воскресенье, 6 июля 2008 г.

Николай Павлович Христолюбов

Поэт Николай Заболоцкий писал в одном из своих стихотворений: «Любите живопись, поэты! Лишь ей единственной дано души изменчивой приметы переносить на полотно». Именно эти «приметы души» лирическое переживание мира, тонкое чувство восхищения природой, человеческими характерами видим мы в живописных работах Николая Павловича Христолюбова.

Пишет он много, радостно открывая для себя и для зрителей своих произведений красоту древнерусской архитектуры и вьетнамских пагод, величие горных хребтов Таджикистана и бескрайнюю ширь степей Крыма, многообразие суровой природы Сибири. ...Но где бы ни был Христолюбов, куда бы ни занесла его неуемная страсть к путешествиям душа художника неизменно с Россией, с ее задумчивой природой, с удивительно цельными, красивыми своей духовной жизнью людьми разных профессий и возрастов. Художник стремится без надуманных эффектов, без назойливого пафоса переложить свои впечатления на холст.

Портрет Героя Советского Союза полярного летчика В. И. Масленникова; казалось бы, естественнее всего писать у видавшего виды самолета на фоне громоздящихся ледяных торосов или среди мерцающих разноцветными огнями навигационных приборов. А на полотне простая русская изба с золотистыми бревенчатыми стенами, ветка рябины, охотничье ружье. Да и очень просто одет летчик по-домашнему. Что это, нарочитое приземление образа, сведение приподнято-героического к бытовому? Нет, художник как бы предлагает нам внимательно присмотреться к человеку, постараться вникнуть в суть его характера, понять корни его бесстрашия и профессионального мужества. Скупая природа, простые предметы быта, типичные для русских северных сел и городов, вот та естественная среда, которая формирует и питает душу и характер этого незаурядного человека, Колористический строй произведения, его уравновешенная композиция, размеренный ритм, строгий отбор аксессуаров все призвано выразить духовную жизнь человека нелегкой профессии, способного переживать глубоко, без внешней эффектации, человека, влюбленного в отчий край.

«Охота к перемене мест», частые и длительные поездки помогают Христолюбову острее почувствовать красоту «своих» и «чужих» красок природы, заметить наиболее типичное в сторонней жизни. Пример тому другой портрет «Ветерок. Монголия». Написанный легко, единым духом, он вышел за рамки дорожного этюда, стал законченным живописным повествованием о новой жизни монгольской молодежи. Романтика бескрайних степей, веселый задор молодости, солнечное восприятие бытия все это воплощено в несложной на первый взгляд, но внутренне динамичной композиции, где все просто и убедительно, как в самой действительности.

Каждая поездка дает художнику обильный материал для самых разных произведений. Из Вьетнама Христолюбов привез серию жанровых полотен. В них меньше всего любования экзотикой Востока. Главное — напряженно-радостное биение пульса жизни, в то время еще не омраченной войной с американскими захватчиками. Вьетнамские работы отличаются тонкой жи­вописностью, свежестью непосредственных впечатлений Именно поэтому они пользуются успехом у зрителей.

С 1946 года Христолюбов участвует на республи­канских и всесоюзных художественных выставках. Но первое значительное тематическое полотно он показал на выставке «Советская Россия» (1960). Большая картина «Землепроходцы» образно воссоздавала исторический эпизод героическое плавание С. Дежнева и Ф. Попова через проливы между Азией и Америкой в 1648 году. Многофигурная композиция объединила разнообразные типы, яркие характеры, передавала романтическую атмосферу подвига. Тяготение к сюжетному построению одна из примечательных черт искусства Христолюбова. И это не случайно: только сюжетно-композиционное произведение дает исчерпывающие возможности для раскрытия образов персонажей, полноты выражения эстетической мысли.

В творчестве художника большое место занимает тема Сибири. И это закономерно. Христолюбов родился в 1918 году в Кировской области, но детство его прошло в таежных краях Восточной Сибири. Особенно привязан он к Якутии. С краем вечной мерзлоты связывает художника любовь к удивительным людям Заполярья, неповторимому очарованию северных лесов и мощных рек. Здесь парнишкой бегал он в сельский клуб, где бывший красноармеец, ставший избачом, выдавал книги, рисовал плакаты, устраивал вечера вопросов и ответов. Через много лет впечатления детства, восхищение первыми сельскими пропагандистами новой жизни были воплощены на холсте.

На юбилейной Всесоюзной выставке (1967 год) демонстрировалась картина Христолюбова «Избач» молодой парень в солдатской гимнастерке, старых обмотках, вдохновенно рисует плакат, готовясь к очередному клубному вечеру. В картине убедительно переданы праздничное настроение избача, его искренняя увлеченность, напористость. Типичный колорит, лаконизм композиции, документально-точный интерьер с характерными предметами тех лет убедительны, правдивы, историчны.

Что же отличает искусство Христолюбова от искус­ства других мастеров? Прежде всего, стремление к максимально достоверной передаче впечатлений от виденного, умение выразить свое лирическое пережи­вание в живописи, которая лишена надуманной деко­ративности и внешних эффектов. Психологизм лучших работ Христолюбова строится на внимательном отношении к духовному миру изображаемых персонажей, на чутком живописно-объемном построении художественной формы. Вероятно, любители «современного стиля» найдут в его работах немало «традиционных моментов». Но ведь истинное искусство никогда не стремится к отвлеченной «современности», не хвастается модными приемами и стилевыми эффектами. Подлинная современность начинается тогда, когда внимание художника привлекают события сегодняшнего дня, когда он рвется из стен мастерской навстречу жизни, когда его искусство обращено к современнику и находит в его душе теплый отклик. Многие из этих качеств несет искусство Николая Христолюбова.

Недавно из очередной длительной поездки, на этот раз из Камбоджи, художник привез десятки этюдов, рисунков, эскизов композиций.

На мольберте заслуженного деятеля искусств Якутской АССР Николая Павловича Христолюбова стоит и новый большой холст начата большая картина о древнерусских зодчих. А в походный ящик снова уложены свежие краски. Манит дорога по Северной России — там прошло босоногое детство художника, там растут новые города, из которых приходят письма старых друзей, летчиков, моряков, врачей.

Очень хочется живописцу и их «души изменчивой приметы» перенести на полотно. Ну, что же, до новых встреч, до новых работ.

Ю. ИВАНОВ

Вечереет. 1956 г.
Весна. Саввинская слобода. 1954 г.
Солнечный день в Суздале. 1965 г.
Девушка в соломенной шляпе. 1962 г.
Избач. 1967 г.
Зимка. 1967 г.
В канале Хайфонга. 1962 г.
Воспоминание о Киблаи. Таджикистан. 1966 г.
Таджикский дворик. 1966 г.
Ветерок. Монголия. 1964 г.
Под южным солнцем. 1963 г.
Уличная продавщица фруктов. Вьетнам. 1962 г.

суббота, 5 июля 2008 г.

Иван Павлович Похитонов (продолжение)

Зимой. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Зима. Вид из квартиры художника. 1895 г. ГТГ
Свадьба в Матрёновке. 1880 г. Дерево, массло. 15,5х22,2 см. Частное собрание. Франция
Взморье. Вечер. Фанера,масло. 21,9х34,8. Костромской областной музей изобразительных искусств
Прачки. Дерево, масло. 17,3х21,2 см. ГТГ
Пасека. 1889 г. Дерево, масло. 26х35 см. Горьковский государственный художественный музей
В горячем Ключе. Дерево, масло. 14,8х22,2 см. Краснодарский краевой художественный музей
Огородница. Дерево, масло. 20х27 см. Собрание Г.К. Белоненко. Москва
Садовник. Дерево, масло. 13,5х26 см. Одесская государственная картинная галерея
Летний пейзаж. Жабощизна. Дерево, масло. 18х14,8 см. Собрание Ю.В. Невзорова. Москва
Сад в Тру-Луэт. Огородницы. Дерево, мало. 18х13,5 см. Частное собрание. Франция
В окрестностях Неаполя. Игра детей. Дерево, масло. 16х26,6 см. Горьковский государственный художественный музей
Тру-Луэт. Дерево, масло. 16,5х25 см. Горьковский музей изобразительных искусств Туркменской ССР
Ольха зацвела. Краснодарский художественный музей им. А.В. Луначарского
Снег в По. ГТГ
Прачки у пруда. Жабовщизна. Дерево, масло. 15,5х24 см. Частное собрание. Франция

Николай Семёнович Самокиш (1860-1944)

Подвиг солдат Н.Н. Раевского под Салтановкой. 1912 г. Холст, масло. 96х126. Музей-панорама "Бородинская битва"
"Громадный". Музей коневодства
Бегущая белая кобыла с рыжим жеребёнком. Картон, темпера. Круг Д=81 см. Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии
Переход через Сиваш
Прогулка. 1884 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Табун лошадей Ново-Томниковского конного завода. 1890 г. Холст, масло. 120х209 см. Музей коневодства Тимирязевской сельскохозяйственной академии

пятница, 4 июля 2008 г.

Василий Владимирович Пукирев

Пукирев Василий Владимирович (1832-90), русский живописец. Жанровая картина «Неравный брак» (1862) о бесправии женщины в русском обществе сер. 19 в.

Неравный брак. 1862 г. ГТГ
Ревность. ГРМ - Государственный Русский музей
Приём приданного по росписи. 1873 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
В мастерской художника. 1865 г. ГТГ
Спящий ребёнок. Литография

четверг, 3 июля 2008 г.

Иван Павлович Похитонов

Похитонов Иван Павлович (1850-1923), русский живописец-передвижник. Пейзажи, близкие по принципам барбизонской школе, отличающиеся тонкой техникой исполнения («Ла-Панн. Пляж». 1895). В 1919 эмигрировал.
Заросшее болото весной Жабовщизна. Дерево, масло. 18,2х17,5 см. Частное собрание. Франция
Цветущий сад. Жабовщизна. Дерево, масло. 17,4х26,8 см. Собрание Г.П. Белякова
Охотник зимой. 1890 г. Дерево, масло. 19,1х14,5 см. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Московский Кремль зимой. 1881 г. Дерево, масло. 21,4х26,4 см. Частное собрание. Франция
Ясная Поляна зимой. Дерево, масло. 25,5х17,5 см. Частное собрание. Франция
Жатва. Дерево, масло. 17,5х25 см. Одесская государственная картинная галерея
Охота. Дерево, масло. 27х34 см. ГРМ - Государственный Русский музей
Вечер после грозы. Берег Гавы. Дерево, масло. 14,1х23,6 см. ГТГ
Уборка картофеля. Жабовщизна. Дерево, масло. 15,5х22 см. Пермская государственная картинная галерея
Дубы в Чепыже. Дерево, масло. 14,5х19 см. Музей Л.Н.Толстого. Ясная Поляна
Биарриц. Дерево, масло. 21,5х35 см. Собрание Н.И.Четверикова. Москва
Въезд в Ясную Полну. 1905 г. Дерево, масло. 15,3х23 см. Собрание И.С. Зильберштейна. Москва
Фазаны. Холст, масло. 465х73,5 см. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Ранняя весна. По. Правчки на берегу Гавы. 1885 г. ГТГ
Ла-Панн. Пляж. 1895 г. Дерево, масло. 14,3х25,1 см. ГТГ