вторник, 26 августа 2008 г.

Хуго ван дер Гус (ок. 1435 г. — 1482)

Художник Хуго ван дер Гус. Мужской портрет. Дерево. Около 1480. Метрополитен-музей. Нью-Йорк.

Хуго ван дер Гус (ок. 1435 г. — 1482)

Художник Хуго ван дер Гус. Нидерландская школа. Грехопадение. Левая внутренняя створка диптиха. Около 1480 года. Музей истории искусства в Вене.

Хуго ван дер Гус (ок. 1435 г. — 1482)

Художник Гуго ван дер Гус (ок. 1435 г. — 1482). Нидерландская школа.. Поклонение пастухов. Около 1480 года. Картинная галерея в Берлине.

Гуго ван дер Гус

Художник Гуго ван дер Гус (ок. 1435 г. — 1482). Нидерландская школа. Поклонение пастухов. 1476—1477 гг. Галерея Уффици. Флоренция

Творчество великого нидерландского художника Гуго ван дер Гуса определяет пути развития и наиболее совершенные достижения художественной культуры Нидерландов во второй половине XV века. Сведения о его жизни немногочисленны. Отдельные архивные документы упоминают о ряде его декоративных работ, выполненных для украшения Гента по случаю организованных городом празднеств. В октябре 1475 года мастер удалился в монастырь, где провел последние годы жизни, не прекращая заниматься живописью вплоть до постигшей его тяжелой душевной болезни.

Самым прославленным его произведением и единственным подлинно достоверным является огромный триптих, получивший название «Алтарь Портинари». Он был заказан художнику представителем банка Медичи в Брюгге Томмазо Портинари для госпиталя церкви Санта Мария Новелла во Флоренции. На боковых створках изображены члены семьи Портинари и их святые покровители. Центральная часть алтаря посвящена теме рождения Христа, поклонения младенцу. У нижнего края картины поставлены вазы с цветами. Их нежный поэтический образ дает начальный, но чрезвычайно важный тон сложному музыкальному решению всей композиции. Цветы и сноп служат легкой преградой, отделяющей картину от зрителя, и завершают круг, образованный вокруг младенца. Он лежит на каменных плитах, отделенный от фигур почтительным расстоянием. Пустое пространство кажется насыщенным чувствами людей. Образ Марии концентрирует в себе эти эмоции. Он поражает не только своей простотой и возвышенной одухотворенностью, но обнаженностью чувств, прямо обращенных к зрителю, несмотря на внешнюю, казалось бы, отрешенность.

Гуго ван дер Гус (ок. 1435 г. - 1482) Поклонение пастухов. Деталь. Галерея Уффици, Флоренция

В композиции развернута целая гамма душевных состояний, Гус идет в своих поисках вслед за Рогиром, но достигает несравненно большей тонкости и дифференцированности в передаче психического строя человека. Может быть, впервые в нидерландском искусстве образ Мадонны так народен. Ее облик не поражает красотой, напротив, Гус стремится в некрасивых чертах выразить напряженность и богатство душевных переживаний. Несмотря на высокую степень одухотворенности, ее образ оказывается родственным образам простых пастухов, согласно легенде первыми узнавших о рождении Христа и при-шеДших ему поклониться. Группа пастухов — одна из наиболее сильных частей этого гениального произведения. Три фигуры объединены силой и непосредственностью выражения личных чувств. Просветленная спокойная радость преобразила грубые черты морщинистого лица старика, опустившегося на колени. Его облик убеждает своей полной индивидуальной достоверностью. Сильным средством образной эмоциональной выразительности в картине Гус сделал жест рук. Если архитектурное обрамление центральной части композиции имеет сочиненный характер, то напротив, в деталях фона, в изображении простых домов местности Гус тяготеет к конкретности. Картина выдержана в холодной насыщенной цветовой гамме. Внимательное наблюдение природы обнаруживается у Гуса и в разработке дневного освещения.

деталь картины

Ханс Мемлинг (1435-1494)

Художник Ганс Мемлинг (ок. 1433 г.—1494). Нидерландская школа. Портрет мужчины с медалью. Королевский музей. Антверпен

Ганс Мемлинг завершает своим творчеством расцвет искусства в Южных Нидерландах XV века. Художник родился в немецком городе Зелин-геи на Майне. Возможно, получив образование на родине, он перебрался в Кельн, откуда переехал в Нидерланды. Очевидно, Мемлинг работал в 50-х годах в мастерской Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе.

В 1465 году он стал гражданином Брюгге и остался там навсегда. В его искусстве нашли отражение вкусы и настроения патрицианских слоев Брюгге с их высокой рафинированной культурой. Искусство портрета достигло у Мемлинга высокой степени совершенства. Несомненно зная достижения в этом жанре ван Эйка и Рогира, Мемлинг решает портрет в совершенно самостоятельной манере.

«Портрет мужчины с медалью» — характерный пример портретного стиля Мемлинга. Портретируемый одет в платье и шапочку черного цвета, который оттеняет белый неровно отложенный воротничок. Строгость силуэта и сдержанность позы смягчают несколько небрежно повязанный шнурок. В левой руке мужчина держит золотую медаль с портретом римского императора Нерона, что дало повод ученым предположить в нем коллекционера из числа богатых людей Брюгге. Мемлинг передает черты сходства, своеобразие строения молодого лица с широкими скулами, мужественный и благородный облик. Новшеством Мемлинга явилось изображение пейзажного фона, которому отведена важная роль. Лирическая созерцательность образа соотнесена с идиллическим миром природы. Тонким струнам человеческой души как бы соответствует ее тишина, ясность. Такой прием эмоционального насыщения образа будет использован портретистами последующих эпох.

Ханс Мемлинг (1435-1494)

Художник Ханс Мемлинг (1435-1494). Нидерландская школа. Мужской портрет. Дерево. Около 1470-1480 гг. Маурицхейс. Гаага.

Ханс Мемлинг (1435-1494)

Художник Ханс Мемлинг (1435-1494). Нидерландская школа.. Снятие с креста. Около 1475 года. Дерево. Королевская капелла в Гранаде.


Художник Ханс Мемлинг (1435-1494). Нидерландская школа. Святые жены и Иоанн. Около 1475 года. Дерево. Королевская капелла в Гранаде.

Ханс Мемлинг (1435-1494)

Ганс Мемлинг (ок. 1433 г.—1494).Нидерландская школа. Прибытие Урсулы в Кельн. 1489 г. Госпиталь св. Иоанна. Брюгге

«Рака св. Урсулы» — самое известное произведение Мемлинга — была создана художником для хранения реликвии этой святой по заказу двух монахинь госпиталя св. Иоанна. Она представляет собой небольшой деревянный ящик с двускатным навершием, вызолоченный, орнаментированный в готическом стиле резным деревом и украшенный живописью. На продольных сторонах ее изображено шесть миниатюрных картин, в которых рассказана история Урсулы, дочери короля Бретани. Просватанная за сына короля Англии, Урсула испросила разрешения совершить паломничество в Рим с одиннадцатью подругами Перипетии этого путешествия и плачевный конец — смерть Урсулы от руки короля гуннов — составляют содержание композиций. Однако мастер далек от малейшего намека на драматизацию повествования. Уроки Рогира ван дер Вейдена забыты этим тонким лирическим художником, увлеченным поэтическим осмыслением человека и мира, его окружающего. Утонченность его идеала выражена в изысканной прелести нежных красок, в мягкой элегичности настроения, изяществе поз и движений фигур, в постоянном стремлении к душевному равновесию.

«Прибытие Урсулы в Кельн» — один из эпизодов легенды, изображенных на раке. Точность, с которой воспроизведен недостроенный Кельнский собор, обнаруживает несомненное пребывание художника в этом городе. Справа в двух окнах дано еще одно событие легенды — ангел, явившись ночью, предсказывает Урсуле ее трагическую смерть.

Виртуозное владение миниатюрной техникой привлекло к Мемлингу в Брюгге учеников, которые распространили его живописные достижения в Европе.

Художник Ханс Мемлинг (1435-1494). Нидерландская школа. Мартин ван Ньювенхове. 1487 год. Дерево. Госпиталь святого Иоанна в Брюгге.