среда, 16 июля 2008 г.

А.П. Рябушкин (1861-1904) (продолжение)

Старая Москва. Акварель, белила, карандаш. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Потешные Петра I в кружале. 1892 г. ГТГ.

Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в

его государевой комнате. 1893 г.

«Сидение царя с боярами» — заседание боярской Думы, правительственного органа феодальной Руси, в состав которого входили назначаемые самим царем представители высшей боярской знати и наряду с ними «жалованные за заслуги» неродовитые дворяне. Боярская Дума не ограничивала самодержавной власти царя. Она созывалась самим царем для совета при решении законодательных или спорных административных вопросов; большую роль Дума играла в развитии дипломатических отношений.

Одно из таких «сидений» царя с боярами в палатах Кремлевского дворца представлено на картине. Внушительно-торжественный вид и чинные позы бояр не мешали разгораться жарким спорам, начинавшимся с утра и затягивавшимся иногда до позднего вечера.

Другие работы

А.П. Рябушкин (1861-1904)


А.П. Рябушкин (1861-1904) (продолжение)

вторник, 15 июля 2008 г.

Художник Ю.Иванов: портреты драматургов


ЕВРИПИД (480—406 гг. до н. э.)
Младший современник Софокла Еврипид — третий из драматургов эпохи расцвета древнегреческого театра. В «Поэтике» Аристотеля приводится высказывание Софокла: «Я изображаю людей такими, какими они должны быть, а Еврипид такими, какие они есть». Человек у Еврипида показан со всеми его поступками, хорошими и дурными. Используя мифологические сюжеты, Еврипид объясняет их по-своему. Судьбами его героев управляет не могучий рок, а слепой случай. Создавая трагические ситуации, он раскрывает душевный мир людей, их страдания, сомнения, порывы. В его трагедиях показаны сцены безумия, болезни. смерть, траурные церемонии. Аристотель назвал Еврипида «трагичнейшим из трагиков». Он не создает идеал, а выводит на сцену живых людей. Еврипид усложнил сюжетное построение пьес, ввел второстепенные персонажи. Содержание пьесы часто выражается в прологе. Большее значение приобретает музыка, монологи, словесные состязания двух героев, значение хора уменьшается. В языке персонажей присутствуют выражения, взятые из повседневной жизни. Еврипид усиливает бытовой элемент, вводит комедийные персонажи и ситуации. Еврипидом написано (предположительно) от 75 до 92 пьес. Полностью сохранились 17 трагедий. Среди них «Медея», «Геракл», «Андромаха», «Ифигения в Тавриде», «Электра», «Елена», «Ипполит». «Гекуба», «Вакханки» и другие. Смелое обращение с мифологией, реалистичность в изображении жизни — эти черты творчества Еврипида не всегда воспринимались современниками, и при жизни он не имел успеха.
В дальнейшем творчество Еврипида оказало влияние на всю мировую драматургию. На основе его трагедий создавали пьесы Расин («Федра», «Андромаха»), Гете («Ифигения в Тавриде»), Шиллер («Мессинская невеста») и другие.

МОЛЬЕР (1622—1673)
Жан Батист Поклен (театральная фамилия Мольер) во шел в историю театра как основоположник французской комедии, проложивший путь, которым шли комедиографь последующих поколений во всем мире. Опираясь на традиции народного театра (фарс, комедия дель арте), Мольер создал новый жанр «высокой комедии», в котором показал образы огромного обобщения, острой характерности и социальной значимости. Высокообразованный человек, талантливый актер и режиссер, он в совершенстве знал законы сцены, понимал требования времени, смело и беспощадно высмеивал пороки в блестящих по форме комедиях. В своих героях Мольер подчеркивает одну основную черту. В развитии действия раскрывается характер персонажа, обретая все большую жизненную достоверность. Его комедии — это комедии характеров. Комические ситуации сменяются драматическими, а персонажи смешные — сложными, а порой и мрачными.
В своих комедиях Мольер высмеивал представителей самых разных слоев общества: здесь буржуа («Сганарель, или Мнимый рогоносец», «Школа жен», «Мещанин во дворянстве», «Проделки Скапена», «Мнимый больной», «Жорж Данден»), дворяне («Смешные жеманницы», «Дон-Жуан»), святоши («Тартюф»).
Великими комедиями Мольера стали «Тартюф», «Дон-Жуан», «Мизантроп». Обличая в «Дон-Жуане» разврат дворянства, Мольер создает сложный образ. Его Дон-Жуан — скептик, не верящий ни во что, подвергающий все анализу, издевающийся над общепринятыми нормами морали. Тартюф — ханжа и лицемер, под личиной благочестия скрывающий самые отвратительные пороки: жадность, сластолюбие, неблагодарность.
Большую роль в его комедиях играют персонажи из народа — слуги, служанки, дающие меткие и остроумные характеристики, а порой и высмеивающие господ. Сценичность пьес Мольера, блестящий диалог, острота сатиры, жизненность ситуаций, а главное значительность образов сделали их бессмертными.

ПЬЕР КОРНЕЛЬ (1606—1684)
Пьер Корнель вошел в историю театра как основоположник французского классицизма. Уже в первых своих комедиях драматург соблюдает основные принципы классицизма, так называемые три единства: единство действия (действие законченное, составляющее одно целое), времени (события происходят в течение 24 часов), места (события происходят в одном месте). Первой и само» значительной трагедией Корпеля стал «Сид». В ней выражен основной конфликт, типичный для французской трагедии XVII века. Повинуясь долгу семейной чести, Родриго убивает на поединке отца своей невесты Химены. Она требует у короля казни Родриго, которого любит. Чувство должно подчиниться долгу. Душевная драма не помешала Родриго выполнить долг перед родиной. Он разбивает войско мавров. Вмешательство короля приводит трагедию к благополучному концу.
В трагедии «Гораций» герой убивает свою сестру, полюбившую врага родины. Кроме названных, Корнель написал трагедии «Цинна», «Полиевкт», «Никомед», «Родогуна», «Ираклий», «Пертарит», «Эдип», «Тит и Береника», «Дон Санчо Арагонский» и восемь комедий.
Великолепный стихотворный язык Корнеля, благородство чувств, сила характеров героев сделали лучшие произведения драматурга украшением французской сцены.

КАРЛО ГОЦЦИ (1720—1806)
Младший современник Гольдони Карло Гоцци стал яростным противником его реформы и убежденным сторонником театра масок. Аристократ по происхождению, он упрекал Гольдони за его стремление выводить на сцену простых людей, критиковать аристократов. Гоцци создал свои лучшие произведения на основе комедии дель арте. Главным в театре он считал безграничность фантазии. Он создал свой жанр сказок для театра — фьяб. Первая из них — «Любовь к трем апельсинам», дошедшая до нас в виде сценария с авторскими пояснениями и стихотворными вставками, имела огромный успех. Гоцци написал десять фьяб: «Ворон», «Король-Олень», «Турандот», «Женщина-змея», «Зобеида», «Счастливые нищие», «Синее чудовище», «Зеленая птичка», «Дзеим, царь джиннов». В них действуют сказочные принцы и принцессы, персонажи комедии масок, происходят сказочные превращения. Часть из них представляла сатиру на противников Гоцци.
Помимо фьяб, Гоцци написал 23 трагикомедии в стиле испанских комедий «плаща и шпаги». В этом жанре драматург не имел того успеха, который сопутствовал его фьябам.
Романтические черты творчества Гоцци, его вера в высокие человеческие чувства — любовь, верность, дружбу, мужество в преодолении жизненных препятствий, безбрежность фантазии — причина того, что лучшие из фьяб -«Турандот», «Король-Олень», «Любовь к трем апельсинам» и другие — не утратили своего очарования и до наших дней. Близко современникам и отрицательное отношение Гоцци к буржуазному эгоизму, жадности, страсти к наживе. И хотя Гоцци не принимал идей просветителей и прогрессивных реформ Гольдонн, он занимает одно из первых мест в истории итальянского и европейского театра.

ИОГАНН-ВОЛЬФГАНГ ГЕТЕ (1749—1832)
Многогранность и сложность творчества Гете не позволяют отнести его к одному определенному направлению в искусстве. Поэт, писатель, драматург, мыслитель, он оставил след во всех областях культуры. Ф. Энгельс назвал его «величайшим немцем».
Театральная деятельность Гете продолжалась в течение всей его творческой жизни (более 60 лет). Им написаны пьесы разных жанров, отразившие близость к различным направлениям в процессе творческого развития. В ранние годы Гете был близок к движению «Бури и натиска». Драматурги этого направления воспевали мятежных, протестующих героев, находящихся в резком конфликте с обществом. Это отразилось в его исторических трагедиях «Гец фон Берлихинген» и «Эгмонт». Но в отличие от одиночек «Бури и натиска» Гете рисует героев, связанных с народом. Высшим образцом для Гете был Шекспир с его народностью и жизненной правдой. Мировоззрение Гете противоречиво. Утверждая устами Эгмонта: «Священна кровь, что льется за свободу»,— он оставался противником революции, сторонником феодальной монархии. Полное выражение взгляды Гете на театр нашли в период его деятельности в качестве премьер-министра Саксен-Веймарского герцогства и главы Веймарского театра. Близкий к идеям французских просветителей, Гете считал, что театр должен опираться на народное искусство, отражать реальную жизнь, учить и нравственно воспитывать зрителя. Гете был режиссером и воспитателем актеров. Им написаны «Правила для актеров». Жизнеутверждающее восприятие мира влекло Гете к античной культуре. В Веймаре были написаны драмы «Навзикая», «Ифигения в Тавриде», «Клаудина из Вилла Белла», «Эрвин и Эльмира» и трагедия «Торквато Тассо». Философские, эстетические, общественные и политические взгляды Гете отразились в его главном произведении — трагедии «Фауст», создававшийся в течение 60 лет. Прекрасным призывом звучат слова Фауста в эпилоге:
...Лишь тот достоин жизни и свободы.

Кто каждый день за них идет на бой!

ВИКТОР ГЮГО (1802—1885)
В историю театра Виктор Мари Гюго вошел как самый яркий представитель французского романтизма. Программой прогрессивных романтиков стало знаменитое предисловие к драме «Кромвель>, где сформулированы основные творческие принципы Гюго: соответствие современному развитию общества, действенность, контрастность, острота конфликта, отказ от классицистических условностей.
В пьесах Гюго сталкиваются деспотизм и стремление к свободе, человечность и жестокость. Положительные герои Гюго (как правило, люди из народа) наделены чертами высокого благородства, глубокими чувствами. В то же время драматург показывает «сильных мира сего» как носителей античеловечного, отрицательного начала.
Первой пьесой Гюго, поставленной на сцене, была драма «Марион Делорм». Постановка следующей, «Эрнани», стала победой романтического направления в театре. Тема «униженных и оскорбленных» отражена в драме «Король забавляется». «Лукреция Борджа», «Мария Тюдор», «Анджело» — во всех этих пьесах Гюго остается верен своей основной теме, утверждая право человека на свободу, счастье, протестуя против любых форм деспотизма. Понимание свободы у Гюго идеалистично, но в своих драмах он раскрывает ценность человеческой личности. Гюго много сделал для развития языка французской драмы, приблизил его к народной речи.
Гюго остался до -конца жизни верен своим гуманистическим идеалам. Его лучшие пьесы не утратили своих достоинств до наших дней. Великие актеры создавали незабываемые образы в драмах Гюго.

ГЕНРИК ИБСЕН (1828—1906)
Творчество великого норвежского драматурга и театрального деятеля Генрика Ибсена, охватывающее вторую половину XIX века, оказало влияние на развитие реалистической драматургии и театральной культуры, явилось вершиной критического реализма в- западноевропейском театральном искусстве.
В первый период творчества (1852—1857 гг.) Ибсен создал романтические драмы «Фру Ингер из Эстрота», «Ночь на Св. Ханса», «Воители в Хельголанде» и другие. Наиболее значительна национально-историческая драма «Борьба за престол».
В следующий период (1865—1866 гг.) были написаны философские драмы «Бранд» и «Пер Гюнт».
Наиболее остро социальная тема выражена в пьесах «Столпы общества» и «Враг народа», где звучит критика порочных основ буржуазного общества. Тема освобождения личности, распада буржуазной семьи и морали отражена в пьесах «Кукольный дом» и «Привидения».
В завершающем периоде (1880—1890-е гг.) Ибсен пишет драмы «Дикая утка», «Росмерхольм», «Женщина с моря», «Гедда Габлер», «Строитель Сольнесс», «Йун Габриэль Боркман», «Маленький Эйольф», сочетая в них логический анализ с системой символов. Последнее произведение Ибсена— «Когда мы, мертвые, пробуждаемся», в котором осуждается антигуманное, лишенное общественного значения искусство.

понедельник, 14 июля 2008 г.

Илья Ефимович Репин (продолжение)

Царевна Софья через год после заключения её в Новодевичий монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году. 1879 г. Холст, масло. 201,8х145,3 см. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Эта первая, написанная художником на историческую тему картина демонстрировалась на седьмой передвижной выставке. Многие, в том числе и В.В. Стасов, привыкнув к Илье Ефимовичу Репину как к выдающемуся жанристу, восприняли полотно как что-то абсолютно неожиданное и несвойственное дарованию Репина. Зато И.Н. Крамской увидел в картине новый, следующий шаг вперед в развитии молодого мастера. Глава передвижников писал: «После «Бурлаков» это наиболее значительное произведение». Подобная противоречивость оценок объясняется тем, что произведение рождалось на сложном сплаве чувств и впечатлений автора. Несомненно одно: живописца заставило обратиться к истории не увлечение стариной, а же­лание глубже понять современность, не проводя параллелей. Репин прекрасно сознавал, что Софья выступила противницей Петра, прогрессивного преобразователя России. Но, с другой стороны, художник считал, что в лице стрельцов за Софьей шел народ, что в стрелецком движении отразилось широкое недовольство подавленной массы России. Характерно, что для образа Софьи ему позировала В. С. Серова, вдова известного композитора, популярная пианист­ка — исполнительница и активная общественная деятельница, участвовавшая во многих предприятиях вплоть до создания сельскохозяйственных «коммун» -колоний.
Не ждали. 1881 г. ГТГ.
Эту картину Репин писал исключительно с натуры. Летом 1883 г. Репины жили на даче под Петербургом. Там-то и была у него эта светлая комната с дверью выходящей на балкон, в которой и развивается действие новой картины.
Позировали родственники: тёща, жена, бочь брата Стасова, мальчик Серёжа Костычев и старшая дочь Репина - Вера. Даже дверь на картине открывала горничная Репиных - Надя. Репин четыре раза переписывал голову входящего
пушкин на Лицейском экзамене. 1911 г. Всесоюзный музей А.С. пушкина
Пётр I ведёт кавалерию в атаку. 1883 г. Рисунок карандашом. ГТГ

Другие работы Репина:

Илья Ефимович Репин (продолжение)

Илья Репин (продолжение)

Илья Репин (продолжение)

Илья Репин (продолжение)

Репин - портрет архитектора Хлобощина

РЕПИН Илья Ефимович - русский художник - продолжение.

РЕПИН Илья Ефимович - русский художник - продолжение.

РЕПИН Илья Ефимович: портреты членов семьи, современников

Илья РЕПИН: портреты современников

РЕПИН Илья Ефимович - русский художник

Работы художников -однофамильцев: Соколовы

СОКОЛОВ Павел Петрович (1826 - 1905) - русский художник.
В 50-60-х гг. XIX в. выполнил серию иллюстраций к "Капитанской дочке" (наиболее полная публикация их - 22 тонированных иллюстрации на отдельных листах - в издании Детгиза 1937 г.).
Первой книжной публикацией его работ стало издание "Капитанской дочки", осуществленное в 1891 г. в Москве В.Г.Готье (12 ил. на отдельных листах). Тогда было отпечатано 1100 нумерованных экземпляров, из них с 1 по 100 - с особыми оттисками. Рисунки П.Соколова гравировал на меди французкий художник, работавший в России, Альфонс Ламот. Приобретенные впоследствии великим князем Владимиром Александровичем, гравюры были показаны на выставке к столетию А.С.Пушкина.
П.П. Соколов (1826-1905): иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Рисунок, карандаш. 1850-е гг. Литературный музей института русской литературы.
Лиза
Ну вот у праздника! Ну вот вам и потеха!
Однако нет, теперь уж не до смеха;
В глазах темно, и замерла душа;
Грех не беда, молва не хороша.
Действие I, явление 5.
П.П. Соколов (1826-1905): иллюстрация к комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума". Гравюра на дереве. 1866 г. Частное собрание.
Фамусов
То флейта слышится, то будто фортепьяно
Действие I, явление 2


Соколов М.Г.
М.Г. Соколов (1875-1951). Ленин в Смольном в Октябрьские дни. Акварель. Государственный музей Революции СССР
М.Г. Соколов (1875-1951). Арест Временного правительства (1917). 1930 г. Центральный музей революции


Соколов Василий Васильевич (род. 1915), советский художник, лауреат Сталинской премии, под руководством Йогансона участвовал в работе над картиной "Выступление В.И. Ленина на III съезде Комсомола"
В.В. Соколов. Род. 1915 г. Родная армия
В.В. Соколов (род. 1915) Костры походные
В.В. Соколов (род. 1915). Государственный Русский музей


Соколов Алексей Константинович (род. 1922). Портрет писателя Ю.М. Нагибина. 1971 г. Холст, масло. ГРМ Выставка "Наш современник"

воскресенье, 13 июля 2008 г.

Алексей Михайлович Корин (1865-1923)

Корин Алексей Михайлович (1865-1923). Живописец-жанрист, пейзажист, автор ряда портретов, писал интерьеры. Учился в Московском училище живописи ваяния и зодчества (1884-89). Учился у В.Г. Перова и И.М. Пряшникова. По окончании был удостоен большой серебряной медали. Впоследствии в этом училище преподавал. С 1891 участвовал в передвижных выставках.
Член ТПХВ с 1895 г. Участвовал в передвижных выставках с 1891 г. до свое смерти. Картины А.М. Корина приобретались П.М.Третьяковым для своего собрания. Экспонент Всемирной выставки в Париже в 1900. Работы А.М. Корина хранятся в ГТГ, ГРМ, других музейных и частных собраниях.
Опять провалился. 1891 г. Калужский областной художественный музей
За книгой. 1900 ш. Дальневосточный художественный музей (Хабаровск)

Художник А.М. Корин (1865-1923). «Больной художник». Исполнено в 1892 году. Государственная Третьяковская галерея

Любитель. 1897 г. Государственный Русский музей

пятница, 11 июля 2008 г.

Владимир Донатович Орловский

Владимир Донатович Орловский родился в Киеве, где в городской гимназии получил первые уроки рисования. Во время учебы в Академии художеств (1861—1868) молодой В. Орловский побывал во многих местах европейской России: в Крыму, Киевской и Таврической губерниях, Москве, Финляндии. За этюды и ученические работы академист получил две серебряных и малую золотую медали. На конкурсную программу выпускник Академии представил три крымских пейзажа, принесших ему большую золотую медаль, звание классного художника первой степени и трехлетнюю командировку в Европу. Художник изучал музеи и писал во Франции, Швейцарии, Италии.
По возвращении из-за границы много работает, путешествует по России, привозя из поездок зарисовки, этюды, картины. С 1874 года В. Орловский — академик, а с 1878 — профессор пейзажной живописи и член совета Академии художеств. Его полотна с видами окрестностей Петербурга, Малороссии, средней России и Северного Кавказа — желанные гости на отечественных и международных выставках. Много внимания В.Д. Орловский уделял развитию изобразительного искусства в стране. Особое участие — в становлении художественного образования в Киеве. Его творения представлены в наши дни во многих музеях, являя любителям живописи высокие образцы русского пейзажа второй половины XIX века.
Хата в лесу. 1870-1880 гг. Киевский Государственный музей Украинского искусства
Пейзаж с тополями
Украинский пейзаж. 1882 г. Воронежский областной музей изобразительных искусств
Хаты в летний день. Киевский Государственный музей Украинского искусства
Берёзовая роща. 1886 г. Государственный музей искусств Азербайджанской ССР

четверг, 10 июля 2008 г.

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович - русский художник-маринист (продолжение)

Наварийский бой. 1848 г. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Взятие турецкой корчмы русскими матросами. Государственный музей Грузинской ССР (Тбилиси)
Морской бой. Холст, масло. Государственный музей Грузинской ССР (Тбилиси)
Чесменский бой. 1848 г. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Бой в Хиосском проливе. 1848 г. Холст, масло. 195х185. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Корабль "Мария" во время шторма. 1892 г. Холст, масло. 212х339. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Бой брига "Меркурий с турецкими судами. 1892 г. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского
Бриг "Меркурий" после победы над двумя турецкими линейными кораблями встречается с русской эскадрой. 1848 г. Холст, масло. 123х190. ГРМ - Государственный Русский музей

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович - русский художник-маринист (продолжение)


АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович - русский художник-маринист (продолжение)

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович - русский художник-маринист (продолжение)

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович - русский художник-маринист (продолжение)

АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович - русский художник-маринист- 2


АЙВАЗОВСКИЙ Иван Константинович - русский художник-маринист

Сергей Васильевич Иванов

Царь. 16 век. 1902 г. ГТГ - Государственная Третьяковская галерея
Митинг 18 октября 1905 г. (1905 г.) ГТГ
Беглый. 1886 г. ГТГ
В господском доме.
Агитатор в вагоне. 1886 г. Государственный музей Революции СССР
Едут! Карательный отряд. ГТГ
На стройке. Серпуховский историко-художественный музей
Расстрел. 1906 г. Государственный музей Революции СССР
Приезд иностранцев в Москву 17-го столетия (эскиз картины 1901 г.) Акварель, белила, уголь. ГТГ
Бурлак. Рисунок пером. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина