понедельник, 12 декабря 2016 г.

Анн-Луи Жироде-Триозон (1767—1824) - «Погребение Аталы»

Анн-Луи Жироде де Русси-Триосон. Погребение Аталы. 1808 г. Холст, масло, 207 х 267 см В коллекции Лувра с 1818 г.
Из сборника "Великие музеи мира" №2 "Лувр. Париж":
Картина «Погребение Аталы» была приобретена во времена Реставрации для музея, только что созданного в Люксембургском дворце. Экспозиция была посвящена еще живущим современным художникам. Тот факт, что картина была написана десять лет тому назад, в разгар наполеоновской эпохи, не сделал эту работу опасной, ведь ее сюжет не содержал ничего революционного. Тема полотна трактовалась без каких-либо политических или гражданственных намеков. Картина вдохновлена одним из самых успешных романов того времени, «Аталой» Шатобриана. Это трагическая история любви двух «диких» существ, опубликованная в 1801 году. К ней впоследствии обращались многочисленные художники, прельщенные экзотичностью истории. Темы, введенные в литературу Шатобрианом, привлекают и живописцев. Тон меланхолии и усиленное значение светотени присущи драматической и сентиментальной чувствительности предромантизма - течения, которое сосуществует с более рациональными тенденциями неоклассицизма. На следующий год после создания этой картины Жироде напишет также знаменитый портрет Шатобриана, который олицетворяет новый тип художника: меланхолический и «нечесаный» гений.
Алессандра Флеголент
Детали:
Молодой влюбленный в отчаянии оплакивает смерть Аталы. Их история разворачивается на девственных территориях, во французских колониях в южной части Соединенных Штатов, на берегах Миссисипи, где любовь двух простых и страстных существ находится в противоречии с религиозными законами. Ссылка на религию подтверждается крестом на заднем плане, а также еще одним в руках у девушки, и образом монаха.
Надписи на стене пещеры говорят о существовании девушки, «живой, как цветок» и «увядшей, как трава в ноле».
Точное и плавное живописное исполнение, четкость рисунка, мраморный блеск кожи и рассчитанное равновесие композиции выявляют общность стиля, если не вдохновения, с Давидом.

воскресенье, 11 декабря 2016 г.

Ян Гриффер Старший (ок.1645 - 1718) - «Зима»

Ян Гриффер. Зима. Медь, масло. 51,3х59 см. Собрание Савойской галереи, г. Турин. Из коллекции Евгения Савойского-Суассона
Из сборника "Великие музеи мира" № 23 "Савойская галерея. Турин": 
Автор этой картины, сказочной и простонародной, родился в Голландии, но переехал в Англию очень молодым, вероятно, в возрасте пятнадцати лет. Он поселился в Лондоне, поступил в мастерскую Яна Лотена, где приобрел профессию, став популярным жанровым живописцем. Его специальностью стали речные пейзажи, при этом, его стиль характеризуется исключительным богатством деталей, а также высокой линией горизонта, что напоминает искусство Яна Брейгеля, а в более общем смысле - фламандский пейзаж начала XVII века. Зимний пейзаж был популярным жанром Северной живописи, где игры детей и повседневные заботы взрослых, происходящие на льду, изображались довольно часто. Многообразие рисунков, скрупулезность, с которой они распределены, и добродушие простонародных лиц здесь выражены в чередовании холодных цветов с более теплыми пастельными тонами, придающими живописи атмосферу сказок братьев Гримм. Работа, как и многие из фламандских шедевров, представленных в галерее, ранее находилась в коллекции принца Евгения Савойского-Суассона. Работа подписана в нижнем правом углу «Jan Griffier».
Франческа Сальватори

суббота, 10 декабря 2016 г.

Джузеппе Мария Креспи (1664-1747) - «Святой Ян Непомуцкий исповедует королеву Богемии»

Джузеппе Мария Креспи (Испанец) Святой Ян Непомуцкий исповедует королеву Богемии. Исполнено около 1740 г. Холст, масло 155 x 120 см В коллекции с 1743 г.

Из сборника "Великие музеи мира" №23 "Савойская галерея. Турин":
Работа была куплена в 1743 году аббатом Салани для Карла Эммануила III Савойского за сумму в 630 фунтов. Если бы не звездная корона, атрибут святого, придающий сцене подобие исторического эпизода, картину можно было бы трактовать в соответствии с революционным стилем Креспи, как демотическую исповедь болонской женщины в любой из городских церквей. Сюжет картины повествует о покровителе Богемии, который отказался нарушить таинство исповеди, скрыв от короля Вацлава IV содержание исповеди королевы Иоанны, из-за чего был в 1393 году подвергнут мученической смерти. Сюжет погружен Креспи в то, что Роберто Лонги назвал «скромной, повседневной сценой с использованием церкви», где «к исповедальне прислонена трость, а черные туфли молодого священника блестят, смазанные салом». Вокруг сцены создана аура интимности и правдивости, в результате чего возникает понимание самых простых реалий, что составляет главный вклад Креспи в обновление жанровой живописи. Теплый свет, который проникает через узкое отверстие ризницы, осторожно касаясь фигур, создает ауру, окутывающую происходящее, подчеркивая тем самым отсутствие каких-либо абстрактных аллегорий. Картина подписана инициалами «G.C.»; в верхней части исповедальни надпись «Quor remiseritis peccata remittvntvr eis».
Франческа Сальвадори
Ян Непомуцкий был казнён королём Вацлав IV, который распорядился  сбросить связанного в мешке священника с Карлова моста в Праге. С тех пор св. Ян Непомуцкий считается покровителем профессиональных секретов и пострадавших от наводнения. 
Детали:
Образ этой королевы, которая не выглядит как королева, хорошо отражает процесс секуляризации, который начался в XVIII веке. Искусство Креспи является примером того, как, по словам Эцио Раймонди, «идея XVII века истории литературы проникает в повседневную жизнь общества».
Поэтика Креспи была названа «поэзией повседневной жизни», и тому подтверждение эти большие, тяжелые кожаные ботинки, замечательно полно выражающие способности художника и отображении домашней обстановки, к которым добавляется беспокойный дух исследователя.
Среди различных элементов реализма, которые наперебой спешат придать очарование этой работе, мы видим фигуру старика, определенного Лонги как «старый фанатик», настолько погруженного в молитву, что его нос оказался больно и неестественно сжат руками.

См. также:


Джузеппе Мария Креспи (1664-1747)

пятница, 9 декабря 2016 г.

МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО (1573—1610) - две картины из Лувра

Караваджо. Гадалка. Исполнено в 1594-1599 гг.  Холст, масло 99 х 131 см. В коллекции Лувра с 1665 г. Из коллекции Людовика XIV
Деталь:
Во время гадания по руке молодая цыганка ловко стаскивает кольцо с пальца нарядно одетого юноши Другой вариант этого сюжета хранится в Капитолийском музее в Риме (см. ниже).
Из сборника "Великие музеи мира" №2  "Лувр. Париж":
Традиционно считается, что эта работа Караваджо создана вскоре после его прибытия в Рим, с намерением заявить о своем анти-академическом направлении: «Окликни цыганку, которая случайно проходит мимо по улице, отведи ее в гостиницу в предвкушении приключения... Вообрази себя молодым человеком, который кладет одну руку в перчатке на меч и протягивает ей другую раскрытую руку, она берет ее и разглядывает...». Композиционную смелость, свободу в постановках, сечениях и освещении можно объяснить лишь отчасти, ссылаясь на обучение мастера в Ломбардии и его знание жанровой живописи, восходящей к Джорджоне. Именно в этом Караваджо устраивает самую настоящую революцию, которая посягает на смысл понятия «заниматься живописью». Здесь мы восхищаемся абсолютной оригинальностью художника в построении пространства, без планов, разграничивающих фигуры. Уверенность и дерзость кавалера переданы в его широком движении по диагонали, через противоположные выступы меча и перьев головного убора. II это время фигура цыганки кажется более закрытий и зажатой, в платье с широкими рукавами, скрывающими прекраснейшую часть руки.
Алессандра Флеготент
Караваджо. Смерть Марии. Исполнено в 1605-1606 гг. Холст, масло. 369 х 245 см.  В коллекции Лувра с 1671 г., покупка из коллекции Людовика XIV
Из сборника "Великие музеи мира" №2 "Лувр. Париж":
Включение повседневности в ее наиболее скромных проявлениях в священные сцены делает Караваджо великим новатором религиозной живописи XVII века. Однако именно это новаторство послужило причиной отказа от работы кармелитов Санта-Мария делла Скала, римской церкви, для которой она была предназначена. Из-за мало ортодоксального реализма Богородицы духовенство не смогло воспринять всепоглощающий гуманизм, переданный через изображение мертвого тела молодой утопленницы с непокрытыми ногами и вспухшим лицом. Картина была приобретена Гонзага при посредничестве Рубенса. Смерть Девы Марии становится сценой человеческого отчаяния и скорби со стороны группы, состоящей из мужчин, апостолов, и Марии Магдалины. Отчаянная бедность обстановки наполняется торжественностью и великолепием благодаря большой красной завесе. Высочайшее драматическое напряжение достигается за счет чрезвычайной концентрации стилистических средств. Все пространство организуется пересечением планов и сопоставлением групп, выделенных светом, который вылепливает фигуры и выхватывает из тени скорбящих и лик Мадонны.
В 1627-1628 годах картина, вместе со значительной частью коллекции Гонзаго, оказалась в собрании Карла I в Англии, а в 1649 году в коллекции банкира Жабаха, который, в свою очередь, продал ее в 1671 »оду Людовику XIV для украшения Версаля. В 1793 году картина попала в свое нынешнее место нахождения, называемое тогда Центральный Музей Искусств.
Алессандра Флеголент

См. также:

МИКЕЛАНДЖЕЛО МЕРИЗИ ДА КАРАВАДЖО (1573—1610)



четверг, 8 декабря 2016 г.

Гаспаре Траверси (1722-1770) - «Раненый»

Гаспаре Траверси Раненый. Исполнено около 1750 г. Холст, масло 101 х 128 см В коллекции Галереи Академии с 1956 г.
Из сборника "Великие музеи мира" №13 "Галерея Академии. Венеция":

Оставаясь в рамках реалистической традиции, Траверси пишет с натуры с оригинальной выразительной непосредственностью эпизоды повседневной жизни. Он отображает низшие слои общества, достойные в то же время живописания, причем патетика смешивается у него с едкой иронией. Картина изображает раненого, с преувеличенно болезненным выражением лица. Ему сочувствует миловидная женщина, в то время как врач пытается приподнять его рубашку, чтобы осмотреть рану. Персонаж слева полностью поглощен своими мыслями и, не обращая внимания на «трагедию», разворачивающуюся вокруг него, готовит лекарство, может быть чудодейственную мазь для наложения на рану. Центром картины является тесная группа из трех персонажей на переднем плане, черты которых почти карикатурны. Своей живостью сцена напоминает постановки неаполитанского театра XVIII века. В мастерской композиции выразились основные черты художественного языка Траверси, благодаря которому его работы приобретают ценность настоящего социального исследования. Идет ли речь о буржуазной среде или об интерьере харчевни, пользующейся дурной славой, внимание художника сосредоточено на сущности человека, без всяческих масок, со всем его убожеством и слабостями.
Лучия Импеллузо

Гаспаре Траверси (1722-1770). Операция. Исполнено 1752/53 г. Холст, масло.77,5 x 103,5 см. Городская галерея Штутгарта  

Александр Максович Шилов (1943 г.р.) - Портрет лётчика-космонавта СССР В. А. Шаталова

Александр Максович Шилов (1943 г.р.). Портрет лётчика-космонавта СССР Владимира Александровича Шаталова (8.12.1927 г.р.). Исполнено в 1972 году

среда, 7 декабря 2016 г.

Паоло Веронезе - «Обручение святой Екатерины»

Паоло Веронезе. Обручение святой Екатерины. Исполнено около 1575 г. Холст, масло 377x241 см. В коллекции Галереи Академии Венеции с 1918 года.
Из сборника "Великие музеи мира" №13 "Галерея Академии. Венеция":
Написанное для главного алтаря церкви Санта Катерина, полотно вызвало восхищение у современной художнику критики (начиная с Сансовино) и по лучило значительную известность благодаря гравюре, выполненной в 1582 году Агостино Карраччи. Успех у современников засвидетельствован также стихами Марко Боскини, писавшего об искусстве, автора «Карты живописного плавания», торжествен ной поэмы в честь венецианских художественных произведений, опубликованной в 1660 году. В них говорится, что для достижения такого эффекта Веронезе, кажется, «смешал золото, жемчуг, рубины и изумруды, наичистейшие сапфиры и совершеннейшие бриллианты». Речь идет об одной из самых целостных картин художника, в которой все характерные элементы ее живописного языка находятся в идеальном соответствии. Священное событие превращается в торжественное празднество, где святая Екатерина, в сопровождении благородной свиты и групп музицирующих ангелов, приобретает черты аристократической дамы, и скорее находится в типично венецианской обстановке, чем в религиозном окружении. Реставрация 80-х годов XX века выявила великолепную хроматическую гамму, так восхищавшую авторов старых источников, скрытую прежде светло-золотистой лессировкой, нанесенной во время предыдущего вмешательства в конце XIX века.
Лючия Импеллузо
Деталь:
Характерная для художника любовь к насыщенным цветам, с ослепительными рефлексами света, дает здесь роскошные тона, необычные для религиозной живописи, придерживавшейся определенных форм и вдохновлявшейся благочестивыми размышлениями, в соответствии с предписаниями Контрреформации.
См. также:

ПАОЛО КАЛИАРИ, прозванный BEPOHE3E ( 1528-1588)

Японский художник Яшима Гакутей (1786? -1868)

Яшима Гакутей (1786? -1868). Китайский генерал Цинь Мин, сидящий на краю ковра с письмом в руке
Судя по тому с каким уважением китайский художник изображает воинов, складывается впечатление, что в Китае к великим воинам относились как к Джедаям в "Звёздных воинах". Поэтому не удивительно, что боевые искусства являются главным притягивающим моментом в сериале «В пустыне смерти» снятом по мотивам китайской сказки «Путешествие на Запад». Действие сериала переносит нас постапокалиптический мир, в котором правят бароны. Они милостиво подарили людям мир, поделив всю власть над человечеством и приняв меры по охране. За покой и порядком следят смертоносные воины – кромсатели. Главный герой - лучший кромсатель пытается изменить свою жизнь, что связано с большим риском.
Любители восточных единоборств уже оценили этот фильм и далее он продлён на второй сезон.
Яшима Гакутей (1786? -1868). Воин в шлеме оленьими рогами побеждает своего соперника. Исполнено в 1830 году

Яшима Гакутей (1786? -1868).  Лю Бэй № 1 из серии Три Героя государства Шу