Орацио Джентилески (1563-1639)/ Благовещение. Исполнено в 1622-1623 гг. Холст, масло. 289 x198 см. В коллекции Савойской галереи с 1623 г. |
Подаренная Джентилески герцогу Карлу Эммануилу I, картина «Благовещение» была написана в период с конца 1622 до начала 1623 года, во время проживания художника в Генуе. Вместе с сыном художника, Франческо, картина прибыла в Турин в сопровождении собственноручно написанной Орацио запиской от 2 апреля 1623, где упоминается еще одна работа, сюжетом которой являются Лот и его дочери, посланная годом раньше в качестве подарка герцогу, и сегодня идентифицируемая с образцом, хранящимся в Гемальдегалерее в Берлине. «Благовещение» синтезирует уникальный стиль Джентилески, достигающий здесь одной из вершин его творчества. В нем проявляется как изысканная, изначально тосканская культура, так и интерес к натурализму Караваджо, взращенный во время пребывания художника в Риме в конце века. Фигура Богоматери, написанная с большим изяществом, кажется покрытой налетом архаизма, напоминающего о моделях XV века Донателло и Филиппо Липпи, и более поздних - Санти ди Тито. Работа была высоко оценена и быстро нашла свое место в молельне герцогского дворца в Турине. В 1799 году, вместе со многими другими шедеврами Савойской коллекции, она была вывезена во Францию войсками Наполеона, и вернулась только в 1815-1816 годах.
Красота и благородная скромность этой Богоматери вызвали всеобщее восхищение. Поэтому красной нитью в критической литературе проходит уникальное высказывание великого Роберто Лонги, который ощущал свое присутствие при «немыслимой сцене между серьезной дамой и босоногим молодым человеком, одетым в шелка, с двумя огромными крыльями грифа между лопаток».
В работе Орацио Джентилески критики часто — отмечают наличие трогательных натуралистических подробностей (как эта не заправленная кровать), что при использовании света и ясности их передачи напоминает фламандский реализм. Вполне возможно, что художнику удалось полюбоваться примерами голландского искусства, которые находились в Генуе, при этом, заметна близость, обусловленная также личным знакомством, к творениям Ван Дейка.
Присутствие Святого Духа в виде голубя занимает центральное место в иконографии Благовещения. Луч света, направленный на Марию, является примером божественной эманации и переводит слова архангела Гавриила: «Дух Святый найдет на тебя, сила Всевышнего осенит тебя. Тот кто родится, будет святым, и назовется Сыном Божи-им». Окно также входит в состав того же архитектурного комплекса, получившего название «способ восприятия»: посредством него ломаются барьеры между человеческим и потусторонним миром, и повседневная реальность может быть открыта вечности.
Франческа Сальватори