Художник ДИЕГО РОДРИГОС ДЕ СИЛЬВА И ВЕЛАСКЕС (1599—1660). Испанская школа. «Портрет Хуана де Парехи» Холст, масло. 81,3х 69,9 Нью-Йорк. Музей Метрополитен |
Творчество Диего Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века. Он был придворным живописцем
короля Филиппа IV. Мастер создал представленный портрет своего ученика Хуана де Пареха, мавра из Севильи, во
время поездки в Италию.
Картина выдержана в монохромной гамме - серых, коричневых и черных цветах, оживляемых лишь белым воротником одеяния и теплыми тонами лица и рук. Поэтому так привлекает внимание лицо молодого художника с живыми черными глазами, в которых видны пытливость и ум, тонко подмеченные живописцем.
Но Веласкес не просто создал психологический портрет, каковых в его творчестве немало, он изобразил здесь человека, который был душевно близок ему самому - как талантливый ученик и коллега по ремеслу. Хуан де Пареха инстинктивно отклонился назад, кажется, словно он внимательно и в то же время слегка отстраненно, как всякий художник, окидывает взглядом модель. В его глазах читается понимание людей и их жизни. Образ начинающего живописца перекликается с автопортретом зрелого Веласкеса на его знаменитой картине «Менины» (1 656), хранящейся в Мадриде, в музее Прадо. «Живописцем живописцев» называл Веласкеса Эдуард Мане. Художником истины считали его современники. Великий испанский мастер достиг вершины реалистического искусства. Его гений, проявившийся в самых разных жанрах: в исторической картине, пейзаже, бытовой живописи, нашел наиболее глубокое воплощение в портрете.
Картина выдержана в монохромной гамме - серых, коричневых и черных цветах, оживляемых лишь белым воротником одеяния и теплыми тонами лица и рук. Поэтому так привлекает внимание лицо молодого художника с живыми черными глазами, в которых видны пытливость и ум, тонко подмеченные живописцем.
Но Веласкес не просто создал психологический портрет, каковых в его творчестве немало, он изобразил здесь человека, который был душевно близок ему самому - как талантливый ученик и коллега по ремеслу. Хуан де Пареха инстинктивно отклонился назад, кажется, словно он внимательно и в то же время слегка отстраненно, как всякий художник, окидывает взглядом модель. В его глазах читается понимание людей и их жизни. Образ начинающего живописца перекликается с автопортретом зрелого Веласкеса на его знаменитой картине «Менины» (1 656), хранящейся в Мадриде, в музее Прадо. «Живописцем живописцев» называл Веласкеса Эдуард Мане. Художником истины считали его современники. Великий испанский мастер достиг вершины реалистического искусства. Его гений, проявившийся в самых разных жанрах: в исторической картине, пейзаже, бытовой живописи, нашел наиболее глубокое воплощение в портрете.
Веласкес родился в Севилье, крупнейшем художественном центре Испании. Его современниками и соотечественниками были Сервантес и Лопе де Вега, Сурбаран и Рибера. Время, когда творили эти мастера живописи и литературы, можно назвать одним из наиболее плодотворных периодов в истории испанской культуры. В 1623 году по приглашению Оливареса, всесильного министра испанского короля Филиппа IV, Веласкес переезжает в Мадрид и становится придворным живописцем. С огромной целеустремленностью и необыкновенным трудолюбием работает Веласкес при дворе; среди внешней роскоши и блеска придворной жизни великий мастер творит, не отступая ни на шаг от правды. Веласкес был объективен в своих портретных характеристиках и совершенен в живописном мастерстве.
«Портрет Хуана де Парехи» — талантливого художника, ученика Веласкеса — был написан во время поездки в Италию почти одновременно со знаменитым «Портретом папы Иннокентия X». В гордой постановке фигуры, в смелом, открытом взгляде молодого художника Веласкес увидел мужество и достоинство, цельность и независимость характера Хуана де Парехи, потомка мавров, бывших завоевателей Испании. Картина великолепна по живописи, по пластической выразительности сильных энергичных мазков кисти, по богатству и динамике светотени
Комментариев нет:
Отправить комментарий