Франц Ксавер Винтерхальтер (20 апреля 1805 - 8 июля 1873), немецкий живописец и литограф, известен своими портретами членов королевских домов Европы в середине девятнадцатого века. Самыми его известными работами стали портреты императрицы Евгении, окруженной своими дамами (1855) и портрет императрицы Елизаветы Австрийской (1865).
Франц Ксавер Винтерхальтер родился в небольшой деревне в Шварцвальде, Великое герцогство Баден 20 апреля 1805 года. Его отец был из крестьян и оказал сильное влияние на его жизнь. Из восьми братьев и сестер, только четыре умерло во младенчестве. На протяжении всей своей жизни, Франц Ксавер был очень близок к своей семье.
После окончания школы при бенедиктинском монастыре св. Блащена, в 1818 году Винтерхальтер в возрасте тринадцати лет стал учиться рисованию и гравировке в мастерской Карла Людвига Шулера (1785-1852) во Фрайбурге. В 1823 году, в возрасте до восемнадцати лет, он направляется в Мюнхен, при помощи промышленника барон фон Айхталя (1775-1850), где продолжает обучение. В 1825 году Винтерхальтер был удостоен стипендии Людвига I, великого герцога Бадена (1763-1830) и начал обучаться в мюнхенской Академии художеств у Петер фон Корнелиуса (1783-1867). Однако академические методы Корнелиуса не подошли Францу Ксавьеру и Винтерхальтер находит для себя более подходящего наставника в лице модного портретиста Иосифа Стиэлера (1781-1858). В это время он содержал себя, работая рабочим литографом.
В 1828 году Винтерхальтер становится известным придворных кругах, после того как им был сделан портрет Софи маркграфини Бадена, в Карлсруэ. В 1833-1834, при поддержке великого князя Леопольда Бадена, Винтерхальтер совершает путешествие в Италию. В Риме он написал ряд романтических жанровые сцен в духе Луи-Леопольд Роберта, которые послал директору Французской академии, Горацию Верне. По возвращении в Баден, он рисовал портреты великого князя Леопольда Баденского и его жены, и был назначен художником великого княжества.
Тем не менее, он оставил Баден переехать во Францию, где написанная им в Италии жанровая сцена привлекла внимание на Салоне 1836 года. В 1838 году на Салоне он выставил портрет принца Ваграма со молодой дочерью. В результате его карьера в качестве художника-портретиста была обеспечена. В том же году он написал Луизу Марию Орлеанскую, королеву бельгийцев, и ее сына, герцог де Брабанта.
В Париже Винтерхальтер быстро становится модным живописцем. Он был назначен придворным художником Луи-Филиппа, короля французского, который поручил ему рисовать портреты отдельных членов его большой семьи.
Успешное выполнение королевского заказа создали художнику репутацию мастера династических и аристократических портретов, в которых хорошо сочетались сходство с лестью и современной модой.
Однако, в художественных кругах репутация Винтерхальтер упала.. Критики, которые оценили его дебют в салоне 1836 года, не считали его серьёзным художником. Такое отношение сохранялось на протяжении всей карьеры Винтерхальтера. Сам он считал свои первые королевские портреты в качестве временного перерыва, чтобы затем вернуться к другим формам живописи, но становится жертвой своего собственного успеха и до конца своей жизни работает почти исключительно как портретист. Это было поле, на котором он был не только очень успешным, но и богатым. Винтерхальтер стал международной знаменитостью пользовался королевским патронажем.
Чтобы справиться с большим количеством заказов, Винтерхальтер широко использовал помощников.
После его смерти в 1873 году, его картины попали в немилость и рассматривались как глянцевые, и поверхностные. До недавнего времени о нём и его творчестве было известно очень немного. Однако, большая выставка его работ в Национальной портретной галерее (Великобритания) в Лондоне и Пти-Пале в Париже в 1987 году снова привели его в центр внимания. Его картины выставляются сегодня в ведущих европейских и американских музеев.
Луиза Каролина Бертье Фредерик де Ваграм, принцесса Мюрат
Графиня Варвара Алексеевна Мусина-Пушкина
Татьяна Александровна Юсупова
Магараджа Дулип Сингх
Принцесса Виктория
София Трубецкая (1838-96) графиня Морни 1863
Портрет императрицы Марии Александровны. 1857 г.
На портретах, написанных Францем Ксавьером Винтерхальтером определённое место занимают одежда и украшения которые носили изображённые персонажи - ожерелья, серьги, кольца, браслеты, заколки и прочие штуки, без которых не обходится ни одна женщина и большинство мужчин. Конечно, стоимость представленных укашений по карману была немногочисленной части общества. Однако сегодня в этом плане есть шикарная возможность - качественная бижутерия, которая на любом портрете будет смотреться не хуже, чем самые дорогие ювелирные украшения. Итак, бижутерия на любой вкус: элитная бижутерия, молодежная бижутерия, стильная бижутерия. Оно того стоит.
Романтическая жанровая сцена