воскресенье, 24 февраля 2008 г.

МИЛАШЕВСКИЙ Владимир Алексеевич

МИЛАШЕВСКИЙ Владимир Алексеевич (1893, Саратов - 1976, Москва).
Юные годы В. А. Милашевского прошли в Саратове, где находился лучший в России провинциальный художественный музей, где начинали свой творческий путь поэт М. А. Кузмин, живописец В. Э. Борисов-Мусатов - кумиры молодежи тех лет. Не удивительно, что Милашевский с детства "заболел" искусством. В Харькове, куда переехала семья Милашевских, он посещал частную студию А. И. Грота. В 1913 г. поступил на архитектурное отделение Петербургской АХ. Однако более всего, по выражению самого художника, его "учил воздух эпохи". Вскоре он оставил АХ и начал заниматься в Новой художественной мастерской, где его товарищами по учебе были Г. С. Верейский и Б. Д. Григорьев, а преподавателями - М. В. Добужинский и А. Е. Яковлев. Огромное влияние на молодых художников оказывали мастера "Мира искусства". Блестящие литературные портреты деятелей русской культуры того времени, яркая картина художественной жизни 1910-20-х гг. запечатлены Милашевским в книге воспоминаний "Вчера, позавчера". Большое место в ней занимает петроградский Дом ис кусств - прибежище в ту трудную пору многих литераторов и художников.
Порвав с академическими традициями, Милашевский начал самостоятельный творческий путь. Любимым видом искусства для него отныне стала графика. Портреты, пейзажи, бытовые сцены, исполненные художником в 1920-30-х гг. в Петрограде, на Псковщине, в Москве и других городах и областях России, отличаются меткостью характеристик, остротой деталей, тем, что называют "чувством времени". В этом большую роль сыграл разработанный Милашевским "метод темпа". Он означал мгновенно выполненный, порой даже не пером, а спичкой, динамичный и эмоциональный рисунок.

В 1924 г. Милашевский переехал из Ленинграда в Москву. Здесь он стал одним из организаторов и идейных вдохновителей группы молодых художников "Тринадцать".
Интерес к графике привел Милашевского в книжную иллюстрацию. Именно к этой области относятся самые известные его работы. Он иллюстрировал как классиков русской литературы - А. С. Пушкина, И. А. Крылова, Ф. М. Достоевского, так и произведения зарубежных авторов - О. Бальзака, Э.-Т.-А. Гофмана, Г. Флобера. Он много сотрудничал с издательством "Academia". К числу лучших работ Милашевского относятся рисунки к "Посмертным запискам Пиквикского клуба" Ч. Диккенса, созданные в 1933 г. по заказу этого издательства. Они прекрасно передают "английский дух" и точно соответствуют диккенсовской эпохе.
В 1949 г. к 150-летию А. С. Пушкина Милашевский выполнил превосходные рисунки к пушкинским сказкам, и с этого началось многолетнее увлечение художника "сказочной" иллюстрацией. Подлинной его удачей стали рисунки к "Коньку-Горбунку" П. П. Ершова. Иллюстрировать сказки Милашевский продолжал до конца своей жизни.
Иллюстрация к рассказу А.П. Чехова "Человек в футляре"
Он был замечателен тем, что всегда даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и неприменно в тёплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле... и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник.

Иллюстрации В.А. Милашевского к сказке П.П. Ершова "Конёк-горбунок":
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба — на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.
Говорит ему конек:
“Вот уж есть чему дивиться!
Тут лежит перо Жар-птицы,
Но для счастья своего
Не бери себе его.
Много, много непокою
Принесет оно с собою”
Кто хозяин?” Тут Иван,
Руки в боки, словно пан,
Из-за братьев выступает
И, надувшись, отвечает:
“Эта пара, царь, моя,
И хозяин — тоже я”.
Он кладет перо в сусек,
Чистить коней начинает,
Умывает, убирает,
Гривы длинные плетет,
Разны песенки поет.
“Да и то ль еще он знает! —
Спальник тихо продолжает,
Изогнувшися. — Добро!
Пусть имел бы он перо;
Да и самую Жар-птицу
Во твою, отец, светлицу,
Коль приказ изволишь дать,
Похваляется достать”.
И доносчик с этим словом,
Скрючась обручем таловым,
Ко кровати подошел,
Подал клад — и снова в пол.
“Ай, хозяин, отличился! —
Говорит ему конек. —
Ну, скорей ее в мешок!
Да завязывай тужее;
А мешок привесь на шею,
Надо нам в обратный путь”. —
“Нет, дай птиц-то мне пугнуть! —
Говорит Иван. — Смотри-ка,
Вишь, надселися от крика!”
И, схвативши свой мешок,
Хлещет вдоль и поперек.
Вот въезжает на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперек его лежит
Чудо-юдо Рыба-кит.
Все бока его изрыты.
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дуброве, меж усов,
Ищут девушки грибов.
“Это терем Царь-девицы,
Нашей будущей царицы, —
Горбунок ему кричит, —
По ночам здесь Солнце спит,
А полуденной порою
Месяц входит для покою”.
Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод:
Все столбы те завитые
“Сядь, Иванушка Петрович! —
Молвил Месяц Месяцович. —
И поведай мне вину
В нашу светлую страну
Твоего с земли прихода;
Из какого ты народа,
Как попал ты в этот край, —
Все скажи мне, не утай”.
Сом (советником он звался)
Под указом подписался;
Черный рак указ сложил
И печати приложил.
Двух дельфинов тут призвали
И, отдав указ, сказали,
Чтоб, от имени царя,
Обежали все моря
И того Ерша-гуляку,
Крикуна и забияку,
Где бы ни было, нашли,
К государю привели.

На конька Иван взглянул
И в котел тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!

Пушки с крепости палят;
В трубы кованы трубят;
Все подвалы отворяют
Бочки с фряжским выставляют,
И, напившися, народ
Что есть мочушки дерет:
“Здравствуй, царь наш со царицей!
С распрекрасной Царь-девицей!”

Во дворце же пир горой:
Вина льются там рекой;
За дубовыми столами
Пьют бояре со князьями,
Сердцу любо! Я там был,
Мед, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.


Николай Михайлович Кочергин - иллюстрации к сказке П. Ершова "Конек-Горбунок"

суббота, 23 февраля 2008 г.

Нестеров Михаил Васильевич (продолжение)

Портрет А.М. Горького. 1901 г. Музей А.М. Горького. Москва
Осенний пейзаж. 1906 г. Государственная Третьяковская галерея
Лель. 1933 г. Государственный Русский музей
Знаток. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея
Пустынник. 1888-1889 гг. Государственная Третьяковская галерея
За приворотным зельем. 1888 г. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
Лето. 1905 г. Холст, масло. 117х177. Картинная галерея Ивановского областного краеведческого музея
На горах. 1896 г. Киевский государственный музей русского искусства
Думы. 1900 г. Государственный Русский музей
Портрет О.М. Нестеровой, дочери художника. Холст, масло. 36х21. Кисловодский художественный музей имени Н.А. Ярошенко
На Волге. 1906 г. Бумага, гуашь, акварель. 31х32,5. Частное собрание, Ленинград
За Волгой. 1905 г. Астраханская художественная галерея

пятница, 22 февраля 2008 г.

Нестеров Михаил Васильевич

Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), российский живописец, заслуженный деятель искусств России (1942). Создал поэтичные религиозные образы, связанные с этическими исканиями 1880-1910-х гг. («Видение отроку Варфоломею», 1889-90, «На Руси», 1916); писал глубокие, острохарактерные портреты деятелей отечественной культуры («И. П. Павлов», 1935, «В. И. Мухина», 1940). Государственная премия СССР (1941).

Портрет народной артистки РСФСР К.Г. Держинской. 1937 г. Государственная Третьяковская галерея
Справка: Держинская Ксения Георгиевна (1889-1951), российская певица (сопрано), народная артистка СССР (1937). Крупный мастер современного оперного театра. В 1915-1948 в Большом театре. Профессор Московской консерватории (с 1947). Государственная премия СССР (1943).

Портрет физиолога академика И.П. Павлова (1849-1936) Государственная Третьяковская галерея
Справка: Павлов Иван Петрович (1849-1936), российский физиолог, создатель материалистического учения о высшей нервной деятельности, крупнейшей физиологической школы современности, новых подходов и методов физиологических исследований, академик АН СССР (1925; академик Петербургской АН с 1907, академик РАН с 1917). Классические труды по физиологии кровообращения и пищеварения (Нобелевская премия, 1904). Ввел в практику хронический эксперимент, позволяющий изучать деятельность практически здорового организма. С помощью разработанного им метода условных рефлексов установил, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Исследования Павловым физиологии высшей нервной деятельности (2-й сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий и др.) оказали большое влияние на развитие физиологии, медицины, психологии и педагогики. В 20-30-х гг. неоднократно выступал (в письмах к руководству страны) против произвола, насилия и подавления свободы мысли.

Портрет академика А.Н. Северцова. 19343 г. Государственная Третьяковская галерея
Справка: Северцов Алексей Николаевич (1866-1936), российский биолог, основоположник эволюционной морфологии животных, создатель научной школы, академик АН СССР (1925; академик РАН с 1920), академик АН Украины (1925). Сын Н. А. Северцова. Труды по проблемам эволюционной морфологии и установлению закономерностей эволюционного процесса. Автор теории филэмбриогенеза.
Портрет Л.Н. Толстого. 1907 г. Музе Л.Н. Толстого. Москва
Портрет художников А.Д. и П.Д. Кориных. 1930 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет И.М. Нестеровой, жены художника. Холст, масло. Кисловодский художественный музей Н.А. Ярошенко
Автопортрет. 1928 г. Государственная Третьяковская галерея
Портрет хирурга С.С. Юдина. 1935 г. Государственная Третьяковская галерея
˜Справка: Юдин Сергей Сергеевич (1891-1954), российский хирург, академик АМН (1944). Впервые (1930) произвел переливание трупной крови человека. Труды по хирургии желудка и пищевода, неотложной и военно-полевой хирургии, анестезиологии. Ленинская премия (1962, посмертно), Государственная премия СССР (1942, 1948).
Портрет хирурга С.С. Юдина. 1933 г. Государственный Русский музей
Портрет О.М. Нестеровой - дочери художника. 1906 г. Государственный Русский музей

Рождественский Василий Васильеви


Рождественский Василий Васильевич (1884-1963), российский живописец. Член «Бубнового валета». Тонкие по цвету эмоциональные пейзажи, натюрморты, жанровые сцены.

Колхозная путина на Белом море. Лов сёмги. 1937-1948 гг. Холст, масло. Фрагмент. Собрание Н.И. Рождественской
Средняя Азия. Джидда. утро. 1929 г. Холст, масло. 84,5х66,5. Государственный Русский музей
Беломорье. Белая ночь. Нижм-озеро. 1932 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Беломорье. Морошковое болото. 1938 г. Холст, масло. Собрание Н.И. Рождественской
Беломорье. Пурнемское озеро. 1932 г. Холст, масло. Собрание Н.И. Рождественской
Беломорье. Крестьянка в старинном штофнике. 1931 г. Бумага, акварель, карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Белая ночь на Пурнемском озере
Север. Река Пинега
Беломорье. Нижм-озеро. Зима. 1930 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Крымский пейзаж. 1923 г. Холст, масло. Собрание Н.И. Рождественской

Северная деревня. Белая ночь
Карусель. 1911 г. 1923 г. Холст, масло. Собрание Н.И. Рождественской
Узбекский чай. 1926 г. Холст, масло. Государственный Русский музей
Таджикистан. Утро. 1929 г. Холст, масло. Собрание Н.И. Рождественской
Поморье. Сумский посад. 1928 г. Холст, масло. Собственность Н.Н. Третьякова
Сумский посад. Старая мельница. 1928 г. Холст, масло. Государственный Русский музей