четверг, 4 сентября 2008 г.

Карл Карлович Штейбен

Штейбен, Карл Карлович (1788-1856) - живописец. В ранней молодости обучался в Петербургской академии художеств, затем поселился во Франции. Работал в России с 1843 по 1854 г. представитель академизма. Писал портреты ("Андалузянка" 1834; "Портрет неизвестной в бальном платье", оба - Государственной Третьяковской галерее), картины на мифологические и религиозные сюжеты ("На голгофе", 1841, ГТГ). Из исторических картин Штейбена на русские темы были особенно популярны (в репродукциях) "Петр Первый во время бури на Ладожском озере спасает утопающих" (1812, была приобретена Наполеоном) и "Пётр Первый спасаемый матерью от стрельцов" (1827, хранится в музее города Валаксьна во Франции). Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Севастопольском художественном музее им. М.П. Крошицкого.
Художник Штейбен К.К. Русская школа. "Андалузянка". 1834 г. ГТГ

среда, 3 сентября 2008 г.

И.И. Теребенёв (1780-1815)

Теребенёв, Иван Иванович - скульптор-монументалист и график. Отец скульптора Александра Ивановича Теребенёва (1815-1859), брат живописца Михаила Ивановича Теребенёва (1895-1864). Учился в Академии художеств (1785-1800) у М.И. Козловского. Представитель классицизма. Воплотил патриотические идеи в аллегорических и мифологических образах (оформил Адмиралтейство в Петербурге, в том числе выполнил главный горельеф в центре - "Восстановление флота в России") В годы Отечественной воны 1812 года исполнил серию сатирических картин-лубков (всего более 50 листов), высмеивающих Наполеона и прославляющих мужество русского народа ("Русский Сцевола", "Ретирада французской конницы", "Французский вороний суп", "Угощение Наполеона в России" и другие. Почти все его листы гравированы И.А. Ивановым
Художник И.И. Теребенёв (1780-1815). Русская школа. "Крестьянин увозит у французов пушку в русский лагерь"... между тем как они, оставивши оную на поле, бросились в деревню за контрибуциею... Журнал "Сын Отечества" 1812 г. №5 стр. 216. Государственный Исторический музей
Художник И.И. Теребенёв (1780-1815). Русская школа. "Мыльные пузыри" Карикатура на захватческие планы Наполеона. Надпись на карете:
Recettes extericures
Награбленные в России сокровища
или (неразборчиво) доходы Франции
Надпись под рисунком:
Секретарь: Прикажете всё это писать в бюллетене?
Н.: Постой дай мне надуть ещё этот.

Государственный Исторический музей

А.И. Клюндер (1802-1874/75)

Клюндер, Александр Иванович - живописец и график. Посещал Академию художеств, которую окончил в 1834 г. В 1841 г. получил звание "академика живописи и портретной, миниатюрной и акварельной". Исполнил портреты офицеров лейб-гвардии гусарского, кирасирского и кавалергардского полков, в том числе М.Ю. Лермонтова. Его работы имеются в Государственном музее А.С. Пушкина
Художник А.И. Клюндер (1802-1874/75). Русская школа. "Портрет М.Ю. Лермонтова".

К.А. Зеленцов (1790-1843)

Художник К.А. Зеленцов (1790-1843). Русская школа. "У стола". 1830 г. Холст, масло. 35,5х31. Государственный Русский музей

К.А. Зеленцов (1790-1843)

Зеленцов, Капитон Алексеевич (1790-1845) - живописец, рисовальщик и литограф. Возможно занимался у А.Г. Веницианова либо пользовался его советами. Участвовал в выставках с 1826 г. В 1830 г. получил звание "назначенного" художника. В 1833 - академика за нартину "Внутренность мастерской художника с приличными принадлежностями и несколькими фигурами и пр." ("Мастерская живописца П.В.Басина"). Художник близкий венециановской школе. Писал сцены из народной жизни, интерьеры, портреты ("Старик с ломтем хлеба", "В комнатах" - обе в ГТГ). Автор многочисленных рисунков на бытовые темы, карикатур на события Отечественной войны 1812 г. и иллюстраций. Его работы имеются также в Государственном Эрмитаже, Государственном историческом музее, музеях Архангельска, Иркутска, Твери, Улан-Удэ, Минска и других.
Художник К.А. Зеленцов (1790-1843). Русская школа. "Мальчик с кувшином". Государственная Третьяковская галерея
Художник К.А. Зеленцов (1790-1843). Русская школа. "В комнатах". Государственная Третьяковская галерея

вторник, 2 сентября 2008 г.

Питер-Пауль Рубенс (1577—1640)

Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Поклонение пастухов». Около 1606 г. Холст, масло переведено с дерева. 73,5х47 см. Государственный Эрмитаж.
Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Ночной пейзаж». Этюд Государственный Эрмитаж.
Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Коронация Марии Медичи». Эскиз. Дерево, масло. 49х64. Государственный Эрмитаж.
Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Видение св. Ильдефонса». Эскиз. Между 1630 и 1632 гг. Холст, масло переведено с дерева. 52х83. Государственный Эрмитаж.
Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Пейзаж». Государственный Эрмитаж.

Питер-Пауль Рубенс (1577—1640)

Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Портрет сына Рубенса - Альберта». Государственный Эрмитаж.
Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Портрет Елены Фурман». (2-я жена художника). Государственный Эрмитаж.
Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Три грации с фрески Рафаэля в вилле Фариезина». Государственный Эрмитаж.
Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Побиение камнями святого Стефана». Итальянский карандаш, сангина, бистр, акварель. Государственный Эрмитаж.
Художник Питер-Пауль Рубенс (1577—1640). Фламандская школа. «Пейзаж». Гуашь. Государственный Эрмитаж.

понедельник, 1 сентября 2008 г.

Ярославские портреты: неизвестные художники

В музеях Ярославской области исторически сложились большие коллекции произведений .местных художников XVIII — первой половины XIX века. Здесь и портреты, подписные и датированные, чьи авторы нам известны (Е. Камеженков, Д. Коренев, П. Мыльников, П. Колендас, И. Тарханов), и произведения, создатели которых ныне забыты. Большинство из них поступило в музеи из имений и усадеб, где исполнялись отдельные заказы.

Исследования, начатые совсем недавно, привели к подробному изучению не только отдельных портретов, мастеров и особенностей их творчества, но и общих закономерностей развития провинциального искусства. В основе провинциального портрета обычно лежит художественный примитив. И такой портрет можно отнести к одной из форм народного искусства. В то же время он имеет много общего с европейским портретом, особенно в XVIII веке, и в этом смысле ближе стоит к профессиональному искусству, чем к традиционно крестьянскому.

В XVIII веке провинциальный портрет еще довольно трудно отделить от произведений столичных художников. В дворянских усадьбах работали бок о бок и местные, порой крепостные живописцы, и заезжие мастера. Близость профессионального искусства не могла не сказаться, тем более что в провинции еще не сложилась своя эстетическая система светского искусства. В ряде портретов легко заметить влияние передовых художественных направлений или отдельных мастеров, правда, своеобразно и часто наивно переработанные местными авторами. Так, например, «дистанция» между зрителем и изображенным героем, характерная для произведений XVIII века, почти совершенно отсутствует в портретах провинциальных художников. Отсюда — привлекающая в этих работах откровенность и непритязательность, подчеркивание индивидуальности человека, то есть то, что шло от собственных представлений художников и вкусов их заказчиков. Таков портрет П. А. Тормасова. До последнего времени было известно всего лишь несколько работ интереснейшего ярославского художника второй половины XVIII века Дмитрия Михайловича Коренева. Благодаря работе реставраторов открыт целый ряд его замечательных произведений. В творчестве живописца внешнее следование столичному искусству гармонично сочетается с традициями местного портрета — с теплотой в отношении к людям, с наблюдательностью в передаче характерных особенностей портретируемого. В манере исполнения примитивных портретов Коренева еще много черт, идущих от парсуны, органично развитой, но долго сохранявшей свои традиции.

В начале XIX века окончательно сложились отличительные черты примитивного портрета, его эстетический идеал, приобретенные еще в начале XVIII века: это традиционно упрощенные форма, рисунок и колорит, основанный на декоративном звучании локальных цветов. Большинству произведений свойственна особая монументальность. Она выражается и в замкнутой композиции, и в значительности образа. При этом подчеркиваются как личные качества человека, так и его общественное положение.

Для провинциального портрета характерны демократические тенденции, еще редкие в столичном искусстве первой половины XIX века. Они проявляются но только в самой форме произведений, но и в их содержании. Примитивный портрет этого времени помогает изучать и открывать новые аспекты русской провинциальной жизни, характеры людей, их взаимоотношения. Особенно интересны в этом смысле парные и групповые портреты, где каждый герой раскрывается не только сам по себе, но и во взаимоотношениях с другими.

Николая Дмитриевича Мыльникова, вероятно, можно назвать одним из крупнейших провинциальных художников первой половины XIX века. В свое время, очевидно, он был известен не только в Ярославле. Сегодня его работы находятся в экспозиции многих музеев. Сравнивая произведения мастера, можно проследить определенную эволюцию его творчества. Начинал он с освоения техники профессионального искусства и внимательного изучения натуры. Впоследствии он резко отходит от профессиональной штудии и использует традиционные приемы примитивного искусства; он умел философски осмыслить натуру и с помощью средств народного творчества передать верную психологическую характеристику человека, что довольно редко встречается в провинциальном портрете.

Одновременно с Н. Д. Мыльниковым в Угличе работал не менее интересный и талантливый мастер Иван Васильевич Тарханов, подписывавшийся на портретах как «живописец и коллежский регистратор». Научным сотрудником Ярославского художественного музея С. И. Пенкиным были найдены новые сведения об этом почти забытом художнике.

Портреты Тарханова отличаются от произведений Мыльникова большим тематическим и композиционным разнообразием (обычно за счет внешней усложненности), они менее индивидуальны по внутренним характеристикам, несколько жестки по рисунку, но более декоративны по сравнению с работами ярославского портретиста с их мягкими тональными отношениями.

Особое место в творчестве ярославских художников занимает получивший большое распространение детский портрет. Мир ребенка — особый, в нем все строится на откровенности, душевной непосредственности, простоте и гармонии. Три портрета детей Темериных, исполненных Павлом Колендасом, композиционно несколько напоминают парадные портреты XVIII века. Но вместе с тем творческая манера их исполнения и трактовка образов свидетельствуют, что перед нами произведения провинциальной портретной живописи первой половины XIX века.

Необычность и высокие художественные достоинства ярославских портретов неоспоримы. Они займут достойное место в истории нашей культуры, и помогут в этом новые находки реставраторов и новые исследования искусствоведов.

И. Кулешова, С. Ямщиков

Неизвестный художник XIX века. "Купеческое семейство". Середина XIX века. Холст, масло. 90х142. Ярославский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник
Неизвестный художник первой половины XIX века. "Портрет мальчика". Середина XIX века. Холст, масло. 64х50. Ярославский художественный музей
Неизвестный художник первой половины XIX века. "Портрет П.А. Тормасова". Холст, масло. 60х48. Ярославский художественный музей
Неизвестный художник второй половины XVIII века. "Портрет неизвестного". Холст, масло. 90х142. Ярославский художественный музей