среда, 22 июля 2009 г.

Адриан Людвиг Рихтер (1803-1884) - «Junilandschaft mit dem Regenbogen»

Художник Адриан Людвиг Рихтер (1803-1884), Немецкая школа. «Junilandschaft mit dem Regenbogen» (Июньский пейзаж с радугой). Холст, масло. 96х151,5. Дрезденская картинная галерея

ВИЛЛЕМ КАЛЬФ (1619—1693) - «Натюрморт с китайской суповой миской»

Художник ВИЛЛЕМ КАЛЬФ (1619—1693), Голландская школа. «Натюрморт с китайской суповой миской». 1662 Берлин-Далем. Государственный музей

«Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392. 212128?

Биллем Кальф — крупнейший голландский мастер натюрморта. Голландцы называли картины с изображением вещей «Stillven», что означает «тихая жизнь». Одной из целей натюрморта в Голландии было выразить опосредованное через мир предметов идеальное представление о мирном течении человеческой жизни, об уюте, довольстве и красоте повседневного бытия.

В отличие от фламандского, голландский натюрморт обладает камерным, интимным характером. Обычно, это небольшие картины, рассчитанные на стены скромных жилищ голландских бюргеров. Натюрморты Кальфа отмечены печатью высокого художественного мастерства.

В «Натюрморте» из Берлина вы видите несколько предметов, собранных на краю мраморного стола. Золотые часы, заморские фрукты, лимон и апельсин, высокий бокал с вином, роскошный восточный ковер и суповую миску из китайского фарфора с рельефными фигурками. Они изображены на теплом коричневом фоне, освещенные солнечными лучами, падающими слева из окна. Свет заставляет мерцать и сиять предметы, выявляя их индивидуальные черты и сообщая им благоразумную одухотворенность. Каждая вещь прекрасна по форме, совершенна в своем роде как создание искусных человеческих рук и тонкого художественного вкуса. Предметы с точным расчетом сопоставлены друг с другом, чтобы обнаружить не столько свои материальные, сколько своеобразные эстетические свойства. Поэтическое содержание натюрморта Кальфа скрыто в одухотворенной атмосфере изысканного вкуса, которую создают прелестные изделия.

Арт де Гельдер (1645-1727) - «Туалет Эсфири»

Особое место в голландской живописи конца 17—начала 18 в. занимает Арт де Гельдер (1645—1727). Гельдер был учеником Рембрандта в последние годы жизни великого мастера и, в отличие от большинства других его учеников, остался верным его традициям. Он глубже других воспринял особенности живописного метода Рембрандта и пытался следовать им даже в начале 18 в., когда сам Рембрандт был уже давно забыт.
В своих ранних работах, например в дрезденской картине «Христос и Пилат перед народом» (1671), Гельдер заимствует композиционные мотивы из офортов своего учителя. Более самостоятелен Гельдер в таких своих произведениях, как «Руфь и Вооз» (Вена), «Ассур и Аман» (Берлин), а также в портретах, среди которых выделяются своим сюжетным и композиционным построением автопортрет из Эрмитаж и «Художник в мастерской» (Франкфурт-на-Майне, Штеделевский институт). Картины Гельдера, выдержанные в темных оливково-коричневых тонах, написаны в свободной живописной манере; художник любит применять изощренные фактурные эффекты — накладывание краски шпахтелем и пальцем, процарапывание ее обратным концом кисти. Последняя крупная работа Гельдера — цикл картин на темы страстей Христа (картины хранятся в Ашаффенбурге, Мюнхене и Амстердаме)— отмечена уже чертами субъективного произвола и свидетельствует об отходе от плодотворной реалистической традиции. Начало 18 столетия знаменует конец великой эпохи голландского реализма.
Художник А.де Гельдер (1645-1727), Голландская школа. «Туалет Эсфири». Потсдам, дворец Сан-Сусси
Картина на библейский сюжет.
Живущий в Персии еврей Мордехай отказывается поклониться придворному сановнику Аману. В отмщение Аман задумал истребить всех обитавших в Персии евреев и отобрать их собственность, упуская из виду то, что царица Эсфирь еврейка и двоюродная сестра Морддезая.
Аман ухитрился получить у царя Артаксеркса указ, которым предписывается уничтожить всех евреев. При чём изданный указ не может отменить никто, даже сам царь. Под влиянием Мордехая, эсфирь признаётся супругу, что она еврейка, и умоляет спасти её народ от истребления. Артаксеркс издаёт другой указа, который разрешает иудеям вооружиться и при поддержке персидских властей выступить против тех, кто в назначенный день попытается исполнить предыдущее царское веление. Далее царь отправил Амана на виселицу и назначил на его место Мордехая.
На картине изображена Эсфирь, которая собирается на пир, взволнована и одновременно полна решимости. она хочет вступиться за народ евреев перед своим супругом. Над царицей склонился её двоюродный брат Мордехай.

вторник, 21 июля 2009 г.

Карл Шпицвейг (1808-1885) - «Улица старинного немецкого города при лунном освещении»

Карл Шпицвег (1808 — 1885)
Самый яркий мастер немецкого бидермейера (раннего немецкого реализма 1840—1860-х годов) Шпицвег был высокоодаренным художником-самоучкой, вошедшим в историю европейского искусства XIX столетия прежде всего как крупный живописец-пленэрист. Среди немецких художников XIX века ему и Адольфу Менцелю принадлежит исключительное место в раннем обращении к пленэрной живописи.
Шпицвег занимался в латинской школе при придворной аптеке Мюнхена, затем — на фармацевтическом факультете Мюнхенского университета. Увлечение живописью, акварелью, рисунком побудило его к путешествиям, и в 1832 году он впервые посетил Италию. Готовясь к поступлению в мюнхенскую Академию художеств, он начал регулярно заниматься живописью, однако в Академию его не приняли из-за возраста. Это не умалило желания Шпицвега стать профессиональным художником. В 1830—1860-е годы он много путешествовал, побывал во многих городах Германии, Швейцарии, был в Париже, Лондоне, Антверпене, Вене. Изучение классической живописи в крупных европейских музеях обогатило его впечатлениями. С середины 1850-х годов он жил и работал в Мюнхене и Берлине. Наградой за его кропотливый труд и исключительную живописную одаренность стали известность и признание коллег: в 1868 году он стал почетным членом мюнхенской Академии художеств. ДАЛЕЕ
Художник Карл Шпицвейг (1808-1885), Немецкая школа. «Улица старинного немецкого города при лунном освещении». Акварель. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Уильям Аллан (1782-1850) - «Башкиры»

Аллан (Allan) Уильям (1782—1850). Шотландский живописец-романтик, родился в Эдинбурге. В раннем возрасте стал учеником в Школу Дизайна. По ее окончании переехал в Лондон; но первоначально успеха не имел. Отдал дань экзотической для шотландца российской тематике. В России, куда он отправился в 1805 в поисках «волнующих новых тем для его карандаша», Аллан провел 9 лет. Некоторое время он жил в Петербурге, где писал портреты, путешествовал по Украине, Крыму, Кавказу и Прикаспийским степям. В Эдинбург Аллан вернулся в 1814 с большой коллекцией предметов быта, одежды и оружия, которую использовал при создании произведений из жизни малоизвестных в Европе народов. Во время пребывания в Эдинбурге в 1816 великий князь Николай Павлович (с 1825 г. император Николай I) посетил мастерскую Аллана и купил у художника три картины для Аничкова дворца, своей резиденции в Петербурге.

В Шотландии Аллан сблизился с Вальтером Скоттом. В середине 1820-х он предпринял путешествие по Южной Европе и Малой Азии, в 1834 — по Испании. Затем он посетил Бельгию, где тщательно исследовал поле битвы при Ватерлоо, результатом чего стали несколько грандиозных картин на темы сражения. В 1844 Аллан опять посетил Россию, где создал картину «Петр Великий учит своих подданных кораблестроению» (1845), которая была выставлена в Академии художеств и куплена императором для Зимнего дворца. В 1839 был избран президентом Королевской Шотландской Академии художеств. В 1842 посвящен в рыцари.
Художник Уильям Аллан (1782-1850),Английская школа. «Башкиры». 1814. Холст, масло. 43х63 см. Государственный Эрмитаж

ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576) - Tochter Lavinia

Художник ТИЦИАН ВЕЧЕЛЛИО (1485 / 90—1576) Итальянская школа «Дочь Лавиния» (Tochter Lavinia) 102х82 см. Erschienen als Kunstblatt 40x32

Якоб ван Лоо (около 1614-1670) - «Концерт»

Якоб Ван Лоо (Ванлоо) Jacob van Loo (Vanloo) (1614 Слюс – 26 ноября 1670 Париж)
Фламандский живописец, основатель семьи французских художников фламандского происхождения.
Якоб - сын жанрового живописца Яна Ван Лоо (родился в 1585) - был историческим и жанровым живописцем, работавшем в юности в фламандской традиции в Амстердаме перед переездом в Париж, где он отличился, как портретный живописец.
Якоб сначала обучался у отца, в юности находясь под влиянием живописи Томаса де Кейзера и Якоба Бекера.
Известно, что Якоб- живописец из Слюса во Фландрии, жил в Амстердаме в 1642, его имя упомянуто в архивах.
Год спустя, он женился на Анне Ленгель, сестре живописца Мартинуса Ленгеля, которого он уполномочил оформить на себя долю четверти в доме ювелира в Гааге.
Якоб и его жена в 1645 составили завещание, к тому времени его мать очевидно все еще жила в Слюсе. Хотя год спустя, он сам получил наследство от женщины, которая жила в Генте.
К этому времени Якоб заслужил репутацию хорошего художника в Амстердаме.
В 1652 Якоб заплатил пошлину, чтобы быть представленным в Амстердаме, где он появился как ведущий живописец.
В 1654 поэт Ян Вос восхищался его работой, сравнивая его с Рембрандтом, Говартом Флинком и Фердинанд Болом.
Имя Ван Лоо также появляется в списке живописцев Константина Хьюгенса, отобранных как потенциальные кандидаты для художественного оформления Huis ten Bosch (Якоб и Бекер были единственными художниками из Амстердама), но он не получил этого заказа.
Якоб Ван Лоо был преподавателем Эглона Ван дер Нира, согласно историку Хьюброкену , который упоминает также, что Ван Лоо «превосходил других в живописи nudes (обнаженное тело)».
7 августа 1660 Якоб составил завещание, называя наследниками своих шестерых детей.
В то время, он жил на улице Розенграхт (Rozengracht) в Амстердаме и очевидно имел слабое здоровье.
Есть также ряд документов, которые показывают фрагменты экстраординарного инцидента, в результате которого Якоб оказался во Франции.
Винный торговец по имени Хендрик Бред устроил драку в саду таверны «Hoff van Vrieslandt». Противник Бреды был помощником шерифа Лоренсом Пелгромом.
В ходе драки Бред, как предполагается, использовал оскорбительные и угрожающие для Пелгрома выражения, говоря: «Вы мерзкая злая собака! Я преподал бы Вам урок, если бы моя жена не была здесь в подвале». В судебном архиве от 31 октября 1660 выясняется, что Якоб Ван Лоо, присутствующий при этой драке, нанес удар Бреде, «причиняя ножом рану в пупе, которая немного позже вызвала смерть Бреда».
В результате Ван Лоо был выслан из стран Голландии и Западной Фрисландии под страхом смерти.
Якоб сбежал в Париж, где в 1663 стал членом Академии художеств. Картина, которую он представил, чтобы быть оцененным в этом королевском учреждении, была портретом живописца Михеля Корнелля (1601-1664), который находится теперь в Лувре.
Якоб Ван Лоо умер в Париже 26 ноября 1670.
Его два сына были оба живописцами в южной Франции: Жан (1682-94) работал в Тулоне, и Луи - Абрахам (1656-1712) в Тулоне и Экс-ан-Провансе. Из трех сыновей последнего, Жан – Батист Ван Лоо был успешным историческим живописцем в Италии и Франции, после чего переехал в Англию и достиг еще большего успеха, как портретист.
Он также содействовал карьере брата Карла (Шарля – Андрэ), самого известного члена семьи Ван Лоо, который переделал фамилию на французский манер Ванлоо.
Третий сын Луи - Абрахама, Жозеф, стал гравёром.
Трое его племянников, сыновья Жана – Батиста, тоже стали живописцами. Самый старший, Луи-Мишель, работал в Риме и Париже, но в основном стал известен, как живописец портрета при испанском дворе, оказав мощное влияние на развитие испанской живописи 18 века.
Многообещающая карьера второго племянника Франсуа (1708-32) была оборвана его ранней смертью. Самый молодой из троих, Амедео, стал придворным живописцем короля Пруссии Фридриха Великого, рисуя исторические картины и портреты. Последний художник семьи Ван Лоо - Сезар, сын Карла – работал в Париже и Турине, специализируясь на зимних пейзажах.
 
Художник Якоб ван Лоо (около 1614-1670), Голландская школа,Французская школа. «Концерт». Холст, масло. 76х65 Государственный Эрмитаж



Теодор Руссо (1812-1867) - «Пейзаж»

Теодор Руссо (фр. Théodore Rousseau) (15 апреля 1812, Париж — 22 декабря 1867, Барбизон) — французский художник-пейзажист, основатель барбизонской школы, объединившей первых художников, использовавших в творчестве пленэр. Брат менее известного художника Филиппа Руссо. Творчество Теодора Руссо относят к реализму.
Первые уроки живописи Теодор Руссо получил у своего двоюродного брата-художника. В пятнадцать лет его взял в обучение на два года художник-пейзажист Жан Шарль Ремон. Т. Руссо путешествовал по Оверни и Нормандии, что нашло отражение в его творчестве.
В 1831 г. девятнадцатилетний Руссо подал заявку на участие в Парижском салоне. Его пейзаж дикой природы Оверни получил признание благодаря живой технике письма. Следующие четыре Парижских салона были для Теодора Руссо неудачными, и он не участвовал в публичных выставках вплоть до 1849 г.
Руссо ввёл понятие «интимного пейзажа», мотивы для которого предоставлял в основном лес Фонтенбло. При простоте и натуральности изображённого главную роль в нём призван играть общий колорит картины, сильно и поэтично передающий настроение, создаваемое в душе художника природой в тот или другой момент времени. В 1832-33 гг. он впервые вышел на пленэр. Зиму 1836—1837 гг. Руссо провёл вместе с художниками Нарсисом Виржилем Диасом де ла Пенья и Клодом Феликсом Теодором Алиньи в Барбизоне. Природа Барбизона произвела на него такое большое впечатление, что Руссо стал приезжать туда каждый год, а с 1848 г. окончательно переселился туда со своей женой.
Со временем вокруг Руссо образовался круг его коллег-художников, как и он писавших природу на природе — Каба, Добиньи и Дюпре. Так постепенно возникла барбизонская школа.
Теодор Руссо умер в 1867 г. в возрасте 55 лет от разрыва сердца.
Художник Теодор Руссо (1812-1867). Французская школа. «Пейзаж». Музей в Реймсе