четверг, 19 января 2017 г.

Андреа дель Верроккьо и Леонардо да Винчи - «Крещение Христа»

Андреа дель Верроккьо (1435 — 1488) и Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452 — 1519). Крещение Христа. Исполнено около 1470 г. Дерево, темпера и масло 180 х 152 см В коллекции галереи Уффици (Флоренция) с 1914 г.

Из сборника "Великие музеи мира" №11 "Галерея Уффици. Флоренция":
Доска с изображением Крещения Христа из флорентийского монастыря Сан-Сальви является единственным живописным произведением Вероккьо, дошедшим до нас. Начатая Вероккьо примерно в 1470 году, она была заброшена, а через несколько лет возобновлена и закончена Леонардо, который покрыл маслом некоторые места, ранее написанные темперой. Есть сведения, что Вероккьо часто бросал свои работы. Вазари, напротив, рассказывает о том, что мастер оставил работу над картиной, сраженный величием своего ученика Леонардо. Вероккьо был необычной личностью: ювелир, скульптор и художник, владелец преуспевающей мастерской во Флоренции, из которой вышли такие талантливые мастера, как Леонардо, Перуджино, Лоренцо ди Креди и Боттичелли. Нежность и необычайная выразительность, с которой написаны профиль ангела, Иисус и левая часть пейзажа, покрытая маслом на заднем плане, неоспоримо свидетельствуют об авторстве Леонардо. Скульптурная резкость фигуры Крестителя, изображений пальмы и скальной глыбы указывают на руку Вероккьо. Можно отметить также открытость формы, характерную для скульптур Вероккьо, которая будет неоднократно повторена с большим успехом в работах периода барокко.
Елена Джаннески
Поражает реализм, с которым написаны ноги Христа и Крестителя: виднеющиеся в чистой воде Иордана, они слегка искривлены от преломления света сквозь мелкую рябь реки.

среда, 18 января 2017 г.

Андреа дель Сарто - «Святой Иоанн Креститель»

Андреа дель Сарто (1486/87 — 1531)  Святой Иоанн Креститель. Исполнено около 1522 г.  Доска, темпера; 94 х 68 см  Палаццо Питти.,Флоренция (дар заказчика Джованни Мария Бенинтенди Козимо I Медичи, 1553 г.) 
Из сборника "Великие музеи мира" №24 "Палаццо Питти. Флоренция":
Ослепительная мощь красного плаща подчеркивает красоту «Святого Иоанна Крестителя», который в мудро скомпонованной позе заполняет замкнутое пространство между темными скалами. Яркий свет падает слева и отбрасывает патетические тени на лицо и торс юноши, чем приводит в соответствие с образом Предтечи Христа классические формы фигуры античного копьеносца Поликлета. Картина была задумана как основной элемент декоративного цикла, порученного нескольким художникам, связанным с Андреа, от Франчабиджо до Понтормо. Полотно вновь обрело большую часть своих первоначальных достоинств, благодаря реставрации, произведенной в 1984 году в преддверии выставки в рамках празднования пятисотлетия со дня рождения художника, состоявшейся в Белом зале палаццо Питти в 1986 году. 
 Сильвестра Биетолетти

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Лесозаготовка»

Frederick Simpson Coburn (1871 - 1960). LOGGING THROUGH THE WOODS. 1934 - Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Лесозаготовка». Исполнено в 1934 году

См. также:

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Пейзаж с санями»

вторник, 17 января 2017 г.

Педро Берругете (ок. 1450 — 1503/1504) — «Святой Доминик на аутодафе»

Педро Берругете (ок. 1450 — 1503/1504). Святой Доминик на аутодафе. Исполнено в 1495 г. Дерево, темпера и масло 154 х 92 см Музей Прадо. Мадрид. В коллекцию поступила в 1867 году из церкви Сан-Томмазо в Авиле
Из сборника "Великие музеи мира" №1 "Музей Прадо. Мадрид":

Картина была частью алтарного образа с житием святых в ризнице Сан-Томмазо в городе Авиле, где художник провел последние годы своей жизни. Работа являет собой пример перехода готической испано-фламандской традиции в конце XV века к новым тенденциям итальянского Возрождения. С ними Берругете знакомится во время своего пребывания на полуострове. И действительно, с 1474 года он принимал участие в украшении кабинета и библиотеки Федерико да Монтефельтро в герцогском дворце в Урбино. Изображаемый эпизод произошел в Тулузе около 1208 года. Святой Доминик председательствует на аутодафе еретиков-альбигойцев. На реалистическую ткань картины фламандского происхождения наложена система перспективы с диагоналями и убегающими вглубь лестницами. Рассеянное освещение - это отзвук влияния Пьеро делла Франческа и Луки Синьорелли.
Даниэла Тарабра
Сидя на высокой кафедре, под балдахином, в окружении судей и знаменосца инквизиции, св. Доминик милует еретика Раймонда, который отрекся от своих идей.
Берругете населяет сцену множеством фигур, одушевленных физическим движением и мимикой. Таким образом, художник лишает изображение казни какого-либо драматизма и жестокости, что можно увидеть на примере двух еретиков, сжигаемых заживо перед судом Инквизиции.

понедельник, 16 января 2017 г.

Художник из Шотландии Джек Веттриано (1951 г.р.)

Jack Vettriano (1951). THE LONGING - Джек Веттриано (1951 г.р.). Тоска
Jack Vettriano (1951). THE MAN WHO DANCED ALONE - Джек Веттриано (1951 г.р.). Одинокий танцующий мужчина
Мужчина танцует сам с собой. Это что-то из ряда вон! Может быть где-нибудь за океаном такое возможно, но не в Москве, где открылся новый ночной клуб для мужчин "Мачо" (macho moscow), с самой разнообразной программой на всю ночь, которая гарантирует отсутствие каких-либо признаков тоски и желания вздремнуть.
Jack Vettriano (1951). THE TATTOED LADY - Джек Веттриано (1951 г.р.). Леди в татуировках

Александр Максович Шилов (1943 г.р.) - Портрет Народной артистки СССР Людмилы Семеняка

Александр Максович Шилов (1943 г.р.). Портрет Народной артистки СССР Людмилы Ивановны Семеняка (16.01.1952 г.р.). Исполнено в 1980 г.

воскресенье, 15 января 2017 г.

Орацио Джентилески (1563-1639) - «Мадонна с младенцем и святой Франциской Римской»

Орацио Джентилески (1563-1639). Мадонна с Младенцем и святой Франциской Римской. Исполнено в 1615-1618 гг. Холст, масло, 270 х 157 см. Национальная галерея Марке (Урбино), куда поступила в 1941 году из церкви святой Екатерины в Фабриано
Из сборника "Великие музеи мира" №17 "Национальная гаререя Марке. Урбино":
Творчество Орацио Джентилески в Марке представлено фресками в капелле Страстей Господних в соборе Фабриано. Такой престижный заказ определил длительное пребывание пизанского художника в «бумажном городе» (1615 -1620), наполненное шедеврами, такими, как «Кающаяся Магдалина» (для церкви Картам или церкви Магдалины), «Святой Карл Борромео в молитве» (церковь святого Бенедикта), «Мадонна Розария» (бывшая церковь святой Люсии), и это «Видение святой Франциски Римской» (для монахинь-оливетанок Святой Екатерины), которое по многим критериям считается одним из самых высоких достижений его долгой карьеры. Святая жила в Риме на рубеже XIV- XV веков, основала орден Облаков святого Бенедикта, в 1608 году была канонизирована папой Павлом V. Картина Джентилески освящает иконографическую тему «видения» Девы Марии, которая передает святой Младенца Иисуса, основывающуюся на исторических описаниях, рассказанных Франциской ее духовнику после ухода в монастырь Тор-де-Спекки. Однако художник переводит сверхъестественное событие в контекст семейной, повседневной жизни, о чем свидетельствуют натуралистические детали в манере Караваджо (например, тапочки у ног святой и поцарапанные ступеньки лестницы), которые удивляют и очаровывают любого зрителя.

Детали:
Яркость и густые тени контрастируют в картине для воссоздания обстановки,соответствующей передаче сверхъестественного события. В верхней части золотой свет, который прорывается слева и материализуется в венцах ангельских головок, преследуемый пушистыми грозовыми облаками, ясно символизирует вторжение божественного в нашу темную земную историю.
Непередаваемое лицо Богородицы является одним из самых возвышенных преображений женской красоты в иконе своей вечной и нетленной молодостью женщины, предназначенной стать Матерью Спасителя, и, следовательно, избавленной с момента зачатия от первородного греха и его последствий, которые воплощаются в хрупкой природе человека.
Небесное «видение» материализуется в мягкой, приглушенной беседе между святой, которая заботливым материнским жестом принимает Младенца в белоснежное монашеское покрывало, и маленьким Иисусом, который любовно поглаживает ее лицо и скользит рукой между складок покрывала, излучающего жемчужный свет, отражающийся на их лицах.
См. также:

Орацио Джентилески (1563-1639) - «Мадонна с младенцем» 

 Артемизия Джентилески (1593 -1652/1653)


суббота, 14 января 2017 г.

Питер Брейгель (1525-1569) - «Мизантроп»

Питер Брейгель (1525-1569). Мизантроп. Исполнено в 1568 г. Холст, темпера. 86 х 85 см. Национальный музей Каподимонте. Неаполь.  Из коллекции Фарнезе
Из сборника "Великие музеи мира" №14 "Национальный музей Каподимонте. Неаполь" : Загадочная картина, «Мизантроп» принадлежала, как и «Слепые», коллекции графа Козимо Мази, секретаря кондотьера Алессандро Фарнезе во Фландрии, где и была приобретена. Вышеуказанная коллекция была конфискована в 1612 году Рануччо I после раскрытия заговора пармских феодатариев. Ключом к смыслу картины являются слова под фигурами, которые в переводе с фламандского значат: «Поскольку мир так коварен, я - в трауре». Эта фраза и образ приобретают больше определенности в гравюре Жана Виери из серии «Двенадцать фламандских пословиц». Темой картины, является, следовательно, стремление к изоляции от обманчивого мира, населенного испорченными людьми, в духе Тимона Афинского или более современного автора - Эразма Роттердамского. Подразумевается, что человек в капюшоне, изображенный на картине, в прошлом был лицемером или отшельником, следовательно, он не является объектом обвинения художника. В таком случае, название «Мизантроп», возможно, не совсем точное. Зато в картине достаточно много ссылок на мир и его жестокость: стеклянный шар, в котором заключен вор, срезающий кошелек, похожий на сердце, колючки на пути у главного героя, его одежда, напоминающая плащи плакальщиков с готических могил, и даже пастух, невозмутимо пасущий стадо овец. Круговая форма сцены, наконец, также типична для изображения сюжетов пословиц. Подпись и дата внизу справа «1568», возможно, сделаны не самим художником. Однако, суть композиции и стиль уверенно помещают эту работу среди последних произведений Брейгеля, умершего в 1569 году.
Гротескный и сюрреалистический образ воришки вызывает в памяти «Фламадские пословицы» из Берлинского музея. Он близок кошмарно фантастическим персонажам с полотен Босха.
Маттиа Гаэта