четверг, 2 октября 2008 г.
Иван Петрович Богданов (1855-1932)
Розальба Каррьера (1675-1757)
Весна |
Лето |
Осень |
Зима (Обнажённая женщина кокетливо кутается в меховую накидку, олицетворяет Зиму. художница придала ей сходство со своим лицом, следовательно "Зима" является автопортретом) |
Художник Розальба Каррьера (1675-1757). Серия "Диана". Пастель. Государственный Эрмитаж |
Михаил Ильич Бочаров (1831-1895)
среда, 1 октября 2008 г.
А.А. Осипов (1770—?), из набора "Театр Пушкинской поры"
А.А. Осипов (1770—?) с оригинала Е. Эстеррейха. «Е. С. Семенова в роли Ксении в трагедии В. А. Озерова «Димитрий Донской»». 1800-е годы. Гравюра на меди. 29 X 20,5. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина.
Пушкин называл Екатерину Семеновну Семенову (1786—1849) «единодержавною царицею русской сцены». В незавершенной статье «Мои замечания об русском театре» (1820) он писал: «Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только об ней... Одаренная талантом, красотою, чувством живым и верным, она образовалась сама собою... Игра всегда свободная, всегда ясная, благородство одушевленных движений, орган [голос] чистый, ровный, приятный и часто порывы истинного вдохновения, все сие принадлежит ей и ни от кого не заимствовано».
Е. С. Семенова стала актрисой Петербургского театра в 1805 году, закончив столичное театральное училище. Огромный успех в трагедиях Озерова, Вольтера, Расина выдвинул ее на центральное положение в труппе, которое она занимала до ухода со сцены в 1826 году.
Пушкин навсегда остался высоким ценителем редкой гармонии, естественности и эмоциональности, свойственной музе Семеновой. В 1831 году он подарил ей, в то время оставившей сцену, жене князя, экземпляр первого издания «Бориса Годунова» с надписью: «Княгине Екатерине Семеновне Гагариной от Пушкина. Семеновой — от сочинителя».
Пред нами долго не увянет
Ее торжественный венец...
«Все так же ль осеняют своды...», 1821
Степан Филиппович Галактионов (1779-1854), из набора "Театр Пушкинской поры"
С.Ф. Галактионов (1778/79—1857) с оригинала Е. Эстеррейха. «Портрет А. С. Яковлева». 1820-е годы. Гравюра на меди. 18,7 X 11,2. Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина.
«Долго Семенова являлась перед нами с диким, но пламенным Яковлевым... В то время имели мы двух трагических актеров!» — писал Пушкин в статье «Мои замечания об русском театре» (1820).
Алексей Семенович Яковлев (1773—1817) умер в тот год, когда Пушкин только закончил Лицей и поселился в Петербурге. Поэт мог видеть лишь последние его спектакли. Но слава талантливого русского трагика, игравшего первые роли в трагедиях В. А. Озерова, Расина, Вольтера, Шиллера, бесспорно, была ему ведома.
С именем Яковлева у Пушкина связаны его ранние суждения о необходимости сочетания гения и упорного труда. «Яковлев имел часто восхитительные порывы гения»,— писал он в той же статье. Поэт считал Яковлева достойным по его таланту партнером Е. С. Семеновой, но неровности, небрежности в его игре, не подкрепленной твердым знанием текста, отсутствие выдержанной до конца осмысленности исполнения, остановки и срывы по ходу действия вызывали суровое осуждение Пушкина.