру, распространённую среди Украинского и Сибирского казачества
Картина «Взятие снежного городка» написана художником в его родном городе Красноярске, куда он уехал из Москвы, тяжело переживая смерть любимой жены Анны Шарэ. Здесь живописец вновь ожил, увлекся традициями края и событиями местной истории. Художник воплотил свои представления о характере казаков, народной жизни Сибири. Сурикову, имевшему в роду казацкие корни, были близки местные нравы и забавы праздничных гуляний. Композиция картины динамична, полна движения, зритель словно вовлечен во всеобщее действо, чувствует морозный воздух и разлетающийся по сторонам снег. В шуточном взятии снежной крепости художник изобразал молодецкий задор преодолевающего преграду удалого наездника. Румяные, радостные лица сибиряков, смотрящих на это зрелище, исполнены жизненной силы. В санях повернутым к зрителю предстает брат художника - Александр. 
За это полотно Суриков получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900.
Казак. Этюд. Дальневосточный художественный музей. г. Хабаровск
Пугачёв. 1911 г. Рисунок. Государственная Третьяковская галерея
Барская прогулка. Бумага, акварель, граф. карандаш, тушь. 1870-е гг. Государственная Третьяковская галерея
Невский проспект днём. Бумага на картоне, акварель. 1873 г. Государственная Третьяковская галерея
Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Песнь о царе Иване Васильевиче, удалом оприччнике и молодом купце Калашникове". 1891 г. Государственный Русский музей