понедельник, 25 августа 2008 г.

Альфред Сислей (1839-1899)

Художник Альфред Сислей (1839-1899). Французская школа. Колокольня в Нуази ле руа. 1874 г. Холст, масло 45,7х61 см. Галерея искусств. Глазго.

На первый взгляд трудно определить, что отличает картину Моне от картины Сислея и манеру последнего от манеры Писсарро. Однако, даже небольшое исследование скоро покажет, что Моне самый умелый и самый смелый, Сислей самый гармоничный и самый нерешительный, Писсаро самый правдивый и самый наивный... Свет заливает их полотна и все в них радость, ясность, весенний праздник.

Арман Сильвестр

Высокий красивый англичанин с черной бородой и карими глазами таким мы видим Сислея в картинах Моне и Ренуара. Скромный и застенчивый, он был менее удачлив, чем его друзья. Вклад Сислея в историю искусства на первый взгляд кажется не таким уж значительным, но без его имени трудно представить себе не только французский импрессионизм, но и всю живопись Франции XIX века.

Сислей был пейзажистом и всю свою жизнь писал только пейзажи. Небо, деревья, трава, зеркало реки, песчаные отмели, свежевспаханная земля вот герои его произведений. Влюбленный в природу Франции, он отдал ей свой нежный лирический талант; все пейзажи Сислея несут на себе печать того особого трепета, который свойствен людям с такой чувствительной душой. Он никогда не уставал наслаждаться зрелищем природы, спешил запечатлеть на холсте ее неуловимую изменчивость и вечную новизну. Сислей изъездил всю центральную Францию и особенно хорошо знал пригороды Парижа: Марлотт, Фонтенбло, Гонфлер, Лувесьен, Аржантей, Марли, Буживаль, Понтуаз, Севр, Сен-Маммес обязаны ему своей славой.

Альфред Сислей был сыном англичан, обосновавшихся в Париже. Он до конца жизни сохранил ангдийское подданство, но в Англии бывал лишь наездами.. Родители Сислея мечтали, чтобы он стал коммерсантом, но коммерческая карьера не привлекала его.

В 1862 году Сислей поступил в Школу изящных искусств в мастерскую Глейра, где учился вместе с Моне и Ренуаром. Преподавание здесь велось по заученной схеме, но, несмотря на это, Сислей занимался с большим усердием, мечтая в дальнейшем заслужить высшую награду, то есть стать кандидатом на Римскую премию, которая давала право на пятилетнее обучение в Риме.

Однако уже в 1864 году вместе с Моне и Ренуаром Сислей покидает мастерскую Глейра. В следующем 1865 году в парусной лодке художник совершает путешествие по Сене от Парижа до Гавра, фиксируя на полотне свои впечатления. Именно в это время и определилась истинная страсть Сислея: писать природу на открытом воздухе (по-французски «пленер»), наблюдая один и тот же мотив в разные времена года и при различном состоянии дня, тонко улавливая изменение цвета и формы.

В числе десяти молодых художников-энтузиастов, выступивших против рутины академической и салонной живописи, Сислей вошел в группу, которая, начиная с 1874 года, стала регулярно устраивать совместные выставки, снимая для этого различные выставочные помещения. Первая выставка состоялась в фотоателье Надара. Наиболее талантливые из художников группы — Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсар-ро и Альфред Сислей своим творчеством определили самое значительное течение во французской живописи второй половины XIX века, которое принято называть «импрессионизмом». Это название впервые появилось

в статье остроумного критика Леруа, который в насмешку назвал участников выставки «импрессионистами», обыграв название одной из картин Клода Моне «Восход солнца. Впечатление» («импрессион» пофранцузски «впечатление»). Художников-импрессионистов объединяли преданность натуре, исключительная правдивость, желание передать природу во всей ее изменчивой красоте. Они стремились передать свето-воздушную среду, игру солнечного света на траве и листве деревьев, быстро меняющееся отражение неба и берегов реки, дрожащее марево падающего снега. Сюжетами полотен импрессионистов были парижские улицы и бульвары, заполненные экипажами и толпами пешеходов, площади небольших городков, скачки и народные гулянья в парижских предместьях, стремительные движения балерин.

Сислей, может быть самый поэтичный из всех импрессионистов, обладал удивительно тонким чувством цветовой гармонии. Всю жизнь он любил пейзажи Коро и в первый период своего творчества очень подражал ему («Деревня на берегу Сены»). Подобно Коро, Сис-лей увидел природу сквозь серебристую струящуюся дымку воздуха, насытив при этом серо-коричневую гамму Коро ярким и радостным цветом.

Сислей любил писать небо: в его пейзажах оно занимает почти половину холста. Уже в ранних картинах художника легко увидеть, с каким мастерством он лепит небо, которое то словно туманный купол опрокидывается над рекой («Наводнение в Марли»), то синевато-зеленым шатром нависает над домами и деревьями, тонущими в синей дымке сгущающихся теней («Мороз в Лувесьенне»).

Никто, кроме Сислея, не умеет так зрительно-ощутимо передать дрожание веток раскачиваемых ветром деревьев, сквозной ажур листьев, трепет воздуха. Это лирически-взволнованное восприятие природы особен-++

но характерно для его пейзажей 80-х годов. Розовые и фиолетовые деревья, окутанные воздухом, четко рисуются на фоне светлого неба, сотканного из белого, золотисто-розового и сиреневого оттенков («Опушка леса в Фонтенбло»). Нервные штрихи веток прочерчивают небо, листва стелется тонким кружевом. Деревья дрожат на ветру и кажется, словно каждое мгновенье меняются их очертания. Кисть движется стремительно, едва прикасаясь к холсту, мазки то короткие, то длинные, то прямые, то похожие на запятые ложатся один возле другого, сливаясь в перламутровое марево неба («Ветреный день в Венэ»).

Последние годы жизни художник почти безвыездно жил в Венэ Надоне. Он был неутомимым тружеником: работая на открытом воздухе он простудился, ему парализовало лицо. Судьба Сислея трагична: ожесточенный неудачами, отдалившийся от друзей, он умер в безвестности за год до того, как его картины начали продаваться за сравнительно высокую цену.

Теперь, спустя более чем полвека, пейзажи Сислея являются достойным украшением многих музеев мира: их одухотворенная лирическая красота и поэтичность, благородный изысканный колорит и высокая художественность неизменно привлекают внимание зрителей.

Н. Проскурникова

воскресенье, 24 августа 2008 г.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. Битва архангела Михаила с сатаной. Около 1550 г. Картинная галерея. Дрезден

«Битва архангела Михаила с сатаной» относится к позднему периоду творчества Тинторетто. Используя религиозный сюжет о восстании князя тьмы сатаны, великий художник решает одну из глубоко волновавших его этических проблем о соотношении добрых и злых сил в мире. Тинторетто придает своей теме характер особой грандиозности и значительности, перенеся место действия в космические сферы.

Мрачная пора феодально-католической реакции, поправшей великие гуманистические достижения культуры Возрождения, заставляет Тинторетто мучительно осознать противоречия окружающей действительности и вместе с тем рождает в нем огромный внутренний протест. Отсюда проистекает тот взволнованный пафос и гораздо большая мера субъективного страстного переживания, которую он обнаруживает по сравнению с мастерами минувшей эпохи. Он уже не утверждает, а отстаивает, борется. Картина резко делится на две части по диагонали копьем архангела Михаила, как бы отъединяя тех, кто сражается, от тех, во имя кого происходит эта грозная битва. Образ мадонны остается для Тинторетто вечным и прекрасным символом жизни и материнства. Однако он обретает под его кистью черты не только глубочайшей одухотворенности, но и беззащитности. Словно видение легкая, мадонна с ребенком на руках парит в небесах в сиянии лунного серпа. И по контрасту с ее хрупким нежным обликом фигуры сражающихся ангелов, стремительным вихрем летящие на своих противников и низвергающие их обратно в преисподнюю, кажутся мощными и полными напряженной энергии. Необычайная красота колористического строя картины, в котором сочетаются прозрачно-голубые, зеленоватые, мерцающие фиолетово-розовые тона, усиливает впечатление фантастичности, поэтической сказочности, которые были присущи гению Тинторетто.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. Юдифь и Олоферн. 1550. Прадо,Мадрид

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. «Спасение Арсинои». Холст, масло. 153х251 Картинная галерея, Дрезден.
Якопо Робусти родился и жил в Венеции. Его отец был красильщиком шелка, отсюда прозвище Тинторетто (красильщик), под которым художник вошел в историю искусства.
Творчество Тинторетто завершило период позднего Возрождения и отразило его трагические противоречия: закат славы Венеции, крушение веры в незыблемость гуманистических идеалов.
Скромный и непритязательный в жизни, беззаветно преданный искусству, Тинторетто обладал невероятной трудоспособностью. Он писал портреты, мифологические картины, алтарные образы, огромные полотна для Скуолы ди Сан Рокко и дворца Дожей. Эмоциональное толкование драматических коллизий сюжетов и образов выражается в его картинах в динамической композиции, экспрессии движений и жестов героев, в мощных светотеневых контрастах, напряженном колорите и широком мазке.
Романтический сюжет картины «Спасение Арсинои» заимствован из французской повести XIII века. Прекрасная Арсиноя, заточенная своей сестрой царицей Клеопатрой в башню посреди моря, была освобождена влюбленным рыцарем Ганимедом.
Бурное море качает лодку. Светлые пятна фигур обнаженных женщин ярко выделяются на темном грозовом фоне и контрастируют с темными фигурами мужчин. Ганимед принимает в объятия возлюбленную, нагота Арсинои кажется еще более живой и теплой рядом с блестящим металлическим панцирем рыцаря. Мягко изогнутые очертания фигур и лодки воспринимаются еще эффектнее по сравнению с резкими диагоналями весел.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. «Спасение тела Святого Марка». 1562-1566. Галерея Академии, Венеция.

В 1562 Тинторетто начинает свой знаменитый цикл, посвященный легенде о Святом Марке, покровителе Венеции. Картины Тинторетто построены на диагоналях и кривых взлетах композиции, смелых ракурсах и неожиданных позах; колорит — на чисто венецианских противопоставлениях густых сверкающих тонов переднего плана и нейтрального фона. Тяга к трагическим конфликтам, пластической мощи и страстной динамике форм и цвета роднит Тинторетто с Микеланджело.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. «Тайная вечеря». 1591-1594. Церковь Сан Джорджо Маджоре, Венеция.

Якопо Тинторетто (1518-1594)

Художник Якопо Тинторетто (1518-1594). Венецианская школа. Нахождение тела Святого Марка. 1562. Пинакотека Брера. Милан