Гюстав Моро (1826-1896). Орфей. Исполнено в 1865 году. Дерево, масло. 154x99,5 см. Музей Орсе. Париж |
Из журнала "Великие музеи мира" №5 - "Музей Орсе. Париж"
Орфей - мифический певец и поэт, убитый вакханками из-за того, что он отверг их любовь. Этот персонаж часто использовался в искусстве и литературе XIX и XX веков, от академической скульптуры до Жана Кокто и Пабло Пикассо. Интерпретация повествования, предложенная Гюставом Моро, очень оригинальна и выходит за рамки живописных традиций того времени. Если другие художники, например, академик Эмиль Леви, в своей «Смерти Орфея», сосредоточиваются на драматическом моменте убийства юноши, то Моро предпочитает изображать менее привычную сцену, когда молодая фракийская девушка находит голову и лиру поэта, брошенные вакханками в реку. Выбор эпизода, стиль, разреженная и таинственная атмосфера, окружающая обстановка и цветовая гамма свидетельствуют о сложности работы этого художника, не придерживавшегося традиционных схем. Он был близок к академическим кругам и работал профессором Школы изящных искусств, но одновременно являлся независимым и оригинальным мастером, которого называли «последним романтиком» и «первым символистом». Сцена уже насыщена тревогой, желанием исследовать наиболее темные уголки психики. Это желание исходит от романтического духа и будет свойственно не только символизму, но и гораздо более современным течениям, таким, как сюрреализм. «Орфей» - это пленительный холст, проработанный до мельчайших деталей. Полюбуйтесь фоном, в котором чувствуются уроки, взятые у Леонардо да Винчи, или подробностями изображения головы Орфея, ставшей одним целым с лирой, в символическом единстве с искусством.
Симона Бартолена
У вакханок во времена Орфея и барышень девятнадцатого века, когда творил Гюстав Моро, не было другого развлечения как любовь. Сегодня с возможностью заполнить свой досуг стало проще. Компьютерные игры внесли в это большой вклад. Зачем разрывать на части красавца, когда есть возможность играть в игры винкс для девочек, а там феям доступно всё.