пятница, 8 января 2010 г.

А.П. Ацманчук (род. 1922 г.) - «Солдат мира», «Дан приказ ...»

Александр Павлович Ацманчук 08.09.1923 - 1974 Участник Великой Отечественной войны. Живописец. Закончил Одесское художественное училище. В 1953-1957 гг. преподавал там же. Его произведения находятся в Национальном художественном музее Украины.

Дипломная работа в ВАХ (руководитель М.И. Авилов) - "В День Военно-морского флота", оценка - отлично. Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника живописи.

Художник А.П. Ацманчук Русская школа. «Дан приказ ...»

Художник А.П. Ацманчук (род. 1922 г.). Русская школа. «Солдат мира». 1964-1965.

четверг, 7 января 2010 г.

А.А. Горская - «Санитарная комиссия»


Художник А.А. Горская. Русская школа. «Санитарная комиссия».

К сожалению на открытке не указаны более точные данные о художнице, но возможно эта работа принадлежит Горской Алле Александровне.

Андрей Афанасьевич Егоров (1878 -1954) - «Ратуша в Курессаре»

Заслуженный деятель искусств Эстонии.
Учился в Рисовальной школе ОПХ (1898-1901) и Академии художеств в Петербурге (с 1902) у И.Е. Репина, у Д.Н. Кардовского. За картину «В деревне» получил звание художника в 1909 г. Жил в Петрограде и Таллине. Был членом Общества им. А.И. Куинджи (с 1911 г.).
Писал преимущественно пейзажи. Участник выставок с 1907 г., экспонировался с «Товариществом художников». Персональная выставка Егорова А.А. прошла в Таллине в 1948 г. Работы художника находятся в ГТГ, Государственном Таллиннском художественном музее, в Тартуском художественном музее.

Художник Андрей Афанасьевич Егоров (02.07.1878 - 30.01.1954). Русская школа. «Ратуша в Курессаре». 

Иван Васильевич Евстигнеев (1899-1967) - «На подступах к Москве»


Художник И.В. Евстигнеев (1899-1967). Русская школа. «На подступах к Москве». 1963 г. 

Епифанов (род. 1900) - Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама»

Епифанов Геннадий Дмитриевич (1900, Ростов – 1985, Ленинград) Советский график, мастер иллюстрации, заслуженный деятель искусств РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР, профессор Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Посещал живописную студию А.И. Звонилкина (1883 – 1937), профессионального художника
и прекрасного педагога, ученика Коровина по Строгановскому училищу.

С 1925 года учится в Высшем государственном художественно-техническом институте
в Ленинграде, сначала на живописном факультете у Петрова-Водкина, а потом
на графическом у Митрохина, Конашевича, Кругликовой, Шиллинговского.

По окончании института «в первых номерах» сотрудничает с многочисленными издательствами.

Епифанов – участник международных выставок во Франции, Чехословакии, Греции, Турции, Дании, Норвегии, Финляндии. В СССР в 1932 – 1940 годах состоялось 9 коллективных выставок, на которых были представлены работы мастера.

В 1941 – 1945 годах художник работает в «Боевом карандаше», трудится над оформлением интерьеров и созданием экспозиции Военно-медицинского музея.

Важной частью творческого наследия Епифанова являются его натурные работы, исполненные кистью, пером, карандашом, иногда слегка приукрашенные акварелью.

В послевоенные годы Епифанов возвращается к искусству иллюстрации. Альбом гравюр «Ленинград. Виды города» (1953) закрепляет за ним славу «певца старого Петербурга».

Художник Епифанов (род. 1900). Русская школа. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Пиковая дама». 1966 г. Гравюра на дереве

Борис Дмитриевич Григорьев - «Кусочек ярмарки в Генгане. Бретань»

Большую часть своей жизни Б. Д. Григорьев был знаменит, десятки его работ охотно покупали коллекционеры и музеи России, Франции, Америки, Чили, Чехии и других стран. Он имел за рубежом славу "артиста линии", "великого русского художника", благодаря своему колоссальному трудолюбию и работоспособности. В 1926 г. в эмиграции Григорьев писал о себе: "Сейчас я первый мастер на свете ... Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости" (из письма поэту В. В. Каменскому).

Он учился в СХПУ в Москве (1900-07) и в Высшем художественном училище при АХ в Петербурге (1907-13). Его учителями были А. Е. Архипов, Д. А. Щербиновский, А. А. Киселев и Д. Н. Кардовский. Именно Щербиновский и Кардовский поразили воображение молодого человека виртуозным владением линией и, по сути, воспитали в нем отношение к рисунку и линии как основе любого произведения, как самоценному жанру. Во всем остальном стремления молодого Григорьева расходились с академической школой. Уже в 1909 г. он входил в возглавляемую Н. И. Кульбиным Студию импрессионистов - объединение молодых художников, творчески близких к футуристам.

Известность в России пришла к Григорьеву после участия (начиная с 1913 г.) в выставках объединения "Мир искусства", на которых экспонировались его рисунки, сделанные во время кратковременных поездок в Париж в 1911 и 1913 гг. Творческий и праздничный дух этого города вдохновил его на создание нескольких тысяч рисунков, на ежедневный исступленный труд, когда время отмечается только стирающимися карандашами, а каждый шаг приносит новый сюжет. Консьержки, клоунессы, гарсоны, обыватели - вереница типажей непарадного Парижа создает в этих листах законченный в своем роде образ города, увиденного под определенным углом зрения. "Intimite" ("интимность", франц.) - так назвал художник большую серию парижских рисунков. Созданные как бы на одном дыхании, они научили руку художника беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры.

Мастерство, с которым были выполнены эти рисунки, никого не оставило равнодушным. Искусствоведы в те годы откликнулись статьями на появление нового таланта. Так, Н. Н. Пунин назвал графику Григорьева "парадоксами в пространстве и на плоскостях, нежными, ироническими и блестящими", но уже тогда он отметил слабые стороны личности художника: "...до идеи, до мысли, до настоящего чувства никогда не поднимается".

В 1917-18 гг. Григорьев создает цикл "Расея", где сама тема русской деревни в послереволюционной России обнаружила в Григорьеве художника мыслящего, однако мыслящего "глубоко и разрушительно" (А. А. Блок). Все рисунки и картины маслом этого цикла выполнены в окрестностях Петрограда и Олонецкой губернии. Как и в парижской серии, образы людей - крестьян, детей, стариков - создаются виртуозными линиями, которые придают композициям красоту и притягательность, но они же, будучи предельно правдивыми в гротескной беспощадности, сообщают формам почти циничную деконструктивность.

Художник любил разнообразные формы и явления жизни, которые препарировал красивой графической линией, заставляя натуру насыщать своей силой "шедеврики" (выражение Григорьева) художника. Крестьяне на картинах "Деревня", "Земля народная", "Олонецкий дед", "Старуха с коровой", "Девочка с бидоном" в упор глядят на зрителя из давящего пространства композиций. В их глазах немой вопрос, упрек и даже угроза. Это галерея типов русской деревни, как ее понимала большая часть столичной артистической интеллигенции, к которой принадлежал художник и для которой новый цикл явился откровением. театр, - и монументальный, и гротескный, и реальный, и условный.

Внутренняя сила М. Горького восхищала Григорьева. Он создавал его портрет, работая с упоением, до изнеможения. В почти квадратном устойчивом пространстве холста писатель изображен в окружении героев его произведений. Горький считал эту работу лучшим своим портретом.

В 1919 г. Григорьев уехал из России. Его путь лежал через Финляндию в Германию, Францию, Америку. В 1927 г. он был приглашен в Чили на должность профессора Академии художеств; правда, из-за правительственного переворота приглашение было отменено, но в 1936 г. последовало вновь. В 1927 г. художник построил дом во Франции, недалеко от Ниццы, где в 1930 г., вернувшись из длительной поездки по Латинской Америки было логическим продолжением цикла "Расея" стала галерея портретов русской интеллигенции. Художник писал их на родине и в эмиграции. Ему охотно позировали многие видные деятели русской культуры, ученые, политики: В. Э. Мейерхольд (1916), М. В. Добужинский (1917), Ф. И. Шаляпин (1918, 1921-22), Л. Шестов (1921), Е. К. Брешко-Брешковская (1921), М. Горький (1926), С. А. Есенин (1921), А. Ф. Керенский (1924), С. В. Рахманинов (1930), актеры МХАТа (1923) и др.

В этой галерее наиболее известны два портрета - В. Э. Мейерхольда и М. Горького. Мейерхольд, театральный режиссер-новатор, чья эксцентричная система создания образа строилась на гротеске, выразительности жеста, силуэта, антуража, был в этом близок художнику; даже само позирование для портрета Мейерхольд превратил в творческий процесс. Причудливо изломанный силуэт фигуры режиссера, очень точно передающий его пластику, - результат поисков в рисунках, которых Григорьев всегда делал великое множество для каждого портрета. В этом портрете ему удалось дать образ неоднозначный, как сам Америке, трудился над большой картиной "Лики мира", посвятив ее Лиге Наций, Позднее это полотно было приобретено столицей Чехословакии. Созданное Григорьевым за двадцать лет эмиграции исследователями пока не изучено, а оно во много раз превышает число работ, исполненных им на родине.

Незадолго до смерти художник закончил последний автопортрет, как бы поставив точку в замечательной серии портретов российской интеллигенции, чьи судьбы после Октября 1917 г. сложились столь по-разному.

Художник Б.Д. Григорьев (1886-1939). Русская школа. «Кусочек ярмарки в Генгане. Бретань». 1914 г. Государственная Третьяковская галерея

среда, 6 января 2010 г.

В.Г. Гремитских (род. 1916 г.) - «На Московском фестивале»

Владимир Георгиевич Гремитских родился 14.12.1916 г. в Новониколаевске (Новосибирск).
С 1932 по 1936 год учился в Московском художественном училище памяти 1905 года у К.К. Зефирова, затем у М. Соколова.
С 1936 по 1942 год (с перерывом на фронт) учился в Московском художественном институте им. Сурикова у П. Покаржевского, В.В. Почиталова и С.В. Герасимова, по мастерской которого и закончил институт.
И.Э. Грабарь и С.В. Герасимов выделяли В. Гремитских как одного из наиболее талантливых студентов на курсе.
С 1945 г. В.Г. Гремитских член СХ РСФСР.
С этого же года он постоянный участник московских, республиканских и всесоюзных выставок.
Удостоин дипломов МОСХ РСФСР и МГО ХФ РСФСР.
Произведения В.Г. Гремитских находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Государственном музее обороны Москвы, в Самарском, Брянском и Башкирском художественных музеях, в историко-художественном музее г. Стаханова, в Республиканском выставочном зале в Йошкар-Оле, в художественном музее г. Находка, в картинной галерее г. Сальска, а также в Магнитогорске, Астрахани, Орле, Белгороде и Ярославле.
Многие работы В.Г. Гремитских украшают частные коллекциии в России и за рубежом (практически во всех странах Европы, а также в США, Канаде, Японии и Южной Корее).
Когда в 1994г. в Москву приезжал тогдашний вице-президент США А.Гор, по просьбе американской стороны его апартаменты были оформлены 14 работами В.Г.Гремитских и 2 работами А.Ф.Токаревой. Картины художника также продавались на аукционах Cristies и Bonhams в Лондоне.
Владимир Георгиевич Гремитских умер 02.08.1991 г. в Москве.

Художник В.Г. Гремитских (род. 1916 г.) Русская школа. «На Московском фестивале». 1959 г. Художественная выставка "Советская Россия". 1960 г.

Михаил Григорьевич Греку (22.11.1916 - 1999) - «Проводы»


Художник  М.Г. Греку (22.11.1916 - 1999). Молдавская живопись. «Проводы».

Ладо (Владимир) Давидович Гудиашвили (18.03.1896 - 1980) - «Поражение царя облаков»


Художник  В. Д. Гудиашвили (18.03.1896 - 1980). Грузинская живопись. «Поражение царя облаков» (Грузинская сказка).
"Засверкали клинки кинжалов, началась битва над морем, над горами, среди облаков..."

Григорий Андреевич Гончаров (1913–2001) - «А.В. Кольцов в Донских степях»

Гончаров Григорий Андреевич (13(26).01.1913–28.08.2001), живописец, член Союза художников (1950). Почётный гражданин г. Россошь. Участник Великой Отечественной войны. Уроженец слободы Россошь Острогожского уезда Воронежской губернии. Отслужив в Красной Армии, с 1937 г. работал художником-оформителем в Воронеже и занимался в изостудии, где его учителем был известный воронежский художник А. А. Бучкури. Впоследствии Г. И. Гончаров учился заочно в Московской изостудии Центрального Дома народного творчества в классах И. Грабаря и К. Юона. В Воронеж вернулся в 1946 г. Г. А. Гончаров был участником многих республиканских и областных выставок. Большое внимание в своём творчестве он уделял сюжетам из истории воронежского края. В 1950–60-е гг. для него основным жанром стала тематическая картина. Создание народного хора им. Пятницкого, всенародный подвиг в Великой Отечественной войне, труд и быт современного колхозного села нашли отражение в его работах. Художник посвящал свои полотна поэтам, музыкантам и другим деятелям края, особеннно его интересовали темы, связанные с жизнью поэтов А. Кольцова и И. Никитина. Городу Россоши он передал в дар более ста полотен. Целый зал отвели в местном музее картинам художника-земляка.

Художник Г.А. Гончаров (13(26).01.1913–28.08.2001). Русская школа. «А.В. Кольцов в Донских степях». 1907г.

В.А. Голике (1802-1848).. «Фрукты и цветы»

Василий Александрович (Вильгельм-Август) Голике начинал свой путь в живописи, как начинали его большинство средневековых художников, учеником-исполнителем в мастерской английского портретиста Дж. Доу, приглашенного для создания в Зимнем дворце галереи портретов генералов — участников войны 1812 года. Напряженная работа во время выполнения данного заказа императорского двора, несмотря на то, что "подмастерья" работали над копиями портретов подготавливаемых самим Доу, явилась для молодого художника хорошей школой. После отъезда мэтра на родину В. Голике некоторое время учился в Академии художеств (в 1832 г. получил звание свободного художника живописи портретной), все же остальное время своей не слишком продолжительной жизни писал портреты, жанровые и даже батальные сцены.

Среди его заказчиков были члены императорской фамилии и известные общественные деятели. Его работы имеются в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музеях Нижнего Тагила, Ростова-на-Дону, Ташкента.

Художник В.А. Голике (1802-1848). Русская школа. «Фрукты и цветы». 1832 г. Государственный Русский музей

вторник, 5 января 2010 г.

Г.И. Гуркин(1870-1937) - «Хан-Алтай»

Гуркин Григорий Иванович

русский художник, литератор и политический деятель, мастер пейзажа, один из первых художников-профессионалов среди коренных народов Сибири.

Родился 12 (24) января 1870 в селении Улала (ныне Горно-Алтайск), в семье кустаря-седельника из древнего рода «чорос» (позднее имя рода, прибавленное к фамилии, составило его артистический псевдоним). С 1878 учился в школе Алтайской духовной миссии, затем около 15 лет работал иконописцем в Улале, а затем в Бийске. Первая попытка его поступления в петербургскую Академию художеств (1897) оказалась неудачной, но зато он получил возможность заниматься в мастерской И.И.Шишкина, а в 1899 был зачислен в Академию вольнослушателем. В 1905 вернулся на родину. Первая персональная выставка в Томске (1907) принесла ему славу первого пейзажиста Сибири. Жил преимущественно в своем доме-мастерской в селе Анос на р. Катунь, часто путешествуя по Алтаю и наезжая в разные сибирские города для устройства выставок.

В своем творчестве соединил традицию эпического пейзажа Шишкина с веяниями модерна. Писал горные и лесные виды родного края, исполненные величавой природной первозданности (Хан-Алтай, 1907, Художественный музей, Томск; Корона Катуни, 1910, там же; Озеро горных духов, 1910, Художественная галерея, Красноярск). Часто изображал реликты языческой древности, составляющие органическое родство с ландшафтом (Могила шамана, 1900-е годы; Жертвенник, 1909; оба – в Республиканском краеведческом музее, Горно-Алтайск). Публиковал стихи в прозе (Алтай и Катунь, напечатанное в качестве предисловия к каталогу томской выставки 1915; и др.), а также этнографические очерки в газетах «Алтай», «Жизнь Алтая» и «Сибирская жизнь».

В 1917–1919 возглавлял Горную думу, пытавшую наладить местное самоуправление и обеспечить национальное равноправие алтайцев. Спасаясь от ареста, выехал за пределы России и в 1919–1925 жил в Монголии и Туве. Вернувшись, активно включился в местную культурную жизнь, став членом общества «Новая Сибирь» (с 1926) и в том же году приняв участие в двух всесоюзных экспозициях в Москве, в том числе в 8-й выставке АХРР. Преподавал в художественной школе в Улале (Ойрот-Туре), иллюстрировал первые книги, в том числе учебники, изданные на алтайском (ойротском) языке, продолжал плодотворно работать как живописец. Однако в период «большого террора» Гуркину припомнили его «буржуазный национализм», и 11 октября 1937 мастер был расстрелян как «враг народа». Посмертно реабилитирован (1956). Наиболее полное собрание его работ хранится в Республиканском краеведческом музее имени А.В.Анохина (Горно-Алтайск).

Художник Г.И. Гуркин(12.01.1870-12.10.1937). Русская школа. «Хан-Алтай». 1907г. Томский областной краеведческий музей

Адольф Самойлович Гугель(03.07.1915 - 1999 ) - «Натюрморт»

(1915, Вена – 1999)
Советский художник. Заслуженный деятель искусств Белоруссии. Член БСХ с 1946 года.
В 1938 году окончил Витебское художественное училище. Учился у Л.Лейтмана, И.Ахремчика.
Участник художественных выставок с 1943 года. Работал в станковой живописи в жанрах пейзажа, портрета, натюрморта.
Его произведения находятся в Национальном художественном музее Белоруссии, фондах БСХ, музее современного изобразительного искусства в Минске, Могилевском областном художественном музее имени П.Масленикова.

Художник Адольф Самойлович Гугель(03.07.1915 - 1999 ). Русская школа. «Натюрморт».

А.А. Гусаревич (род. 1908 г.) - «В мае»


Художник Александр Александрович Гусаревич (род. 1908 г.). Русская школа. «В мае».

Т. Грасис (род. 1925 г.) - «В помощь соседям».


Художник Т. Грасис (род. 1925 г.) (Грасс Тенис Давидович??) . Латышская живопись. «В помощь соседям». 1961 г. Всесоюзная художественная выставка. 1961 г.

В.А. Громыко (род. 1923 ) - Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы»


Художник Виктор Александрович Громыко (род. 1923 ). Русская школа. Иллюстрация к стихотворению Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы».
"Дети, я вам расскажу про Мазая.
Каждое лето домой приезжая,
Я по неделе гощу у него.
Нравится мне деревенька его:
Вся тонет в зелёных садах:
Домики в ней на высоких столбах".

понедельник, 4 января 2010 г.

И.М. Грабовский (08.03.1878-1922) -«Его Рабочее Величество Пролетарий Всероссийский»

Грабовский Иван Михайлович (08.03.1878 - 1922).
Живописец, рисовальщик. Пейзажист, жанрист, маринист. Учился в Академии художеств у И.Е.Репина и П.П.Чистякова c 1902 г. по 1909 г. В 1909 г. дано звание художника за картину "Снег выпал".
Член и экспонент объединений: «Товарищество независимых», «Общество им. А.И.Куинджи» и др. Участник Международной выставки в Венеции. Известен сатирическими рисунками в журналах «Пулемет» (1905, обложка со знаменитым рисунком «Его Величество Пролетарий Всероссийский»), «Нива», «Лукоморье», «Солнце России» и др. Работал в манере гротеска, прекрасно владел контурным рисунком.
Произведения хранятся в Государственном Русском музее, многих других музеях России, Украины.

Художник Иван Михайлович Грабовский (08.03.1878-1922). Русская школа. «Его Рабочее Величество Пролетарий Всероссийский». 1905 г. Рисунок помещён в журнале "Пулемёт", №2, 1905 г.

Давид Пейсахович Генин (род. 1912)- «На мосту»

(1912, Витебск – 1971, Москва)
Русский советский художник-акварелист, мастер индустриального пейзажа. Член правления Союза художников СССР, член Президиума МОСХа (с 1966 года), член Московского выставкома.
В 1928 году поступил на полиграфическое отделение Витебского художественного техникума. По окончании техникума работал в Госиздате Белоруссии.
Во время Великой Отечественной войны был начальником управления искусств Куйбышевской области.
В 1944 году был назначен управляющим Дирекцией выставок и панорам Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР, поселился в Москве.
В 1946 году во время посещения усадьбы Поленово Генин познакомился с жившим и работавшим там в то время выдающимся пейзажистом П.Крыловым, «благословившим» коллегу на работу акварелью.
Прибегая к популярной в советском искусстве военного и послевоенного времени форме графической станковой серии, Генин создаёт циклы акварелей «Москва» (1947), «Рижское взморье» (конец 40-х), «Волжская сюита» (1951), «Кавказ» (1952), «Новый Минск» (1953), «Пейзажи Белоруссии» (1954). С 1955 года художник начинает самую большую в его творчестве работу над серией акварелей «Пути-дороги», воспевающей движение транспорта на улицах Москвы и в Подмосковье. Следующий цикл – «На земле, в небесах и на море», с 1956 года – развивает тему «Путей-дорог». Последняя серия – «Дороги, ведущие в Москву» – была создана Гениным в 60-е годы.
Большинство работ Генина можно назвать «динамическим пейзажем», отражающим, подобно капле, всё море современности.

Художник Давид Пейсахович (Павлович) Генин (род. 1912). Русская школа. «На мосту».

Ксения Дмитриевна Горовых (род. 07.03.1928) - «На целине»


Художник Ксения Дмитриевна Горовых (род. 07.03.1928). Русская школа. «На целине».

Альдона Антано Грицюнайте (род. 1929 г.) - «Урожай»


Художник Альдона Антано Грицюнайте (род. 1929 г.). Литовская живопись. «Урожай». 1961 г. Всесоюзная художественная выставка. 1961 г.

Леонард Александрович Гусев (род. 1929 г.) - «Юные рыболовы»


Художник Леонард Александрович Гусев (род. 1929 г.). Русская школа. «Юные рыболовы». 1955 г.

суббота, 2 января 2010 г.

Владимир Илларионович Гапошкин (1907-1961) - «Бухта на Чёрном море»


Художник Владимир Илларионович Гапошкин (1907-1961). Русская школа. «Бухта на Чёрном море».

Тарас Гурьевич Гапоненко (1906-1993) - «На птичьем городке»

Советский живописец, народный художник РСФСР (1968), член-корреспондент АХ СССР (1954). Учился в Москве во Вхутемасе-Вхутеине (1924-30). Член ОМАХРР (1928-29), АХРР (1929-31), РАПХ (1931-32). Произведения Гапоненко посвящены главным образом жизни колхозной деревни ("Выход колхозниц на работу", 1933, Третьяковская галерея; "В птичьем городке", 1959-60, Русский музей, Ленинград). Картина "На обед к матерям" (1935, Третьяковская галерея) сыграла значительную роль в развитии советской жанровой живописи. Гапоненко - автор драматичной картины "После изгнания фашистских оккупантов" (1943-46, Третьяковская галерея; Государственная премия СССР, 1947)
Художник Т.Г. Гапоненко (род. 1906 г.), Русская школа. «На птичьем городке». 1959 г. Всесоюзная художественная выставка. 1961 г. Государственный Русский музей

Алексей Леонидович Гландин (род. 1922 г.)


Художник А.Л. Гландин. Русская школа. «Песня о Родине». Дипломная работа в ВАХ - "Песня о Родине", оценка - отлично. 1957 г.

Художник А.Л. Гландин (род. 1922 г.) Русская школа. «Трудовые люди Кузбасса». 1960-1961 г. Всесоюзная художественная выставка. 1961 г.

Наталья Сергеевна Гончарова (1883-1962) - «Павлин под ярким солнцем»

Родилась в селе Нечаево Тульской области в 1881 г. Умерла в Париже в 1962 г.
Гончарова начинала учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурном отделении, и лишь около 1905 года стала заниматься живописью. В 1900 г. Гончарова познакомилась с Михаилом Ларионовым, который стал ее мужем и художественным единомышленником. Вместе с ним художница стояла у истоков самых авангардных художественных объединений, например, «Бубнового валета». Гончарова и Ларионов были организаторами выставок «Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Мишень». Вместе они участвовали во многих выставках в России и Европе, например, в 1912 г. в выставке мюнхенского "Синего всадника". Гончарова – одна из самых известных художниц русского авангарда. В 1900-1910-е годы она пережила увлечение импрессионизмом, постимпрессионизмом, кубизмом и футуризмом, но наиболее полно выразила себя в примитивизме. Источником вдохновения для художницы стал русский изобразительный фольклор – лубок, яркость цвета и пластическая выразительность которого воплотились в монументальности произведений Гончаровой. В 1915 году по приглашению Дягилева Гончарова приехала в Париж для оформления спектаклей русских балетных сезонов и осталась во Франции до конца своей жизни. В парижский период, не оставляя живопись, она интенсивно работает как художник театра.

Художник Н.С. Гончарова (1883-1962). Русская школа. «Павлин под ярким солнцем» ("Стиль египетский"). Холст, масло. 129х124 Государственная Третьяковская галерея

четверг, 31 декабря 2009 г.

Владимир Яковлевич Гончар (род. 1927 г.) - «Сквозь тайгу»


Художник Владимир Яковлевич Гончар (род. 1927 г.). Русская школа. «Сквозь тайгу». 1957 г.

Григорий Сергеевич Галкин (1924) - «У строителей дороги»

График, живописец, художник монументально-декоративного искусства (роспись, мозаика). Род. 6 марта 1924 г. в с. Германовка Харьковской обл. Инвалид Великой Отечественной войны. Закончил ХГХИ (1947-51), где обучался у Д.Шавыкина, С.Беседина. Член ХО СХУ с 1958. Участник республиканских, всесоюзных и международных выставок с 1951. Персональные выставки: Харьков -1974; Мариуполь -1975; с. Печенеги (Харьков, обл.) -1975.

Художник Григорий Сергеевич Галкин (1924). Русская школа. «У строителей дороги». 1957 г.

Надежда Вячеславовна Голубец (род. 11.09.1895) - «Розы»


Художник Надежда Вячеславовна Голубец (род. 11.09.1895). Русская школа. «Розы».

Габашвили Георгий (Гиго) Иванович 21.11.1862 - 28.10.1936

Грузинский живописец, крупнейший представитель грузинского реалистического искусства 2-й половины XIX - начала XX веков, народный художник Грузинской ССР (1929 г.). Один из основателей и профессоров Академии художеств в Тбилиси (1922 г.).

Родился 9 (21) ноября 1862 года в Тифлисе. Учился в петербургской Академии художеств (1886-1888 гг; вольнослушатель в батальном классе Б. П. Виллевальде) и в мюнхенской Академии художеств (1894-97 гг.). Создал яркую галерею портретов-типов горожан и крестьян ("Три горожанина", 1893; "Спящий хевсур", 1898; "Пьяный хевсур", 1899; "Курд", между 1903 и 1909), в которых сочетаются бытовая сочность с чертами монументальности. Картины народной жизни находят отражение в многофигурных сюжетных композициях Габашвили: "Базар в Самарканде" (варианты 1894, 1895, 1896, 1897), "Бассейн Диван-беги в Бухаре" (1897), "Алавердоба" ("Храмовый праздник"; 1899). Габашвили писал также портреты (И. Чавчавадзе, между 1903-05; Н. Николадзе, 1926; и др.), пейзажи, натюрморты. Все названные произведения Габашвили - в Музее искусств Грузии.

Умер в Цихисдзири (Грузия) 28 октября 1936 года.

Художник Г.И. Габашвили (1862-1936) «Хевсуры. На храмовом празднике» (Алавердоба). Государственный музей искусств Грузинской ССР

Художник Г.И. Габашвили (1862-1936). «Курд-всадник»  Государственный музей искусств Грузинской ССР

среда, 30 декабря 2009 г.

Л.Г. Гельмашин (род. 1913) - «Электричество - колхознику»


Художник Л.Г. Гельмашин (род. 1913). Русская школа. «Электричество - колхознику». 1951 г.

Кирилл Антонович Горбунов (1822 - 20.11.1893) - «Портрет В.Г. Белинского»

Из семьи дворового крепостного человека помещицы Владыкиной. В 1834 г. отправлен в Москву для обучения ремеслу. Здесь, в доме Владыкиных, встречается с В.Г. Белинским, сыгравшим большую роль в его судьбе.

Первоначальное художественное образование получил в Московском художественном классе под руководством братьев Добровольских, Дурнова и Рабуса. Окончив Московский художественный класс (1836—1840), К. Горбунов по рекомендации Н.В. Гоголя едет в СПб и становится вольноприходящим воспитанником Академии художеств (1840—1846), где занимается под руководством К.П. Брюллова. Именно Брюллов совместно с В.А. Жуковским, В.Ф. Одоевским и М.Ф. Орловым (директором худ. класса) добились получения К.А. Горбуновым «вольной» в 1841 г. В апреле того же года поступает в Академию Художеств, занимается у К.П. Брюллова. В 1846 г. получил звание свободного (неклассного) художника. В 1851 г., в возрасте 29 лет, за портрет профессора А.Т. Маркова получил звание Академика портретной живописи.

Работал преимущественно как портретист. Создал портреты В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.П. Огарева, Т.Н. Грановского, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.В. Станкевича, М.С. Щепкина, А.В. Кольцова, В.П. Боткина, И.И. Панаева, В.Ф. Одоевского, П.В. Анненкова, М.А. Бакунина и многих других.

Преподавал живопись в Смольном институте, в Александровском училище и частных учебных заведениях. В эти годы написаны: «Цыганка», «Возвращение с полевых работ», портреты Петра I, Александра II, Александра III.

Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве, Александровского собора в Вятке, церкви Знамения в Царском селе. Основные работы хранятся в Русском музее и Государственной Третьяковской галерее.

Художник Кирилл Антонович Горбунов (1822 - 20.11.1893). Русская школа. «Портрет В.Г. Белинского».1838 г.

Евгений Ильич Голихин (род. 1926 г.) - «В партизаны»


Художник Евгений Ильич Голихин (род. 1926 г.). Русская школа. «В партизаны».

Гиневский Аркадий Осипович (07.02.1903 - 23.10.1958) -«Натюрморт с гранатами», «Ока»


Художник Гиневский Аркадий Осипович (07.02.1903 - 23.10.1958). Русская школа. «Натюрморт с гранатами».

Художник Гиневский Аркадий Осипович (07.02.1903 - 23.10.1958). Русская школа. «Ока»

вторник, 29 декабря 2009 г.

Гермашев (Бубелло) Михаил Маркианович (13.08.1867-1930) -. «Снег выпал»

Имевший широкий успех у почтенной публики Михаил Маркианович Гермашев (Бубело) окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Известность приносят художнику его пейзажи уже в конце XIX века. Его картину "Снег выпал", получившую первую премию Московского общества любителей художеств в 1897 году, приобрел П.М. Третьяков. Среди других известных картин пейзажиста, которые можно лицезреть в музеях страны, следует назвать: "Серый день" (1894), "Незамерзшая речка" (1898), "Дождливый день" (1902), "К весне" (1912). Работы М.М. Гермашева, отличавшиеся высоким мастерством исполнения, привлекали своей красотой и потому пользовались большим спросом у солидных любителей пейзажной живописи. Художник напряженно работал, активно участвовал в многочисленных в те времена московских и петербургских выставках, включая выставки академические и Товарищества передвижных художественных выставок. Его зимние и весенние пейзажи средней России встречали теплый прием зрителей и положительные отзывы критиков. Высокое мастерство М.М. Гермашева способствовало тому, что и в эмиграции (в 1920 году он поселился в Париже) художник не затерялся. Более того, он, возможно, и не подозревая об этом, пропагандировал красоты покинутой родины, ибо его написанные в 1920-е годы во Франции пейзажи русской природы были чрезвычайно популярными среди французов и многочисленных туристов из многих стран мира, которые охотно покупали картины М.М. Гермашева. И в наше время работы художника продолжают радовать и восхищать тех почитателей изобразительного искусства, которым выпадает случай повстречаться с ними.

Художник Гермашев (Бубелло) Михаил Маркианович (13.08.1867-1930). Русская школа. «Снег выпал». Государственная Третьяковская галерея

Николай Петрович Глущенко (1901-1977) - «Киевская осень»

Родился 17.09.1901 г. в Новомосковске Днепропетровской обл., умер 31.10.1977 г. в Киеве. Занимался в Школе-студии Ганса Балушека в Берлине. В 1920-24 гг. учился в Берлинской высшей школе изобразительных искусств. В 1925 г. переехал в Париж, где испытал влияние французских импрессионистов: К. Моне, Э. Дега, А. Матисса, Ван Гога. Создал портреты Ромена Ролана и Анри Барбюса и др.; оформил советский павильон Лионской ярмарки. К началу 1930-х годов творческий облик Н. Глущенко окончательно сформировался, он выступил как талантливый мастер с собственным оригинальным лицом. Его живописи присуща импрессионистичность, тонкое ощущение декоративной выразительности цвета и свобода выражения. В 1934 году художник совершил творческую поездку в Испанию на Балерские острова и Майорку. В 1936 году возвратился в Москву, а в 1944 году переехал в Киев. Н. Глущенко работал в различных живописных жанрах, но излюбленной его темой был пейзаж. Такова, например, ранняя серия «Берлинские этюды» (1939), циклы документальных пейзажей послевоенного Киева (1944), картины: «Март на Днепре» (1947), «Киевская осень» (1950), «Оттепель» (1956), «Зимнее солнце» (1956), «Весна в Карпатах» (1957), «Весна под Киевом» (1961), «Майский цвет» (1971), «Май», «Солнце на море» (1974), циклы пейзажей из путешествий по Италии, Франции, Бельгии, Швейцарии и многие другие. Более тридцати лет искусство Николая Петровича Глущенко было непосредственно связано с Украиной. Чарующая красота родной земли, труд людей – были постоянным и мощным источником его вдохновения. Множество картин, этюдов, рисунков посвятил он родной природе, ее чарующей неповторимой красоте. Его труд был по достоинству оценен и признан. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени, имел звание Народного художника Украины и Народного художника СССР, был лауреатом Гос. премии им. Т.Г. Шевченко. Картины мастера находятся во многих украинских и зарубежных музеях и частных коллекциях. В 1970-е годы художник увлекался техникой монотипии и создал в ней целый ряд прекрасных цветочных натюрмортов. Данное произведение стоит в ряду подобных работ этого цикла. Букет цветов написан в обобщенной, яркой и декоративной манере. Это живая натурная зарисовка, превращенная волшебной кистью художника в красочный музыкальный аккорд. Произведение представляет высокую музейно-художественную и коллекционную ценность

Художник Н.П. Глущенко (1901-1977). Русская школа. «Киевская осень».

В.С. Гурин (род.1913 г.) - «Полдень на Волге»


Художник В.С. Гурин (род.1913 г.). Русская школа. «Полдень на Волге». 1955 г. Чувашская государственная художественная галерея

Степан Кузьмич Гвоздев (1910-1958)

Гвоздев Степан (Сергей?) Кузьмич (25.09.1910 - 03.12.1958)Родился в с.Суетиха Иркутской области. C 1929 по 1933 гг. учился в Государственной студии-мастерской у И.Л.Копылова и Иркутском изопедтехникуме у Н.В.Шабалина. Член СХ СССР с 1939 г. В 1933 г. работал учителем рисования в железнодорожной школе на ст.Борзя Читинской области.

Художник С.К. Гвоздев (1910-1958). Русская школа. «На Ангаре»
 
Художник С.К. Гвоздев (1910-1958). Русская школа. Байкал. Скала «Чёртов палец». 1952 г.

понедельник, 28 декабря 2009 г.

Алексей Александрович Широков (1923) - «В семье»


Художник А.А. Широков (1923). Русская школа. «В семье». Дипломная работа в ВАХ, оценка - хорошо. Обучение проходило на живописном факультете, присвоена квалификация художника живописи.

Шовкуненко Алексей Алексеевич - «Сирень и тюльпаны»

Родился в Херсоне. В 1908 учился в ОХУ, в 1917 – в Петербургской АХ (у В. Савицкого). В 1913 – 1919 принимал участие в выставках ТЮРХ, в 1924 – 1929 – член О-ва художников им. К. Костанди. С 1926 преподавал в Одесском политехникуме изобразительных искусств, с 1929 – в ОХИ (с 1935 – профессор), в 1936 – 1965 – в КХИ. Народный художник СССР с 1944, действительный член АХ СССР с 1947. Лауреат Государственной премии Украины им. Т. Шевченко (1970). Жил и работал в Киеве.

Художник А.А. Шовкуненко (22.03.1884 - 1974). Русская школа. «Сирень и тюльпаны».

Михаил Никитич Шипулин (род. 1905 г.) - «Эскиз декорации к опере "Фауст" Ш.Гуно»


Художник Михаил Никитич Шипулин (род. 1905 г.). Русская школа, Таджикистан.  «Эскиз декорации к опере "Фауст" Ш.Гуно».

Александр Иванович Шаталов (1926 - 1973) - «Братская ГЭС строится»


Художник А.И. Шаталов (род.1926 г.). Русская школа. «Братская ГЭС строится». 1959 г.

Сарых Гусейн оглы Шариф-Заде (род.5.12.1912) - «Озеро Гёк-Гель»


Художник Сарых Гусейн оглы Шариф-Заде (род.5.12.1912). Азербайджанская живопись. «Озеро Гёк-Гель».

четверг, 24 декабря 2009 г.

С.М. Шор - «Узбечки»


Художник С.М. Шор. Русская школа. «Узбечки». Первая выставка эстампа московских художников

А.Н. Шильдер (1861-1919) - «Далёкий горизонт»


Художник А.Н. Шильдер (1861-1919). Русская школа. «Далёкий горизонт». Холст, масло. 71,2х106,7. Костромской областной музей изобразительного искусства

среда, 23 декабря 2009 г.

Г.С. Шелманов - «У телевизора. Новая передача»


Художник Г.С. Шелманов. Русская школа. «У телевизора. Новая передача».