суббота, 4 апреля 2009 г.

Карой Ференци (1862-1917)

Художник Карой Ференци (1862-1917), Венгерская живопись «Натюрморт с калачом». Холст, масло. 46х66,5 Гор. Кекчемет, собрание Йожева Катона
Художник Карой Ференци (1862-1917), Венгерская живопись «Весенний пейзаж». 1905. Холст, масло. 106х122. Венгерская национальная галерея. Будапешт

Иштван Чок (1856-1961) - «Зюзю в коляске»

Художник Иштван Чок (1856-1961), Венгерская живопись «Зюзю в коляске». Холст, масло. 64,5х78. Венгерская национальная галерея. Будапешт

Михай Мункачи (1844-1900), Венгерская живопись

Художник Михай Мункачи (1844-1900), Венгерская живопись «Крестьянка с хворостом». Холст, масло. Выставка венгерского изобразительного искусства
Художник Михай Мункачи (1844-1900), Венгерская живопись «Две семьи». 1877 г. Холст, масло. Выставка венгерского изобразительного искусства
Художник Михай Мункачи (1844-1900), Венгерская живопись «Герой села». Этюд. 1875 г. Венгерская национальная галерея. Будапешт
З.Ы. год смерти художника на разных открытках указан по разному, 1900 или 1909.

Михай Мункачи (1844-1900) - «Составление букета»

Художник Михай Мункачи (1844-1900), Венгерская живопись «Певец». Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Крупнейший венгерский живописец Мункачи является автором реалистических и правдивых жанровых картин. Настоящая работа является подготовительным этюдом для картины "Смерть Моцарта"
Художник Михай Мункачи (1844-1900), Венгерская живопись «Составление букета». Холст, масло. Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

З.Ы. год смерти художника на разных открытках указан по разному, 1900 или 1909.

пятница, 3 апреля 2009 г.

Дрезденская картинная галерея

Дрезденская картинная галерея принадлежит к числу наиболее прославленных художественных музеев мира. Как и всякая крупная коллекция, галерея имеет длинную истрорию.
С XVI века саксонские курфюрсты начинают собирать в своём дрезденском дворце всевозможные редкости, в том числе и картины.
В XVIII веке увлечение раритетами проходит, зато становистся модным создавать во дворцах картинные галереи. На приобретение произведений искусства тратили огромные средства, подчас разоряющие государство. Саксонские курфюрсты Август II и Август III в первой половине XVIII века через своих многочисленных агентов — ученых, дипломатов, художников и торговцев — покупали отдельные полотна и целые собрания. Именно тогда были приобретены коллекции Валленштейна (в составе которой была картина Вермеера «У сводни»), картины из императорской коллекции в Праге (с работами Рубенса, Тинторетто). В В 1745 году из собрания моденского герцога Франческо III д`Эсте было закуплено 100 лучших картин, среди которых были "Динарий кесаря» Тициана, «Портрет Моретта» Гольбейна, полотна Веронезе, Корреджо, Рубенса, Веласкеса и другие прославленные произведения.
Но самой большой удачей, несомненно, явилось приобретение в 1754 году из монастыря святого Сикста в Пьяченце шедевра Рафаэля «Сикстинская мадонна», жемчужины Дрезденской галереи.
В 1855 году для дрезденских картин было построено специальное здание по проекту архитектора Готфрида Земпера, которое вошло в состав дворцового комплекса, так называемого Цвингера. С этого времени начинается изучение, научная систематизация и реставрация коллекций: в 1877 году директор галереи, известный историк искусства Карл Верман, и издал первый научный каталог.
Гордостью галереи является прежде всего раздел итальянской живописи XV-XVIII веков. Особую ценность представляет раздел живописи эпохи Возрождения.
Художники XV века утверждают гуманистические взгляды на окружающий реальный мир и человека, разрабатывают новую систему живописи. Творчестве Рафаэля, Джорджоне, Тициана определяет наивысший этап в развитии итальянского искусства первой половины XVI века — периода Высокого Возрождения. «Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Спящая Венера» Джорджоне, «Динарий кесаря» и «Портрет Лавинии» Тициана, «Спасение Арсинои» и «Битва архангела Михаила с сатаной» Тинторетто, картины Веронезе и Корреджо составляют гордость Дрезденской галереи.
Разнообразно представлено искусство Италии XVII века. Кроме полотен мастеров академического направления Гвидо Рени, Дольчи здесь находятся картины художников, развивающих реалистические традиции, Доменико Фети, Строцци. XVIII век — время последнего яркого взлета искусства Италии. Творчество великого мастера монументально-декоративной живописи Тьеполо характеризуется прекрасной картиной «Триумф Амфитриты». Итальянская коллекция Дрезденской галереи дает исчерпывающее представление об истории развития живописи XV — XVIII веков.
Искусство Северного Возрождения представлено скромнее. В период создания галереи оно ценилось мало, поэтому даже раздел немецкой живописи XVI века невелик. И все же имеются картины лучших мастеров этого периода — Дюрера, Гольбейна, Кранаха. Прогрессивный характер эпохи особенно ярко выразился в жанре портрета, которому уделяли внимание все упомянутые художники.
Среди картин нидерландской школы живописи мировой известностью пользуется триптих Яна ван Эйка. XVII век — время величайшего расцвета живописи в Испании, Фландрии, Голландии, Франции. Особенно славится коллекция голландской живописи. Реалистическое искусство Голландии XVII века проявляет глубокий интерес к различным сторонам жизни, что нашло выражение в бытовом жанре, в пейзаже, натюрморте и портрете.
Наиболее ценной частью коллекции являются картины четырех крупнейших представителей искусства Голландии XVII века — Халса, Рембрандта, Вермеера и Рейсдала.
Фламандская школа живописи раскрывает свое своеобразие полотнами всех лучших ее представителей: портретами работы знаменитого ученика Рубенса Ван Дейка, пышущими радостью жизни картинами Йорданса, натюрмортами Снейдерса и картинами Адриана Броувера. Разнообразно представлено творчество главы фламандской школы живописи Питера Пауля Рубенса. Здесь картины на излюбленные им мифологические темы: «Возвращение Дианы с охоты» и «Меркурий и Аргус», пейзаж «Охота на кабана» и знаменитая «Вирсавия». XVII век называют «золотым веком» испанской живописи. Раздел испанского искусства в галерее содержит картины всех главных мастеров Испании — Веласкеса, Сурбарана, Риберы. Особенностью испанской школы XVII века является демократичность образов, сдержанность в выражении чувств, немногословность. Религиозная тема попрежнему остается ведущей, но отныне художники придают ей реалистическое истолкование.
Отдел французской живописи XVII-XIX веков не дает полного представления о ее развитии. Однако многие мастера представлены своими лучши ми работами. Среди картин основоположника классицизма XVII века Никола Пуссена есть две прекрасные работы «Спящая Венера» и «Царство Флоры». Интимное грациозное искусство Антуана Ватто, мастера первой трети XVIII века, представлено подлинными шедеврами - - «Общество в парке» и «Праздник любви».
История Дрезденской галереи связана с великим ратным подвигом Советской Армии, спасшей от варварского уничтожения шедевры живописи. Картины, найденные в шахтах, многие из которых успели жестоко пострадать (плесень, осыпание красочного слоя), привезли в Советский Союз. Самоотверженный труд и высокое искусство реставраторов, во главе которых стоял Павел Дмитриевич Корин, вернули к жизни спасенные шедевры.
В 1955 году по решению Советского правительства дрезденская коллекция была возвращена Германской Демократической Республике.
И. Меркурова
Жан-Этьенн ЛИОТАР (1702-1789).
Швейцарская живопись
Шоколадница (Фроляйн Бальдауф)
Пергамент, пастель. 82,5х52,5
КОРНЕЛИС ДЕ ХЕМ (1631-1695).
Нидерландская школа
Натюрморт
Холст, масло. 62х53,5

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520) - «Сикстинская мадонна»

РАФАЭЛЬ САНТИ (1483—1520)
Итальянская школа
«Сикстинская мадонна»
Холст, масло. 265x196
Дрезденская картинная галерея
Рафаэль — живописец, архитектор, один из титанов Высокого Возрождения, представитель флорентийско-римской школы. Родился в Урбино в семье художника, учился у знаменитого Пьетро Перуджино. В 1504 году Рафаэль приехал во Флоренцию. Здесь он быстро достиг творческой зрелости. Слава Рафаэля стала так велика, что в 1508 году папа Юлий II приглашает его в Рим и дает ответственный заказ: расписать парадные залы Ватиканского дворца. Фрески «Афинская школа», «Диспута» и другие являются вершиной развития искусства Высокого Возрождения. В них претворены в наиболее завершенных образах идеалы гуманизма, прославляющие красоту, свободу и достоинство человека.
Одновременно Рафаэль создает многочисленные портреты и картины.
«Сикстинская мадонна» — одно из самых прославленных произведений мировой живописи. Картина была написана по заказу монастыря святого Сикста в Пьяченце между 1512 и 1513 годами, в период наивысшего расцвета таланта Рафаэля.
Легкими шагами ступает Мария по облакам, нежно прижимая ребенка. Ее прекрасное юное лицо затуманено печалью. Мать предчувствует трагическую судьбу своего сына и все же несет его людям. Недетски задумчиво и скорбно лицо младенца, он также предвидит будущее и готов к нему.
Опустились на колени святые, пораженные нравственным величием материнского подвига. Варвара склоняет голову, папа Сикст II потрясенно взирает на Марию. Все образы картины связаны общностью мыслей и переживаний, и каждый из них раскрывает какую-то новую грань замысла. Взглядами, ритмом плавных движений и контуров, идущих по овалу, они объединены в единое целое. Торжественно и чуть приглушенно звучат голубые, золотистые, зеленые краски, озаренные мягким светом.

четверг, 2 апреля 2009 г.

НИКОЛА ПУССЕН (1594—1665) - «Царство Флоры»

НИКОЛА ПУССЕН (1594—1665)
Французская школа
«Царство Флоры»
Около 1630 Холст, масло. 131x181
Дрезденская картинная галерея
Картина «Царство Флоры» была написана в самом начале 1630-х годов. Пуссен использовал сюжет поэмы Овидия «Метаморфозы». В центре картины — юная прекрасная Флора, богиня весны и цветов. Вокруг Флоры — юноши и девушки, персонажи античных мифов. Герой Троянской войны Аякс, обойденный наградой, падает на меч, и из капель его крови рождается цветок. Нарцисс застыл над чашей с водой, не в силах оторваться от своего отражения; рядом отвергнутая им нимфа Эхо. Далее Крокус и Смила, ставшие после смерти шафраном и вьюнком. За ними стоят возлюбленный Афродиты охотник Адонис, из крови которого выросли анемоны, и юноша Гиацинт, нечаянно убитый Аполлоном. Нимфа Клития, превращенная в подсолнечник, прикрывая глаза рукой, влюбленно всматривается в лучезарного Аполлона, несущегося по небу в колеснице. Золотое кольцо со знаками Зодиака символизирует чередование времен года, вечный бег времени.
Прекрасен мир, прекрасны люди, в него пришедшие! Они переживают свою долю радостей и печалей, а умирая, дают начало иной форме бытия — цветам. «Изменяется все, но не гибнет ничто» — эту мысль римского философа и поэта Лукреция Кара использует Овидий, а Пуссен переводит на язык живописи. Идея вечного круговращения жизни выражена в самой художественной структуре картины: фигуры героев с их легкими, вторящими друг другу движениями включены в плавный круговой ритм, подчеркнутый хороводом путти. Ему вторят очертания перголы, облака, золотого кольца.
Опираясь на лучшие традиции культуры античности и Ренессанса, Пуссен сумел создать полотно, в котором в поэтической форме претворил мысли, волновавшие его современников.

ВЕРОНЕЗЕ (ПАОЛО КАЛИЯРИ) (1528—1588) - «Нахождение Моисея»

ВЕРОНЕЗЕ (ПАОЛО КАЛИЯРИ) (1528—1588) Итальянская школа «Нахождение Моисея» Холст, масло. 178x277 см. Дрезденская картинная галерея

Паоло Калияри родился в Вероне, отсюда его прозвище — Веронезе (веронец). В 1553 году он переехал в Венецию. Под влиянием традиций венецианской живописи, и прежде всего Тициана, складывается творческий метод Веронезе. Праздничная красота жизни, повседневность богатой Венеции с ее торжественными приемами иностранных гостей, пиршествами, карнавалами давали художнику неисчерпаемый материал. Веронезе создает огромные монументально-декоративные полотна для дворца Дожей, церквей и вилл патрицианского города.
Картина «Нахождение Моисея» была выполнена в период творческого расцвета художника. Библейская легенда рассказывает, что мать Моисея, желая спасти ребенка от смерти, грозящей ему по указу египетского фараона, спрятала младенца в тростниках на берегу Нила. Дочь фараона, пришедшая купаться, нашла Моисея и вырастила его.
В картине ни одна деталь не напоминает о Египте. Дочь фараона изображена как знатная патрицианка, приехавшая на прогулку к берегу реки в сопровождении дам, кавалеров и слуг. Любовно выписывает художник их пышные модные наряды и драгоценности. Служанка показывает пухлого младенца знатной красавице. Перед глазами зрителя развертывается праздничное зрелище. Великолепно написан пейзаж с большими деревьями, тихой рекой, через которую переброшен арочный мост, а также городские строения. Колорит картины поражает сложностью и богатством. Теплые зелено-золотистые цвета оттеняются холодным звучанием серебристо-белого. Большую роль играет освещение, выделяя узловые места композиции и приглушая второстепенные, оно помогает также добиться звучности, сложности колорита.