Художник РАФАЭЛЬ (РАФАЭЛО САНТИ) (1483—1520). Итальянская школа. «Мадонна на троне с предстоящими святыми» (Алтарь Колонна). Дерево, темпера. 169,2Х /69,2. Нью-Йорк. Музей Метрополитен |
Гениальный итальянский живописец и архитектор, величайший мастер эпохи Возрождения, Рафаэль родился в Урбино. Его отец, живописец Джованни Санти, рано обнаружил у сына художественное дарование и после первоначального обучения дома уговорил Пьетро Перуджино, который, как сообщает Вазари, был в то время первым среди художников, принять юного Рафаэля в свою мастерскую. Перуджино воспитал в своем талантливом ученике чувство музыкальности линии, гармонии и благородства композиции, мягкой лиричности образов. «Мадонна на троне» была написана в 1504 году, еще в мастерской Перуджино. Однако талант великого художника, создавшего впоследствии многочисленные алтарные образы мадонны, прославлявшие возвышенно прекрасный и глубоко жизненный идеал женской красоты, воплощенной в материнстве, проявился в шедевре из Музея Метрополитен в полной мере.
Картина была заказана монахинями монастыря св. Антония Падуанского. По обе стороны Богоматери художник изобразил святых Петра и Павла, Цецилию и Екатерину. Образ мадонны близок к образам Перуджино и несет в себе духовную чистоту и материнскую нежность. Облик святых дев отличается изысканностью черт и благородной плавностью линий. Фигуры Петра и Павла, полные торжественного величия, предвещают следующий этап творчества живописца, когда Рафаэль будет работать во Флоренции и здесь сложится его зрелый стиль, столь полно выразивший гуманистические представления о прекрасном и совершенном мире, высокие жизнеутверждающие идеалы красоты и гармонии, сложившиеся в эпоху Возрождения
Картина является ранней работой Рафаэля, чье творчество представляет собой одну из вершин итальянского
Возрождения, и изначально находилась в монастыре святого Антония Падуанского в Перудже. Изображение Мадонны
с Младенцем и предстоящими святыми было центральной частью алтаря, который в 1 б78 попал в собрание герцогов
Колонна в Риме. Отсюда второе название произведения - «Алтарь Колонна».
Алтарь создан, вероятно, в то время, когда Рафаэль еще пребывал в мастерской своего учителя Перуджино. Влияние
этого художника и живописи предшествующего столетия, Кватроченто, сказалось и в иконографии Мадонны, сидящей
на троне под балдахином, и в сложной многофигурной композиции «святого собеседования», которое объединяет
вокруг Богоматери с Младенцем святых Петра, Павла, Екатерину, Лючию (или Цецилию) и маленького Иоанна
Крестителя. Но в произведении уже заметно стремление придать фигурам величественность и в то же время наделить
их общим гармоничным настроением, наполнить лица, жесты и позы неземным спокойствием. Все это, доведенное
до совершенства, станет особенностью живописи Рафаэля и шире - Высокого Возрождения. А Мадонна с Младенцем
Христом и маленьким Иоанном Крестителем - одной из любимых тем художника.
Комментариев нет:
Отправить комментарий