Анн-Луи Жироде де Русси-Триосон. Погребение Аталы. 1808 г. Холст, масло, 207 х 267 см В коллекции Лувра с 1818 г. |
Картина «Погребение Аталы» была приобретена во времена Реставрации для музея, только что созданного в Люксембургском дворце. Экспозиция была посвящена еще живущим современным художникам. Тот факт, что картина была написана десять лет тому назад, в разгар наполеоновской эпохи, не сделал эту работу опасной, ведь ее сюжет не содержал ничего революционного. Тема полотна трактовалась без каких-либо политических или гражданственных намеков. Картина вдохновлена одним из самых успешных романов того времени, «Аталой» Шатобриана. Это трагическая история любви двух «диких» существ, опубликованная в 1801 году. К ней впоследствии обращались многочисленные художники, прельщенные экзотичностью истории. Темы, введенные в литературу Шатобрианом, привлекают и живописцев. Тон меланхолии и усиленное значение светотени присущи драматической и сентиментальной чувствительности предромантизма - течения, которое сосуществует с более рациональными тенденциями неоклассицизма. На следующий год после создания этой картины Жироде напишет также знаменитый портрет Шатобриана, который олицетворяет новый тип художника: меланхолический и «нечесаный» гений.
Алессандра Флеголент
Детали:
Надписи на стене пещеры говорят о существовании девушки, «живой, как цветок» и «увядшей, как трава в ноле». |
Точное и плавное живописное исполнение, четкость рисунка, мраморный блеск кожи и рассчитанное равновесие композиции выявляют общность стиля, если не вдохновения, с Давидом. |