На первый взгляд трудно определить, что отличает картину Моне от картины Сислея и манеру последнего от манеры Писсарро. Однако, даже небольшое исследование скоро покажет, что Моне — самый умелый и самый смелый, Сислей — самый гармоничный и самый нерешительный, Писсаро — самый правдивый и самый наивный... Свет заливает их полотна и все в них — радость, ясность, весенний праздник.
Высокий красивый англичанин с черной бородой и карими глазами — таким мы видим Сислея в картинах Моне и Ренуара. Скромный и застенчивый, он был менее удачлив, чем его друзья. Вклад Сислея в историю искусства на первый взгляд кажется не таким уж значительным, но без его имени трудно представить себе не только французский импрессионизм, но и всю живопись Франции XIX века.
Сислей был пейзажистом и всю свою жизнь писал только пейзажи. Небо, деревья, трава, зеркало реки, песчаные отмели, свежевспаханная земля — вот герои его произведений. Влюбленный в природу Франции, он отдал ей свой нежный лирический талант; все пейзажи Сислея несут на себе печать того особого трепета, который свойствен людям с такой чувствительной душой. Он никогда не уставал наслаждаться зрелищем природы, спешил запечатлеть на холсте ее неуловимую изменчивость и вечную новизну. Сислей изъездил всю центральную Францию и особенно хорошо знал пригороды Парижа: Марлотт, Фонтенбло, Гонфлер, Лувесьен, Аржантей, Марли, Буживаль, Понтуаз, Севр, Сен-Маммес обязаны ему своей славой.
Альфред Сислей был сыном англичан, обосновавшихся в Париже. Он до конца жизни сохранил ангдийское подданство, но в Англии бывал лишь наездами.. Родители Сислея мечтали, чтобы он стал коммерсантом, но коммерческая карьера не привлекала его.
В 1862 году Сислей поступил в Школу изящных искусств в мастерскую Глейра, где учился вместе с Моне и Ренуаром. Преподавание здесь велось по заученной схеме, но, несмотря на это, Сислей занимался с большим усердием, мечтая в дальнейшем заслужить высшую награду, то есть стать кандидатом на Римскую премию, которая давала право на пятилетнее обучение в Риме.
Однако уже в 1864 году вместе с Моне и Ренуаром Сислей покидает мастерскую Глейра. В следующем 1865 году в парусной лодке художник совершает путешествие по Сене от Парижа до Гавра, фиксируя на полотне свои впечатления. Именно в это время и определилась истинная страсть Сислея: писать природу на открытом воздухе (по-французски «пленер»), наблюдая один и тот же мотив в разные времена года и при различном состоянии дня, тонко улавливая изменение цвета и формы.
В числе десяти молодых художников-энтузиастов, выступивших против рутины академической и салонной живописи, Сислей вошел в группу, которая, начиная с 1874 года, стала регулярно устраивать совместные выставки, снимая для этого различные выставочные помещения. Первая выставка состоялась в фотоателье Надара. Наиболее талантливые из художников группы — Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсар-ро и Альфред Сислей — своим творчеством определили самое значительное течение во французской живописи второй половины XIX века, которое принято называть «импрессионизмом». Это название впервые появилось
в статье остроумного критика Леруа, который в насмешку назвал участников выставки «импрессионистами», обыграв название одной из картин Клода Моне «Восход солнца. Впечатление» («импрессион» — пофранцузски «впечатление»). Художников-импрессионистов объединяли преданность натуре, исключительная правдивость, желание передать природу во всей ее изменчивой красоте. Они стремились передать свето-воздушную среду, игру солнечного света на траве и листве деревьев, быстро меняющееся отражение неба и берегов реки, дрожащее марево падающего снега. Сюжетами полотен импрессионистов были парижские улицы и бульвары, заполненные экипажами и толпами пешеходов, площади небольших городков, скачки и народные гулянья в парижских предместьях, стремительные движения балерин.
Сислей, может быть самый поэтичный из всех импрессионистов, обладал удивительно тонким чувством цветовой гармонии. Всю жизнь он любил пейзажи Коро и в первый период своего творчества очень подражал ему («Деревня на берегу Сены»). Подобно Коро, Сис-лей увидел природу сквозь серебристую струящуюся дымку воздуха, насытив при этом серо-коричневую гамму Коро ярким и радостным цветом.
Сислей любил писать небо: в его пейзажах оно занимает почти половину холста. Уже в ранних картинах художника легко увидеть, с каким мастерством он лепит небо, которое то словно туманный купол опрокидывается над рекой («Наводнение в Марли»), то синевато-зеленым шатром нависает над домами и деревьями, тонущими в синей дымке сгущающихся теней («Мороз в Лувесьенне»).
Никто, кроме Сислея, не умеет так зрительно-ощутимо передать дрожание веток раскачиваемых ветром деревьев, сквозной ажур листьев, трепет воздуха. Это лирически-взволнованное восприятие природы особен-++
но характерно для его пейзажей 80-х годов. Розовые и фиолетовые деревья, окутанные воздухом, четко рисуются на фоне светлого неба, сотканного из белого, золотисто-розового и сиреневого оттенков («Опушка леса в Фонтенбло»). Нервные штрихи веток прочерчивают небо, листва стелется тонким кружевом. Деревья дрожат на ветру и кажется, словно каждое мгновенье меняются их очертания. Кисть движется стремительно, едва прикасаясь к холсту, мазки то короткие, то длинные, то прямые, то похожие на запятые ложатся один возле другого, сливаясь в перламутровое марево неба («Ветреный день в Венэ»).
Последние годы жизни художник почти безвыездно жил в Венэ — Надоне. Он был неутомимым тружеником: работая на открытом воздухе он простудился, ему парализовало лицо. Судьба Сислея трагична: ожесточенный неудачами, отдалившийся от друзей, он умер в безвестности за год до того, как его картины начали продаваться за сравнительно высокую цену.
Теперь, спустя более чем полвека, пейзажи Сислея являются достойным украшением многих музеев мира: их одухотворенная лирическая красота и поэтичность, благородный изысканный колорит и высокая художественность неизменно привлекают внимание зрителей.
Н. Проскурникова
Комментариев нет:
Отправить комментарий