среда, 15 февраля 2017 г.

Ян ван Скорел (1495 — 1562) - «Сретение Господне»

Ян ван Скорел. Сретение Господне. Исполнено около 1535 г. Дерево, масло 114 х 85 см. Музей истории искусств в Вене. Приобретено в 1910

Из «Великие музеи мира» №19 «Музей истории искусств. Вена»:
Внутри торжественного классического храма происходит представление Иисуса. В этой работе Ян ван Скорел демонстрирует опыт, накопленный в Италии, особенно в Риме, где он долгое время находился под покровительством папы Адриана VI, фламандца, как и он. Художник стал хранителем Бельведера и работал в Ватикане. Не случайно в этой картине структура храмового здания приближена к архитектуре Браманте, как если бы Ван Скорел хотел воздать должное этому обновлению города, начатому Юлием II в первые годы века Храм представляет собой удачную и ясную интерпретацию классических форм, в которых живое чувство глубинной перспективы предоставляет  свету задачу подчеркнуть форму архитектурною сооружения, в котором происходит действие. Ван Скорел также встретился в Нюрнберге с Альбрех том Дюрером, следы общения с которым остались в характеристике лиц, в частности, старого Симеона, в облачении священника, принимающего из рук Марии младенца Иисуса. По словам евангелиста Луки, Симеон, принимая Мессию на руки, предвидел его будущие Страсти, и последняя его молитва: «Теперь, Господи, пусть раб Твой идет с миром...». Лицо Марии, слева от него, выражает тревогу из-за будущих Страстей Иисуса.
Сильвия Боргезе

Ван Скорел показывает, что он также впитал в себя впечатление, произведенное Афинской школой Рафаэля. В перспективно-сценографическом решении, вдохновленном архитектурой Брамангс, художник может даже заменим, физическое пространство апсид мысленным иллюзионистским пространством.

вторник, 14 февраля 2017 г.

День святого Валентина

CHU TEH-CHUN (1920). 1979.2.14 (Valentine’s Day). Painted in 1979 - Чжу Дэцюнь (1920). 1979.2.14 (День святого Валентина). Написано в 1979 году. 
Ко дню св. Валентина хотел поместить в блог картину, посвящённую этому празднику. Однако убедился, что старые мастера этот день игнорировали. Нашёл лишь пару работ со св. Валентином, но не связанных с праздником.
Так, в картине Якопо Бассано действительно изображён св. Валентин, но сама картина больше посвящена св. Лучии Римской, которую Валентин посвящает в христианство, а не венчает. тпак что любовь здесь ни причём:

понедельник, 13 февраля 2017 г.

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Лесозаготовка в восточных городках»

Frederick Simpson Coburn (1871 - 1960). LOGGING, EASTERN TOWNSHIPS. 1928 - Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960). Лесозаготовка в восточных городках. Исполнено в 1928 году

См. также:

Фредерик Симпсон Коберн (1871 - 1960) - «Вытягивание брёвна к саням»

воскресенье, 12 февраля 2017 г.

Рафаэль - «Мадонна с розой»

Рафаэль Мадонна с розой Исполнено в 1518-1520 гг. Дерево, масло, перенесенное на холст 103 х 84 см В музее Прадо с 1837 г.
Из альманаха «Великие музеи мира» №1 «Прадо. Мадрид»:
Во втором десятилетии XVI века Рафаэль руководил самой значительной и известной римской художественной мастерской. До 1520 года, когда безвременно умер великий художник, в ней писались многочисленные изображения Богоматери и святого Иоанна, Предтечи Христа. Многие из них, по мнению исследователей, являются работами учеников Рафаэля, в частности, Джулио Романо и Джованни Франческо Пенни, которым ранее и приписывалась представленная здесь картина. Двое детей, Иисус и маленький Иоанн, отнимают друг у друга свиток с пророчеством о судьбе Христа, Ессе Agnus Dei, под меланхолическим взглядом Мадонны и сосредоточенным взглядом святого Иосифа. Нижняя часть картины с розой, давшей название произведению, была добавлена позже.
Картина, подлинная принадлежность которой Рафаэлю сегодня всеми признана, является плодом тщательного изучения композиции и движения. Своим спиралевидным построением она напоминает рисунки Леонардо да Винчи. Изображенная на полотне Рафаэля Мадонна зеркально отображает позу Мадонны Альдобрандини из Национальной лондонской галереи, но без наполненного воздухом и светом пейзажа на заднем плане, замененного здесь неопределенным темным фоном. Погруженный в размышления святой Иосиф, едва выступающий из тени, кажется, намекает на то, что зрители всего лишь созерцают священную сцену. Наверное, точно так же достойна созерцания и восхищения искусная кисть Рафаэля.
Даниэла Тарабра

Образ святого Иосифа выступает из темного фона, движением руки как бы приближая маленького Иоанна Крестителя к Иисусу Живопись смягчена умелым использованием света, который и «дает контрастные области светотени на нежной коже детей и Марии.

Роза на столе - то позднейшее добавление, возможно, сделанное при переводе живописи с деревянной доски на холст. Другие« картины Рафаэля со Святым Семейством тоже имели счастливую судьбу благодаря сочетанию непосредственности рисунка с натуры и достигнутого идеала красоты.

Склоненная набок голова Мадонны является завершающей точкой спиралевидного движения, слегка оживляющего персонажи в их позах. Характерные черты нежного лика, обрамленного накидкой поверх заплетенных волос, легли в основу символического представления о Марии, получившего широкое распространение. Микеланджело, Себастьян дель Пьомбо и Пармиджанино восхищались изящной посадкой головы Мадонны на длинной шее.


суббота, 11 февраля 2017 г.

Най Оу (1945 г.р.) - «КИТАЙСКИЙ НОВЫЙ ГОД»

Nie Ou B.1945. CHINESE NEW YEAR - Най Оу (1945 г.р.)  КИТАЙСКИЙ НОВЫЙ ГОД
Сегодня завершающий день празднования в Китае наступления Нового,  4715,  года Красного Петуха.

Шотландский художник Джек Веттриано

Jack Vettriano (1951). - Джек Веттриано (1951 г.р.). Без названия

Jack Vettriano (1951). A LETTER OF CONSEQUENCE - Джек Веттриано (1951 г.р.). Важное письмо

Jack Vettriano (1951). AN UNORTHODOX APPROACH - Джек Веттриано (1951 г.р.). Нетрадиционный подход

пятница, 10 февраля 2017 г.

Антуан Пен (1683-1757) - «Фридрих Великий»

Антуан Пен (1683-1757).  Фридрих Великий. Исполнено в 1739 году. Холст, масло 80,5 х 65 см. В коллекции Берлинской картинной галереи с 1841 г.

Из альманаха «Великие музеи мира» №10 «Берлинская картинная галерея. Берлин»:
Придворный живописец нескольких прусских государей (Фридриха I, Фридриха Вильгельма I и Фридриха Великого), француз Антуан Пен оставил множество портретов членов королевского дома и придворного общества. Но он писал для Фридриха Великого также и жанровые сцены, мифологические аллегории и выполнял росписи для резиденций Райнсберг, Шарлоттенбург и Сан-Суси. Официальный портрет молодого Фридриха передает его физические особенности, а также некоторые своеобразные черты его характера. Живость его голубых глаз и спокойствие взгляда, изящное выражение губ говорят о соединении жизненной силы и высокой образованности. На самом деле, Пен освободил портрет монарха от самых характерных его черт (он был чрезвычайно и непредсказуемо вспыльчив), которые были хорошо известны его современникам. В дополнение к своим важным политическим достижениям, которые способствовали укреплению и расширению Пруссии, Фридрих Великий энергично поощрял развитие искусств и наук. Эти интересы нашли свое выражение во впечатляющей программе строительства монументальных зданий в Берлине и Потсдаме и в постройке галереи, на протяжении XIX века превратившейся в Берлинскую картинную галерею.
Вильям Делло Руссо
Яркие, богатые цветовые контрасты и точно выполненные световые эффекты делают Пена прямым последователем Риго и Академии и, в свою очередь, важным отправным пунктом для немецкого реалистического портрета XVIII века.

четверг, 9 февраля 2017 г.

Джоаккино Ассерето (1600–1649) - «Самоубийство Катона»

Джоаккино Ассерето (1600–1649). Самоубийство Катона. Исполнено около 1640 г. Холст, масло 203 х 279 см.  Палаццо Бьянко. В коллекции музея Страда Нуова с 1924 года.

Из альманаха «Великие музеи мира» №30 «Музей Страда Нуова. Генуя»:
Плутарх и Сенека рассказывают о кончине Марка Порция Катона, гордого противника Цезаря, предпочившего смерть капитуляции. Организовав оборону Утики, где он укрылся вместе с другими представителями республиканской аристократии, Катон, проигрывающий будущему императору, решил покончить с собой, дабы избежать позора возможного примирения. Поступок героя-стоика, кажется, находит в Ассерето, художнике пугливом и застенчивом, интерпретатора, способного с предельной экспрессией воплотить его трагизм. Главный герой изображается на этом полотне раздирающим руками рану, которую он нанес себе, пронзив живот мечом. На картине Катон осуществляет этот последний подвиг с упорной решимостью при стечении народа: его грудь ярко освещена, лицо, уже пожелтевшее в преддверии смерти, подчеркнуто взволнованной жестикуляцией тянущихся отовсюду рук. Другие фигуры, обрисовывающие темное пространство в помещении, отмеченном лишь несколькими элементами, такими, как полог палатки, являются в сцене, где два источника света подчеркивают важнейшие для реконструкции эпизода элементы: факел освещает руку, раздирающую рану, а свеча - таз и бинты, с помощью которых врачевали Катона. Эти композиционные решения, указывая на непосредственное знакомство с произведениями северных караваджистов, вероятно, изученными художником в Риме в 1639 году, помогают датировать этот шедевр примерно 1640 годом.

Лет десять или около того назад вышел сериал "Рим", пользовавшийся огромной популярностью. В этом сериале главный противник Цезаря, Катон, изображён  несколько в карикатурном виде. Конечно, несколько лучше, чем Брута, Цицерона и Помпея, но всё равно полным кретином и лузером.  Видимо, у авторов сериала было несколько иное мнение на этого исторического деятеля, чем общепринятое, так сказать "академическое".  Тем не менее, согласно энциклопедии Катон являлся великим государственным деятелем Римской республики, а чём свидетельствует масса произведений искусства посвящённых ему, в том числе и эта картина.