вторник, 17 июня 2014 г.

«Малороссийская свадьба» - Акварель профессора И. Соколова


Иван Иванович Соколов (1823-1918) «Малороссийская свадьба»

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №131- 1871 г.:

«Малороссийская свадьба»
Акварель профессора И. Соколова. Из коллекции полковника Завадовского.

… Стоит взглянуть на картину, изображающую малороссийскую свадьбу, чтобы видеть непритворную радость пляшущих крестьянок с каким радушием паниматка (старуха), с чувством глубокого уважения подносит молодым стакан вина, с пожеланием им истинного счастья. Говоря, конечно, при этом слова: «пошлы Боже с неба, чого вам трэба».
В картине все лица типичны. Серьёзный контрабасист, сидя на старой бочке и дирижируя деревенским оркестром, внимательно наблюдает за верным совпадением ударного такта смычка со стуком металлических подков пляшущих.
Стоящий у стенки скрипач, с полусонными от усталости глазами, машинально водит смычком. Привыкшим попадать на струны, издающие знакомый родной звук честной кампании.
Хлопец (мальчик), играющий на второй скрипке, зорко следит за пляшущими молодыми крестьянками, обутыми в большие жёлтые чоботы (сапоги) с подковами и выделывающими затейливые па, которым позавидовали бы и примадонны нашей балетной группы. Сидящий на колоде Клым (Климент) с обнявшей, его женой*, оживлённый понюшкой из рожка, самодельно истёртой в макитре (крынке) тобаки и одушневлённый знакомыми ему задушевными музыкальными мотивами, при воспоминании о своих молодецких литах (годах), поднятием руки приветствует молодую чету. Припевая:

Гоп-чук Тэтяна,
Чорнобрыва кохана.

В стоящей возле него направо личности нельзя не узнать деревенского техника-кузнеца.
Сзади знаменосец из дальних заезжих гостей, окружённый весёлыми и болтливыми жинками (замужними женщинами), поёт:

Утны батьку, Орлэ сызый!
Нехай я заплачу.
Нехай свою Украину
Я ще раз побачу.
Нехай ще раз послухаю
Як те море грае,
Як дывчина пид вэрбою
Грыця заспивае.
Нехай ще раз усмихнэться
Сердце на чужбыни.
Пока ляже в чужу землю,
В чужий домовыми.

Таков уж по своей натуре малоросс, что даже с среди шумного веселья, но уже порядочно под хмельком. Всегда готов найти причину, о чём бы то ни было, погоревать.
Любопытные наймички (работницы) украдкой выглядывают из дверей избы.
Вообще, в этих группах. Всё натурально и дышет живой народностью, обличающей в художнике глубокое изучение нравов, образа жизни и обычаем наших благонравных малороссов, называемых, пожалуй, справедливо, заднепровскими итальянцами.

Последние годы проведение свадебных празднеств заметно изменились в лучшую сторону. Немалую роль в это играют старые народные обычаи, вроде выкупа невесты, каравая, вручаемого молодым и другие, которые пришлись кстати и в двадцать первом веке, а также новые приколы и развлечения. Организация свадеб превратилась в целую индустрию, которая предлагает не только музыку и выпивку, а целый комплекс вещей. Это не только платье и костюмы, но фейерверки, свадебная видео и фото съёмка, изготовление магнитиков на память гостям, веночков, цветочков "петличку". Ну и, конечно же, каждой молодой паре нужна свадебная казна, потому как гости преимущественно молодым дарят деньги, которые не помещаются в карманах жениха.

* Честно говоря, я не понял, как автор заметки в старом журнале, разглядел в усатом мужике жену "Климента". Возможно, уже в те годы в российской империи имела место регистрация браков лиц одного пола. Эту заметку из старого журнала вполне можно использовать, как свидетельство передового характера брачно-семейных отношений в дореволюционной России.

понедельник, 16 июня 2014 г.

А. Бернат. «Начало рабочего движения в строительной промышленности»

А. Бернат. «Начало рабочего движения в строительной промышленности»

Aurél Бернат (1895-1982) венгерский художник. Учился в Надбанья с Иштваном Рети и Янош Тормом. Бернат воевал солдатом в Первой мировой войне. В 1921 году он переехал в Вену. Стиль живописи Берната сформировался под сильным влиянием немецкого экспрессионизма. Он был приглашен в Берлин на Херварт Уолден. Бернат показывает свои работы на Sturm Gallery. Два года спустя он вернулся в Венгрию и присоединился к Кут, стал одним из ведущих деятелей Грешэма Круга в 1930. Преподавал в венгерской Академии художеств с 1945 по 1974 год. С 1848 по 1949 год он работал в качестве редактора журнала венгерского искусства. После 1947 года, многие из сочинений Бернат по теории искусства были опубликованы и стали очень популярнымии.

воскресенье, 15 июня 2014 г.

Н.М. Ромадин (1903 - 1987) - «Дорога»

Н.М. Ромадин. «Дорога». Исполнено в 1946 г. Государственный Русский музей

См. также

Н.М. Ромадин (род. 1903) - «Зима на Сенеже»

Николай Михайлович Ромадин (1903-1987)- «Весна»

Иозеф Риппл-Ронаи (1861-1927) - József Rippl-Rónai

Иозеф Риппл-Ронаи (1861-1927). Автопортрет

Он родился в Капошваре. После учебы в средней школе, пошёл учиться в Будапеште, где он получил степень в области фармакологии. В 1884 году он отправился в Мюнхен, чтобы учиться живописи в Академии. Два года спустя он получил грант, который позволил ему переехать в Париж и учиться у Мункачи, самый знаменитого венгерского художника-реалиста.
 Те, кому нравится работы венгерского художника, имеют возможность скачать бесплатно шаблон иконки iOS 7, созданные в манере Иозефа Риппл-Ронаи, но другим художником.
Иожеф Рипл-Ронаи (1861-1927). Натюрморт. Будапешт

суббота, 14 июня 2014 г.

Монастырский, Антон Иванович (1878 - 1969)

А.И. Манастырский - Автопортрет

Заслужений діяч мистецтв республіки Антон Іванович Манастирський належить до числа тих видатних художників-реалістів, творчість яких визначила цілу епоху в образотворчому мистецтві західних областей України.
Манастирський народився в 1878 р. в містечку Завалові на Станіславщині в родині дрібного службовця. З великими труднощами йому вдалося здобути освіту спочатку в реальному училищі, а потім у Львівській артистично-промисловій школі та Краківській академії мистецтв.
Щедрий і багатогранний талант Манастирського виявився в багатьох жанрах — пейзажі, портреті, ілюстрації та історичному живопису.
Рідне Прикарпаття з його лісистими пологими горами та маленькими, але бурхливими водопадами, квітучими полонинами і бідняцькими хатками гуцулів — основна тема художника, невичерпне джерело його творчого натхнення.
Повсякденний побут і праця селян, їх злидні, м’який гумор і життєрадісність складають основний зміст жанрового живопису Манастирського.
Його кращі твори — «Лірник», «Два приятелі», «Паламар» та інші сповнені глибокої поваги до внутрішнього світу простих людей.
В своїх численних історичних композиціях («На кургані», «Прощайте, товариші», «Запорожець», «В таборі Кармелюка», «Розвідник» та ін.) Манастирський оспівує героїчну боротьбу рідного народу за свободу та національну незалежність, волелюбність і відвагу славетних «рицарів України» — запорозьких козаків. Багато уваги та творчої енергії присвятив художник графічним і живописним ілюстраціям до народних пісень і дум, до творів своїх улюблених письменників — Т. Шевченка, І. Франка, О. Пушкіна, І. Тургенева, М. Гоголя.
Одним з перших серед художників Львова почав він розробляти нову радянську тематику. До 1940 р. відноситься одна з кращих картин Манастирського «Вчора й сьогодні», в якій яскравою образною мовою висловлений глибокий зміст великих, корінних змін, що відбулися в Західній Україні.
Ім’я Манастирського, учасника всіх обласних та багатьох республіканських і пересувних виставок, користується широкою популярністю в республіці, визнанням і любов’ю народу.
Художник А.И. Манастырский - Горный поток

Заслуженный деятель искусств республики Антон Иванович Манастырский принадлежит к числу тех выдающихся художников-реалистов, творчество которых определила целую эпоху в изобразительном искусстве западных областей Украины.
Монастырский родился в 1878 г. в городке завалы на Станиславщине в семье мелкого служащего. С большим трудом ему удалось получить образование сначала в реальном училище, а затем в Львовской артистически-промышленной школе и Краковской академии искусств.
Щедрый и многогранный талант Манастырского оказался во многих жанрах - пейзаже, портрете, иллюстрации и исторической живописи.
Родное Прикарпатье с его лесистыми пологими горами и маленькими, но бурными водопадами, цветущими лугами и бедняцкими домиками гуцулов - основная тема художника, неисчерпаемый источник его творческого вдохновения.
Повседневный быт и труд крестьян, их нищета, мягкий юмор и жизнерадостность составляют основное содержание жанровой живописи Манастырского.
Его лучшие произведения - «Лирник», «Два приятеля», «Пономарь» и другие полны глубокого уважения к внутреннему миру простых людей.
В своих многочисленных исторических композициях («На кургане», «Прощайте, товарищи», «Запорожец», «В лагере Кармелюка», «Разведчик» и др.). Манастырский воспевает героическую борьбу родного народа за свободу и национальную независимость, свободолюбие и отвагу славных «рыцарей Украины» - запорожских казаков. Много внимания и творческой энергии посвятил художник графическим и живописным иллюстрациям к народным песням и дум, к произведениям своих любимых писателей - Т. Шевченко, И. Франко, А. Пушкина, И. Тургенева, Н. Гоголя.
Одним из первых среди художников Львова начал он разрабатывать новую советскую тематику. До 1940 г. относится одна из лучших картин Манастырского «Вчера и сегодня», в которой яркой образной речью выраженный глубокий смысл крупных, коренных изменений, произошедших в Западной Украине.
Имя Манастырского, участника всех областных и многих республиканских и передвижных выставок, пользуется широкой популярностью в республике, признанием и любовью народа.
Приятели

Манастырский А.И. Карпатский пейзаж
Сельская хата
А.И. Манастырский - Запорожец
Прощайте, товарищи!
Река Варатын
Гуцулы в горах

пятница, 13 июня 2014 г.

И.Е. Репин (1844-1930). Портрет И.М. Сеченова

И.Е. Репин (1844-1930). Портрет И.М. Сеченова

См. также:

Илья Ефимович Репин


четверг, 12 июня 2014 г.

среда, 11 июня 2014 г.

"Народная картина" XVIII века. "Казак Мамай".

"Народная картина" XVIII века. "Козак Мамай". Разговор козака со шляхтичем. Киевский государственный музей украинского искусства