четверг, 11 апреля 2013 г.

В.А. Манастырский (род. в 1915 г.) - "Гуцульский натюрморт"

В.А. Манастырский  (род. в 1915 г.) - Гуцульский натюрморт. Исполнено в 1957 году. Холст, масло.

Монастырский, Витольд Антонович (11.01.1915). Сын Антона Ивановича Монастырского (Манастырского) (1878-1969). Живописец. Член Союза художников СССР. Заслуженный деятель искусств Украинской ССР, профессор.

Открытка из набора "Художники Львова", издательство "Мыстэцтво", 1985 г., Киев

среда, 10 апреля 2013 г.

Артур Гроттгер (1837-1867) - "Бегство Генриха Валуа из Польши"

Артур Гроттгер (1837-1867). Бегство Генриха Валуа из Польши. исполнено в 1860 году. Холст, масло. 100,3х158,7 см. Национальный музей. Варшава.
На картине изображён весьма интересный момент: приглашённый на польский трон Генрих Валуа не ужился с польской шляхтой и узнав о болезни и кончине своего старшего брата - французского короля Карла IX, срочно бежит домой, чтобы занять освободившийся французский престол. Впрочем, это ему не помогло, через пятнадцать лет он был убит религиозным фанатиком и на нём прервалась династия Валуа. 
В те годы в Московии правил Иван IV Грозный с которым Генрих поддерживал вполне себе добрососедские отношения, а вот избранный на польский трон после него венгерский полководец Стефан Баторий, немало попил русской кровушки, таким образом побег Генриха косвенно нанёс удар и по московскому царству.

Открытка из набора "Картины польских художников. Выпуск I", издательство "Изобразительное искусство", Москва, 1976 г.

вторник, 9 апреля 2013 г.

Джованни-Батиста Пьяцетта (1683—1754)

Джованни-Батиста Пьяцетта (1683—1754). Непорочное Зачатие Богородицы и ангелы. Исполнено около 1744 - 1745 гг. Холст, масло. 235 х 185 см. Национальная галерея. Парма

Из журнала "Великие музеи мира" № 28 "Национальная галерея. Парма":

Картина находилась во второй капелле слева в церкви капуцинов в Парме. После того, как она побывала во Франции, ее приобрела галерея в 1840 году. В соответствии с иконографическим каноном Непорочного Зачатия Богородицы, который был в повсеместном употреблении с первой половины XVII-ro века, и очень соблюдался францисканским орденом, Дева изображена в соответствии с пророчествами Апокалипсиса, как новая Ева, со взглядом, обращенным в небеса, в белой тунике, ногами попирающая змея, держащего в пасти запретный плод. Вокруг нее выныривают из облаков головки херувимов и два относительно больших ангела: тот, что справа, кажется, ослеплен великолепием небесного явления, а другой, слева, изображен до пояса, с молитвенно сложенными руками. Эти две фигуры взяты художником из написанного им на несколько лет раньше «Успения Марии» сейчас находящегося в Лувре. Признанный шедевр искусства Пьяцетты хронологически может быть отнесен к середине сороковых годов XVIII-ro века, и остается одним из произведений, где венецианский мастер смог лучше применить свою обычную бедную цветовую гамму, почти целиком состоящую из коричневатых, бежевых, смягченных белых тонов, разделенных глубокими светотенями в складках одежд.

Змей-искуситель Евы изображался, в соответствии с иконографической традицией, с запретным плодом, зажатым в челюстях. Он должен быть раздавлен Богородицей, Матерью Искупителя, обещанного человечеству еще в Книге Бытия.

Джованни-Батиста Пьяцетта (1683—1754). Ребекка и Элиэзер у колодца. Исполнено в 1735-1740 гг. Холст, масло. 102x137 см Пинакотека Брера. Милан"
Из журнала "великие музеи мира" № 29 "Пинакотека Брера. Милан":

Произведение яркой световой отдачи, квинтэссенция образов венецианского театрального духа XVIII века, принадлежит к позднему этапу творчества художника. Этот период свидетельствует о характерном стилистическом повороте: постепенно, благодаря примеру творчества того же периода Джованни Баттиста Тьеполо, Пьяццета отказывается от сильных контрастов светотени, свойственных венецианским традициям XVIII века, обращаясь к диффузной яркости полуденных часов, в которую приятно погружены персонажи в современной одежде. Общая структура картины также становится более спокойной и плавной, без возбужденных жестов или пылкости барокко. Сюжетом картины является эпизод из Библии, сватанье Исаака, переданное Элиэзером красавице Ребекке, которая здесь, откровенно говоря, выглядит немного озадаченной. Тем не менее, эта тема из Ветхого Завета долго и удачно присутствует в живописи, предпочитая чисто светскую трактовку, с включением колоритных второстепенных фигур животных (добродушная простота коров в сочетании с легкой экзотикой в виде смешной морды верблюда).
Выбор стиля и техники Пьяццет-ты, совместно с другими великими венецианскими художниками XVIII века, является сознательным возвращением к моделям эпохи Возрождения, в частности, Паоло Веронезе, в четкой гармонии красок и форм, крупных и безмятежных фигур. 
Стефано Дзуффи
Джованни-Батиста Пьяцетта (1683—1754). Гадалка. Исполнено в 1740 г. Холст, масло. 154 x115 см Галерея Академии. Венеция
Из журнала "Великие музеи мира" № 13 "Галерея Академии. Венеция":

Будучи чуждым декоративной виртуозности рококо, изобразительный язык Пьяцетты основывается на поиске пластических и светотеневых эффектов, идущих от образцов «тенеброзо» и от обучения в Болонье у Джузеппе Мария Креспи. К середине 30-х годов, однако, палитра художника светлеет, он переходит к более яркой красочной гамме. С этой точки зрения «Гадалка» символична. Название полотна произошло от жеста женщины, повернутой спиной, которая, кажется, протягивает руку высокомерной простолюдинке, служащей темой доверительной беседы двух мужчин справа. Образ гадалки, ведущей себя вежливо, но слегка дерзкой с виду, захватывает своей художественной зрелостью. Верный интересу к световым эффектам, Пьяцетта отказывается от драматических контрастов ранних работ, чтобы усвоить изобразительный язык, ориентированный на получение тонких оттенков, ярких вариаций тона и несравненной полутени. Колорит, от теплых оттенков переднего плана до трепещущих голубых и зеленых красок в отдалении, весь пронизан светом.
Существует различное понимание фигуры гадалки. Она может служить намеком на первое любовное приключение одного из двух молодых людей справа или женщины, стоящей спиной, или, скорее, быть аллегорией венецианской коррупции, в одежде проститутки.
Лучия Импеллузо

понедельник, 8 апреля 2013 г.

С.Г. Коропчак (род. в 1926 г.) - "В праздничный день"

С.Г. Коропчак (род. в 1926 г.). В праздничный день. Исполнено в 1982 году. Холст, масло

Коропчак Степан Григорьевич (21.12.1926 - 2000) - Заслуженный деятель искусств УССР (1990 год). Член Союза художников СССР. В 1953 году закончил Львовский институт прикладного и декоративного творчества (учился у Р.Сельского), в котором преподавал с 1971 года.

Открытка из набора "Художники Львова", издательство "Мыстэцтво", Киев, 1985.

воскресенье, 7 апреля 2013 г.

Польский художник Винценты Каспшицкий (1802-1849)

Винценты Каспшицкий (1802-1849). Вид дворца в Лазенках. Исполнено в 1840 году. Холст, масло. 91х112 см. Музей искусства. Лодзь

Винценты Каспшицкий (1802-18490. Вид дворца в Натолине со стороны въезда. Исполнено до 1834 г. Холст, масло. 101х146 см. Национальный музей, Варшава
Открытки из набора "Картины польских художников. Выпуск 1", издательство "Изобразительное искусство", Москва, 1976 г.. 

суббота, 6 апреля 2013 г.

Л.М. Медвидь (род. в 1941 г.) - "Леся Украинка"

Л.М. Медвидь (род. в 1941 г.). Леся Украинка. Исполнено в 1981 г. Холст, масло
Медвидь, Любомир Мирославович (род. 1941 г.) один из крупнейших художников современной Украины родился в 1941 году в Варяже, Львовская обл.
1965 – Львовский государственный институт прикладного и декоративного искусства, Львов, Украина. Член Национального союза художников Украины, народный художник, академик Академии искусств Украины, профессор Львовской национальной академии искусств.
Живет и работает во Львове.
Персональные выставки:
2006 – «Ранняя графика Любомира Медвидя», Национальный музей им. А. Шептицкого, Львов, Украина.
Групповые выставки:
2002 – «Что человек, то лестница», Центральный дом художника, Львов, Украина.

пятница, 5 апреля 2013 г.

Станислав Выспяньский (1869-1907) - Stanisław Wyspiański

Станислав Выспяньский (1869-1907). Юзеф Фелдман (Jozio Feldman). Исполнено в 1905 г. Краковский государственный музей

Станислав Выспяньский (1869-1907). Стас (Stas). Государственный музей в Варшаве

Станислав Выспяньский (1869-1907). Портрет двух девочек. Городской музей в Бытоме.

четверг, 4 апреля 2013 г.

Карло Kappa (1881-1966) - «Муза Метафизики»

Карло Kappa (1881-1966). Муза Метафизики. Исполнено в 1917 г. Холст, масло. 90 х 66 см. Пиканотека Брера, Милан
Из журнала "Великие музеи мира" №29 "Пинакотека Брера. Милан":
В 1916 году, после памятной встречи с де Кирико, Савинио и Де Пизиса в военном госпитале в Ферраре, Карра фигурирует в начальном этапе движения метафизики, художественного авангарда итальянского искусства, наиболее важного культурного события эпохи Великой войны и фашизма. Динамичной и насыщенной жестикуляции футуризма, блестящим представителем которого был Карра, метафизика противопоставляет неподвижные, молчаливые, слегка тревожные, наполненные мечтой и фантазией, воображением, воспоминаниями о классицизме, отмеченные четким определением теней и света. Эта картина, которая считается важной вехой в творчестве художника, предлагает краткое обобщение интерпретации метафизики, предложенной Карра. Внутри угловатой и отвлеченной перспективы, картина представляет собой «невозможную» встречу персонажей, фон, предметы, которые свободно соотносятся в идеальной, молчаливой неподвижности. Нотки отчуждения, звучащие в холсте, связаны с безошибочным, но необъяснимым наличием предметов вне контекста и вне шкалы, определяемых острой точностью контуров, геометрическими формами и яркими цветами. Манекен, фигура-символ метафизики, доминирует в сцене, одетый в мешковатый костюм теннисиста.
Метафизика не должна рассматриваться как кошмарное бегство от реальности: Карра совершенно ясно и с иносказательной целью вводит в сцену карту Истрии и Карса, театра одного из самых ожесточенных военных действий в 1917 году, во время Первой мировой войны.
Стефано Дзуффи