воскресенье, 8 февраля 2009 г.

Фриц Таулов (1847-1906)

Художник Фриц Таулов (1847-1906), Норвежская школа. "Река". Пастель на холсте. 61х82 см. Государственный Эрмитаж

Художник Фриц Таулов (1847-1906), Норвежская школа. "Зимний пейзаж". Пастель. Государственный Эрмитаж

И. Рустемас (1762-1835)

Художник И. Рустемас (1762-1835), Литовская живопись. «Портрет профессора Вильнюсского университета Нишковскиса». Вильнюсский государственный художественный музей
Художник И. Рустемас (1762-1835), Литовская живопись. «Автопортрет». Вильнюсский государственный художественный музей

В.Н. Бакшеев (1862-1958) - «Девушка, кормящая голубей»

Художник В.Н. Бакшеев (1862-1958),Русская школа. «Девушка, кормящая голубей». 1887 г. Государственная Третьяковская галерея

суббота, 7 февраля 2009 г.

Лукас Кранах Старший (1472-1553) - «Мадонна»

Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Мадонна». Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Лукас Кранах Старший в Дрезденской картинной галерее

Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Портрет герцога Генриха Благочестивого». 184х82 см. Дрезденская картинная галерея.
Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Портрет герцогини Катерины фон Мекленбург». 184х82 см. Дрезденская картинная галерея.

Лукас Кранах Старший (1472-1553)

Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Суд Париса». Холст, масло.
Лукас Кранах — один из выдающихся художников Германии первой половины XVI века. Поступив на службу к саксонскому курфюрсту, он выполнял разнообразнейшие работы в качестве придворного художника, был другом Лютера и Меланхтона, владельцем аптеки и типографии, что свидетельствует о разносторонности его знаний и интересов. Как почетного бюргера города Виттенберга его дважды избирали бургомистром.
Его творчество в своей утонченной рафинированности отражает одну из линий развития искусства немецкого Возрождения. В его стиле чувствуется сложность и неустойчивость ренессансного мышления северянина. Он пишет религиозные картины, иллюстрирует христианские заповеди, снабжает свои произведения нравоучительными надписями, морализует и наставляет. И вместе с тем, его влечет к себе живой мир природы, женская красота, он ощущает значительность человеческой индивидуальности.
«Суд Париса» — одна из часто варьируемых им картин. Античный миф о пастухе Парисе, которому явились три богини, споря о том, которая из них самая прекраснейшая, мастер превратил в очаровательную сказочную сиену с легким налетом юмора. Пастух под его кистью превратился в рыцаря, нескладная поза которого выражает растерянность и ошеломленность при столь ослепительном зрелище. В женских образах Кранах воплощает свой утонченный идеал красоты, чуть манерный, но не лишенный поэтического обаяния. Изысканные текучие линии обнаженных женских тел, узор листвы, силуэты скал составляют декоративно орнаментальную основу композиции. Чувствуется, что художник расчетливо подчиняет изображение природы и человека определенным нормам своего стиля.
«Советский художник» Москва 1966 9-367, Ц. 3 к.
Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Пятнистый кабан».
Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Мадонна с младенцем».
Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Портрет доктора Шеурринга». (Scheurring)

Лукас Кранах Старший (1472-1553) в Эрмитаже

Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Мадонна с младенцем под яблоней». Холст, масло, переведена с дерева. 87х59 см. Около 1528 г. Государственный Эрмитаж
Художники эпохи Возрождения часто изображали Мадонну с младенцем Христом как символ материнской любви. Друг и соратник Мартина Лютера, главы немецкой Реформации, Кранах хотел дать новую трактовку этой теме, распространенной в религиозном искусстве католической церкви, против которой выступил Лютер. Образу Мадонны приданы одновременно черты торжественности и простоты. Великолепие пейзажа, который служит фоном картины, напоминает о народных немецких песнях, в которых Мадонна выступает как царица природы. С наивной простотой переданы листва и плоды яблони, детская непосредственность Христа, сжимающего в ручонках корочку хлеба и яблоко. Радостный, сияющий колорит картины придает ей особую прелесть.
Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Венера с амуром». Холст, масло. 213х102 см. Исполнено в 1509 году. Государственный Эрмитаж
Среди тем, которыми эпоха Возрождения обогатила искусство, важное место занимает античная мифология. Образы богини любви и красоты древних римлян Венеры и ее сына, шаловливого Амура, своими стрелами пронзающего сердца влюбленных, неоднократно изображались итальянскими художниками, вдохновленными образцами древнеримской скульптуры. По иному передает его немецкий живописец, никогда не видевший этих образцов, но зато знающий упоминания Венеры в старинных легендах и песнях средневековья. Как беспощадную, но непобедимую богиню, пленившую некогда рыцаря Тангейзера, и изобразил Венеру Кранах, снабдив свою картину латинским двустишием:
«Всеми силами гони купидоново сладострастие,
Иначе твоей ослепленной душой овладеет Венера».
Из книги "Эрмитаж":
"Венера, изображённая на этой картине, воплощает идеал женской красоты самого знаменитого мастера саксонской школы XVI века, получившего своё имя от города Кронаха, где он родился в 1472 году. С 1505 года Кранах переселился в Виттенберг, где стал придворным художником курфюрста Саксонии. С 1508 года он украсил себя дворянским титулом и взял в качестве родового герба изображение крылатого змея, ставшего эмблемой его мастерской. На картине эмблема видна на белом листе вместе с инициалами художника и датой. Богиня, которая кажется цветной скульптурой, ожившей , как статуя Пигмалиона, является типичным изображением обнажённой фигуры в натуральную величину, как было принято при дворе. Это первое на севере Европы изображение Венеры обнажённой, а также первое в творчестве Кранаха живописное произведение на мифологический сюжет. Тема богини любви, недвусмысленно чувственной и довольно популярной у итальянских художников, здесь приобретает религиозно-моралистический облик. За спиной богини, обнажающей своё тело, присутствует латинская надпись (намёк на классическую культуру немецкого гуманизма), призывающая прогонять Амура, если не хочешь попасть под власть Венеры. 
Венера протягивает руку, как бы желая помешать Амуру пустить стрелу. Единственными яркими нотами в картине, где преобладают бурые и жёлто-золотистые тона, являются бусы Амура. " 
Александра Фреголент
Художник Лукас Кранах Старший (1472-1553), Немецкая школа. «Женский портрет». Дерево, масло. 88,5х58,6 см. 1526 г. Государственный Эрмитаж

пятница, 6 февраля 2009 г.

Эдуард Хоппер (1882-1967) - «Двухцветный маяк»

Их книги "Великие художники" Роберта Кимминга:
"Одинокие образы на картинах Хоппера отражают как пессимистичный характер художника, так и эпоху, в которой он вырос. Он родился в маленьком городке в штате Нью-Йорк; его отец был владельцем магазина и ярым баптистом. Необычайно высокий, Хоппер провёл одинокое детство среди книг и всю жизнь ненавидел болтовню, предпочитая тишину и редко обсуждая своё творчество. В 18 лет он поступил в Нью-Йоркскую художественную школу учиться на журнального иллюстратора. Хоппер дважды посетил Париж, где увлёкся уже относительно старомодными импрессионистами. Но окончательно он посвятил себя живописи лишь в 1924 году (в возрасте 42 лет) и в том же году женился на Джо Нивисон, весёлой актрисе и художнице. Супруги жили в Нью-Йорке и отдыхали на даче Кейп-Коде. Хоппер презирал абстракционизм и держался в стороне от модернистов. Однако абстракционисты восхищались чёткой геометрией его работ, имеющий явный современный настрой. К концу 1930-х гг. Хоппер прославился."
"Картины Хоппера лишены сюжетов. Каждая из них напоминает кадр из фильма будто всё вот-вот придёт в движение с смысл прояснится. Заядлый киноман в эпоху чёрно-белых фильмов, Хоппер явно заимствовал кинематографические приёмы, основанные на углах, контрастах света и тени и ярких композициях, возмещающих отсутствие света"
"Хоппер не выказывал интереса к новым стилям живописи и сознательно избегал модернистской тематикию В 1960 г. он яростно протестовал против включения картин абстракционистов в собрание Музея современного искусства."
Главные работы
Кафе-автомат. 1927. Демойнский центр искусства, Де Мойн, штат Айова
Ночные окна. 1928. Музей современного искусства. Нью-Йорк
Летняя пора.1943. Делавэрский художественный музей. Уилмингтон
Утреннее солнце. 1952. Колумбийский центр искусства. Колумбус, штат Огайо.

"Великое искусство - это внешнее провление внутренней жизни художника" - Эдуард Хоппер
Художник Эдуард Хоппер (1882-1967), Американская школа. «Двухцветный маяк». Холст, масло. 1958 г. США. Сан-Франциско, Частное собрание.