воскресенье, 20 апреля 2008 г.
суббота, 19 апреля 2008 г.
Аркадий Александрович Пластов (1893-1972)
Пластов, Аркадий Александрович - живописец и график. Родился в с.Прислониха Симбирской губернии. Учился в Строгановском училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914--1917) у С.М. Волнухина (посещал также занятия А.Е. Архипова, А.М. Корина, А.С. Степанова). В 1920-1930-х гг. работал преимущественно над плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. В более поздних работах развивал традиции пленэрно-жанровой живописи в духе мастеров Союза русских художников. Автор портретов и картин, изображавших труд и быт земляков ("Колхозное стадо", 1938, Екатерининский музей изобразительных искусств; "Фашист пролетел", 1942; "Сенокос" и Жатва, обе - 1945, все последние - ГТГ). Ленинская премия за цикл картин "Люди колхозной деревни" (1951-1965). Автор иллюстраций к произведениям Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей. Действительный член Академии художеств СССР (1947). Народный художник СССР (1962). Его работы имеются также в Государственном Русском музее, Киевском музее русского искусства, Волгограда, Екатеринбурга, Иркутска, Калуги, Н. Новгорода, Н. Тагила, Новокузнецка, Перми, Ростова, Твери, Ульяновска, Челябинска, Одессы.
"...убей меня гром, коли на свете ещё кто-нибудь так играл! Проведёт, бывало, по струнам сміыком - и вздрогнет у тебя сердце, проведёт ещё раз - и замрёт оно, слушая, а он играет и улыбается. И плясать, и смеяться хотелось в одно время слушая его."
"...убей меня гром, коли на свете ещё кто-нибудь так играл! Проведёт, бывало, по струнам сміыком - и вздрогнет у тебя сердце, проведёт ещё раз - и замрёт оно, слушая, а он играет и улыбается. И плясать, и смеяться хотелось в одно время слушая его."
А.М. Горький
Лойко Зобар. Иллюстрация к рассказу "Макар Чудра"
Черевик заглянул в это время в дверь и, увидя дочь свою танцующую перед зеркалом, остановился. Долго глядел он, смеясь невиданному капризу девушки, которая, задумавшись, не примечала, казалось ничего; но когда же услышал знакомые звуки песни - жилки в нём зашевелились; гордо побоченившись, выступил он вперёд и пустился вприсядку...
Н. Гоголь
Иллюстрация к повести "Сорочинская ярмарка"
Ярлыки:
20 век,
Пластов,
русская школа
пятница, 18 апреля 2008 г.
четверг, 17 апреля 2008 г.
Фёдор Александрович Васильев
Васильев Федор Александрович [10 (22) февраля 1850, Гатчина — 6 октября 1873, Ялта], русский художник. Наряду с А. К. Саврасовым — один из основоположников лирического «пейзажа настроения» в русской живописи.
Выходец из семьи почтового служащего, учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в 1871 в Академии художеств; в 1866-67 работал под руководством И. И. Шишкина.
Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги.
Но не во внешних эффектах здесь суть. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Это — своего рода натурные сны о России, выдерживающие сопоставление с пейзажными мотивами И. С. Тургенева или А. А. Фета.
Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Но дни его уже сочтены.
Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Роковая болезнь, сливаясь с впечатлениями от южной природы, которая предстает у него не праздничной, но отчужденно-тревожной, придает его живописи еще большую драматическую напряженность. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Тонущая в дымке, написанная в мрачных коричневато-серых тонах горная дорога обретает тут потусторонний оттенок, подобие безысходной дороги в никуда.
Влияние искусства Васильева, усиленное трагизмом его ранней кончины, было весьма значительным. Романтическая традиция, окончательно отрешаясь от представлений о пейзаже как декоративном зрелище, достигла в его работах особой духовной содержательности, предвещающей искусство символизма и модерна, пейзаж чеховско-левитановской поры.
Выходец из семьи почтового служащего, учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в 1871 в Академии художеств; в 1866-67 работал под руководством И. И. Шишкина.
Выдающийся талант Васильева сложился рано и мощно в картинах, впечатляющих зрителя своим психологическим драматизмом. Замечательной «поэзией при натуральности впечатления» (по словам И. Н. Крамского, близкого друга Васильева, о коренном свойстве его творчества в целом) проникнута уже картина «Перед дождем» (1869, Третьяковская галерея). В 1870 путешествовал по Волге вместе с И. Е. Репиным, в результате появилась картина «Вид на Волге. Баржи» (1870, Русский музей) и другие работы, отмеченные тонкостью световоздушных эффектов, мастерством передачи речной и воздушной влаги.
Но не во внешних эффектах здесь суть. В произведениях Васильева природа, словно откликаясь на движения человеческой души, в полном смысле психологизируется, выражая сложную гамму чувств между отчаянием, надеждой и тихой грустью. Наиболее известны картины «Оттепель» (1871) и «Мокрый луг» (1872; обе в Третьяковской галерее), где постоянный интерес художника к переходным, неопределенно-зыбким состояниям натуры претворяется в образы озарения сквозь меланхолическую мглу. Это — своего рода натурные сны о России, выдерживающие сопоставление с пейзажными мотивами И. С. Тургенева или А. А. Фета.
Художник (судя по его переписке с Крамским) мечтает о создании каких-то невиданных произведений, о символических пейзажах-откровениях, которые могли бы исцелить человечество, отягощенное «преступными замыслами». Но дни его уже сочтены.
Заболев туберкулезом, он переселяется в 1871 в Ялту. Роковая болезнь, сливаясь с впечатлениями от южной природы, которая предстает у него не праздничной, но отчужденно-тревожной, придает его живописи еще большую драматическую напряженность. Тревожно и сумрачно самое значительное его полотно этого периода — «В Крымских горах» (1873, Третьяковская галерея). Тонущая в дымке, написанная в мрачных коричневато-серых тонах горная дорога обретает тут потусторонний оттенок, подобие безысходной дороги в никуда.
Влияние искусства Васильева, усиленное трагизмом его ранней кончины, было весьма значительным. Романтическая традиция, окончательно отрешаясь от представлений о пейзаже как декоративном зрелище, достигла в его работах особой духовной содержательности, предвещающей искусство символизма и модерна, пейзаж чеховско-левитановской поры.
Вид на Волге. Барки. 1870 г. Холст, масло. 67х105. Государственный Русский музей
Картина написана во время совместного пребывания Васильева и И.Е. Репина на Волге. Репин в это время работал над "Бурлаками". За картины "Вид на Волге" и "Приближение грозы" в 1872 г. Васильев Ф.А. получил звание художника 1-й степени по пейзажной живописи.
Другие работы художника:
Фёдор Александрович Васильев (продолжение)
Фёдор Александрович Васильев (продолжение 2)
Ярлыки:
ВАСИЛЬЕВ Ф.А.,
ГРМ,
ГТГ,
Киев,
Киров,
Красноярск,
пейзажист,
русская школа,
Смоленск
среда, 16 апреля 2008 г.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)