среда, 19 декабря 2012 г.

Праздник святого Николая - художник Ян Стен

Ян Стен (1626-1679). Праздник святого Николая. Исполнено в 1665-1668 гг. Холст, масло 82 х 70,5 см. Государственный музей Амстердама
Из журнала "Великие музеи мира" № 8 "Государственный музей. Амстердам": 
Праздник Санта-Клауса является составной частью нидерландского фольклора, однако он довольно редко отображался в жанровой живописи. Скорее всего, художники искали собственные сюжеты не столько среди собственного окружения, или в жизни общества, к которому они принадлежали, сколько в творчестве других художников. Только так можно объяснить многочисленные повторения тем жанровых сцен, имевших коммерческий успех. Праздник отмечается до сих пор в день святого Николая Чудотворца, 5 декабря, и сопровождается преподношением детям маленьких подарков (большей частью, сладостей), по крайней мере, тем, кто вел себя хорошо: вечером малыши ставят свой башмачок у камина, ожидая утром найти в нем подарок, принесенный ночью Санта-Клаусом. Во времена Стена все происходило почти так же, как и сейчас. Это можно угадать по счастливым лицам двух детей в центре, с подарками в руках, и по плачущему личику мальчика, стоящего слева, который за свое плохое поведение получил только розги в свой башмак. Но бабушка, стоящая в глубине сцены, подзывает его, потому что, возможно, припрятала подарок также и для него. Мир детей и семейных отношений, со стариками и внуками, находит у Стена внимательную интерпретацию, уважительную и занимательную. Сладости со специями и традиционным голландским печеньем, выложенным на стуле, составляют натюрморт на первом плане справа.
Даниэла Тарабра

вторник, 18 декабря 2012 г.

Джованни Паоло Панини (Пьяченца 1691 - 1765 Рим)

GIOVANNI PAOLO PANINI (PIACENZA 1691 - 1765 ROME). AN ARCHITECTURAL CAPRICCIO OF ROMAN RUINS AND THE STATUE OF MARCUS AURELIUS ON HORSEBACK WITH A SOLDIER RETURNING, OTHER SOLDIERS AND FIGURES NEARBY. 1730. Oil on canvas.99.4 by 135cm - 
 Джованни Паоло Панини (Пьяченца 1691 - 1765 Рим). Архитектурное  Каприччио: римские руины и статуя Марка Аврелия на коне, солдаты и другие фигуры поблизости. Исполнено в 1730 году. Холст, масло. 99.4 от 135см

GIOVANNI PAOLO PANINI (PIACENZA 1691 - 1765 ROME). AN ARCHITECTURAL CAPRICCIO WITH FIGURES AT A BALCONY AND BATHERS IN A POOL NEARBY. Oil on canvas.73 by 98 cm - 
Джованни Паоло Панини (Пьяченца 1691 - 1765 Рим). Архитектурное каприччио с фигурами на балконе и купальщики в бассейн поблизости. Холст, масло. 73, 98 см

GIOVANNI PAOLO PANINI (PIACENZA 1691 - 1765 ROME). ROME, A VIEW OF ST. PETER'S BASILICA AND ST. PETER'S SQUARE IN THE VATICAN WITH AN AMBASSADORIAL PROCESSION AND FIGURES PROMENADING. Oil on canvas.74.2 by 99.2 cm - 
Джованни Паоло Панини (Пьяченца 1691-1765 Рим). Рим площадь св.  Петра  и собор. На  площади в Ватикане шествие послов и другие люди на  прогулке. Холст, масло. 74,2 на 99,2 см

понедельник, 17 декабря 2012 г.

В краю непуганых птиц на рисунках Константина Сергеевича Соколова (26.05.1945— 26.03.1990)

Русский Север, его неповторимая красота и очарование издавна привлекали к себе всех, кто любит природу далекого русского Поморья — края непуганых птиц.
Но эта красота не могла скрыть от автора общественных противоречий и социального неравенства, раздирающих Север, как и всю дореволюционную Россию.
«Невольно приходит в голову,— с горечью восклицает автор в начале своего путешествия,— неужели и тут имущественное неравенство, зависть, злоба, самолюбие...»
Вслед за автором художник тонко и поэтично вводит нас в жизнь и суровый быт поморов, в мир нищеты и горя, в мир доброго, мужественного и трудолюбивого народа.

1. Мне казалось удобнее ознакомиться с этим краем, если поселиться где-нибудь в деревне в центре его и отсюда уже ездить на лодке на юг или на север. Как раз посредине длины Выг-озера, на одном из его бесчисленных островов, есть деревенька Карельский остров. Вот ее-то я и избрал своим пристанищем. Этот план был одобрен и дедом рыбаком, у которого я ночевал перед поездкой по Выг-озеру.
— Женки едут на Карельский, они тебя и отвезут,— сказал мне старик.

2. Беднота тут страшная. Вид угнетающий. На этом острове даже леса нет, — только вода да камень; у каменистого берега виднеется десятка два лодок, сушатся сети на козлах, и между ними копошится человек в лохмотьях; прибавить сюда группу почерневших от дождя и ветра изб, изгородей, кучу елей, скрывающих часовню,— вот и вся картина. Невольно приходит в голову: неужели и тут имущественное неравенство, зависть, злоба, самолюбие...

3. И на Карельском острове есть и богатые и бедные люди; об этом можно заключить уже по внешнему виду изб. Вот большая, прекрасная изба, а рядом с ней — жалкая, похожая на кучку дров, избушка с полуразрушенной крышей. Общего между этими избами только их бросающаяся в глаза оригинальная северная архитектура. Под одной кровлей здесь укрыты и жилище человека и все хозяйственные дворы.

4. Ранней весной, при разливе рек, когда бывают еще и морозы, бурлаки откатывают баграми лес с берегов рек и озер в воду. Целый день они мокнут, бывает даже выкупаются в холодной, только что растаявшей воде. Вечером, часов в десять, собираются кучками в лесу, разводят костры и, тесно прижавшись друг к другу, щелкают зубами до утра. Утром — «черт в зорю не бьет» — часа в четыре нужно уже быть на работе. Когда лес в воде, они его должны провожать.

5. Пойманную рыбу тут же и чистят. Садятся старые, матерые люди и женки где-нибудь на угреве и пластуют щук. Вычищенную рыбу солят и складывают в кадки. Заедет «богач», как здесь называют всякого торговца, и скупит всю эту вешную рыбу, если не заедет, то ее высушат на солнце и продадут после. Олончанин — большой любитель этой сушеной рыбы.

6. Но вот подул ветерок, рыба ушла в глубину, коровы выдоены, лошади найдены. Едут домой, но по дороге непременно нужно осмотреть сиговые сети.

7. Мало-помалу время движется к лету, и работа следующих дней не походит на вчерашнюю. Подходит листобросница — пора, совершенно незнакомая хозяевам средней и южной России. Женщины едут на лодках на тот же Янь-остров, находят березовые лядинки и, пригибая нижние ветки, обрывают лист и складывают в лодки.

8. Выкосили «земное» сено. Теперь можно приняться за болотное. Болота находятся у самого острова, и потому можно переселиться домой. Раньше болота не делили, но теперь такая нужда стала, что и болота разделили. И это — на Севере, где на каждого отдельного человека приходится, вероятно, много сотен десятин леса и болот.
Начали рубить горбушами болотную траву, стоя по колено в воде.
О художнике можно прочитать здесь
См. таже:
В краю непуганых птиц на рисунках Константина Сергеевича Соколова (26.05.1945— 26.03.1990) - ОКОНЧАНИЕ

воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Сэр Томас Гейнсборо (1727-1788 )

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). A greyhound in a landscape. Oil on canvas. 88.3 x 69.3 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери - Лондон). Борзая на фоне ландшафта. Холст, масло. 88,3 х 69,3 см

Томас Гейнсборо. Дама в голубом 1770-1780 гг. Холст, масло 76 х 64 см
Из журнала "Великие музеи мира" № 3 "Эрмитаж. Санкт-Петербург":
В XVII и XVIII веках портрет был самым популярным жанром в Англии. Присутствие голландца Антониса ван Дейка послужило стимулом для английских художников, среди которых в XVIII веке выделяется Томас Гейнсборо, который, несмотря на призвание пейзажиста, посвятил себя жанру портрета. Картина «Дама в голубом» является одной из самых удачных работ, написанных в период расцвета его карьеры, в 80-е годы XVIII века. Образ дамы полон ощущением покоя и безмятежности, благодаря своим размерам. Фигура, вся играющая нежными небесными, розовыми, светло-коричневыми, белыми и серо-жемчужными тонами, занимает прямоугольную плоскость холста. Изящная поза этой элегантной дамы, которая придерживает шаль, соскальзывающую с плеч, подчеркивает ее утонченный, аристократический вид. Легкие и плавные мазки придают картине едва уловимое движение, создающее впечатление живого присутствия.
Поза дамы корректно воспроизводит «Венеру целомудренную», которая так восхищала англичан в итальянском искусстве во время путешествий Гранд Тур по Италии. Объемная напудренная прическа и чудесный цвет лица сделали портрет источником вдохновения для таких художников, как Сарджент, Цорн и Больдини.
Александра Фреголент
Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). A wooded landscape with a pond and a figure on a path. Oil on canvas. 31.1 x 36.8 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Вид лесистой местности с прудом и фигурой на дороге. Холст, масло. 31,1 х 36,8 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of John Shelley (1729-1790). Oil on canvas. 76.2 x 63.5 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Портрет Джона Шелли (1729-1790). Холст, масло. 76,2 х 63,5 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of Mr Coke, of Brookhill Hall. Oil on canvas. 92.1 x 71.1 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Портрет г-на Кокса, из Брукхилл холла. Холст, масло. 92,1 х 71,1 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of Samuel Foote (1720-1777). Oil on canvas. 74.9 X 62.2 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Портрет Сэмюэля Фута (1720-1777). Холст, масло. 74,9 х 62,2 см

Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Дети Маршам. Исполнено в 1787 г. Холст, масло 243 х 182 см. Берлинская картинная галерея
Из журнала "Великие музеи мира №10 "берлинская картинная галерея": Несмотря на историческое соперничество, существовавшее между ними, через некоторое время после похорон Гейнсборо Рейнолдс, в своих знаменитых «Речах» (фр.), признал величие художника и его «сильное интуитивное восприятие». Оба мастера пользовались признанием за свои художественные достижения, но Гейнсборо противопоставляет предметному и торжественному искусству мягкий и лирический художественный стиль, уходящий своими корнями во французский XVIII век. Хотя он сам считал пейзаж благоприятной для себя областью деятельности, в портретах Гейнсборо также достигает полного взаимопроникновения природы и мастерства, культуры и непосредственности. Безупречное искусство скрывается у него за, казалось бы, легким языком, который постепенно становится все более гибким и раскованным. В картине «Дети Маршам» призвание пейзажиста прекрасно соотносится с созданием портретов в полный рост и в натуральную величину детей одной богатой английской семьи. Даже самые требовательные вкусы публики, аристократии и малоземельного дворянства, были бы удовлетворены этим оригинальным и необычным сочетанием изображаемых людей и фона. Это сильно отличает искусство Гейнсборо от неподвижного официального портрета. Фигуры, обрамленные деревьями, трактуются живописцем так же, как и природа, и включаются в богатую композицию, которая характеризуется насыщенностью и цельностью.
Вильям Делло Руссо
Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of Sir Charles Gould. Oil on canvas. 228 x 152.5 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Портрет сэра Чарльза Гульда. Холст, масло. 228 х 152,5 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of Sir Francis Skipwith, 3rd Bt., (d.1778). Oil on canvas. 76.2 x 63.5 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Портрет сэра Фрэнсиса Скипвифа, 3-й баронета (ум.в 1778). Холст, масло. 76,2 х 63,5 см

Thomas Gainsborough (Sudbury 1727-1788 London). Portrait of an officer of the 1st Dragoon Guards, traditionally identified as Captain Philip Thicknesse. 1756. Oil on canvas. 64.1 x 55.9 cm - Томас Гейнсборо (1727-1788 Садбери Лондон). Портрет офицера 1-го полка гвардейских драгун, который традиционно определён как капитан Филипп Тикнесс. Исполнено в 1756 году. Холст, масло. 64,1 х 55,9 см

суббота, 15 декабря 2012 г.

Ещё несколько картин Николая Егоровича Сверчкова (1817-1898)

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). TROIKA AT SUNSET. Oil on canvas. 95 x145cm - Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Тройка на закате. Холст, масло. 95 x145cm

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). TROIKA RACING THROUGH THE SNOW. Oil on canvas. 58.5 x 49cm - Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Тройка скачет по снегу. Холст, масло. 58,5 х 49см

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). TSAR ALEXANDER III AND KAISER WILHELM IN A LANDAU. 1888. Oil on canvas. 72 x 124cm - Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Царь Александр III и кайзер Вильгельм в открытом экипаже. 1888 года. Холст, масло. 72 х 124см

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). A REST ON THE WAYSIDE. Oil on canvas. 56 X 93.5cm - Николай Егорович Сверчков (1817-1898).Отдых на обочине. Холст, масло. 56 X 93.5cm

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). DRAWING WATER FROM THE WELL. Oil on canvas - Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Вытаскивание воды из колодца. Холст, масло

пятница, 14 декабря 2012 г.

Париж XIX века на картинах итальянца Джузеппе Канеллы (1788 - 1847)

Giuseppe Canella (Verona 1788 - Firenze 1847). VIEW OF THE CLOCK TOWER AND THE FLOWER MARKET IN PARIS. Oil on panel. 20 x 25 cm. 1829 - Джузеппе Канелла (Верона 1788 - Флоренция 1847). Вид на башню с часами и Цветочный рынок в Париже. Дерево, масло. 20 х 25 см. Исполнено в 1829 г.

Giuseppe Canella (Verona 1788 - Florenze 1847). View of the church Saint Jean Sainte-Croix in Paris. Oil on panel. 22 x 31,5 cm. 1829 - Джузеппе Канелла (Верона 1788 - Флоренция 1847). Вид на церковь Сен-Жан Святого Креста в Париже. Дерево, масло. 22 х 31,5 см. Исполнено в 1829 г.

Giuseppe Canella (Verona 1788 - Florenze 1847). GRANDS BOULEVARDS, PARIS. Oil on canvas. 36 x 50 cm - Джузеппе Канелла (Верона 1788 - Флоренция 1847). Большой бульвар, Париж. Холст, масло. 36 х 50 см

Giuseppe Canella (Verona 1788 - Florenze 1847). PARIS, LE BOULEVARD MONTMARTRE. Oil on panel. 13,8 x 17,5 cm - Джузеппе Canella (Verona 1788 - 1847 Флоренция). Париж, Бульвар Монмартр. Дерево, масло. 13,8 х 17,5 см

среда, 12 декабря 2012 г.

Джованни Паоло Панини (1691 - 1765)

GIOVANNI PAOLO PANINI (PIACENZA 1691 - 1765 ROME). CAPRICCIO OF ROMAN MONUMENTS WITH THE COLOSSEUM AND ARCH OF CONSTANTINE. Вetail. Oil on canvas.73.7 by 97.8 cm - Джованни Паоло Панини (Пьяченца 1691 - 1765 Рим). Каприччо с римскими памятниками: Колизеем и Триумфальной аркой императора Константина. Фрагмент. Холст, масло. 73,7 на 97,8 см

GIOVANNI PAOLO PANINI (PIACENZA 1691 - 1765 ROME). CAPRICCIO OF ROMAN MONUMENTS WITH THE COLOSSEUM AND ARCH OF CONSTANTINE. Oil on canvas.73.7 by 97.8 cm - Джованни Паоло Панини (Пьяченца 1691 - 1765 Рим). Каприччо с римскими памятниками: Колизеем и Триумфальной аркой императора Константина. Холст, масло. 73,7 на 97,8 см

GIOVANNI PAOLO PANINI (PIACENZA 1691 - 1765 ROME). ROME, A VIEW OF THE PIAZZA AND PALAZZO DEL QUIRINALE WITH AN AMBASSADORIAL PROCESSION AND OTHER FIGURES. Oil on canvas.74.5 by 99 cm - Джованни Паоло Панини (Пьяченца 1691-1765 Рим). Рим, вид дворца на площадь и  шествие послов церки и другие фигуры. Холст, масло. 74,5 на 99 см

GIOVANNI PAOLO PANINI (PIACENZA 1691 - 1765 ROME). A CAPRICCIO VIEW OF ROME WITH ANCIENT RUINS AND THE FLAMINIAN OBELISK. Oil on canvas. 77.5 by 102.9 cm - Джованни Паоло Панини (Пьяченца 1691 - 1765 Рим). ВЗГЛЯД Каприччо Рима с древними руинами и обелиск Фламиния. Холст, масло. 77,5 на 102,9 см

Николай Егорович Сверчков (1817-1898).

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). HORSE'S HEAD. 1859. Oil on canvas - Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Голова лошади. Исполнено в 1859 году. Холст, масло

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). A DIFFICULT JOURNEY. Oil on canvas. 46 X 61cm - Николай Егорович Сверчков (1817-1898).Трудный путь. Холст, масло. 46 X 61 см

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). INTO THE BLIZZARD, 1873. Oil on canvas. 120.5 x 195 cm - Николай Егорович Сверчков (1817-1898). В метель. Исполнено в 1873 году. Холст, масло. 120,5 х 195 см

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). THE STORM. 1870. Oil on canvas. 56 x 38cm - Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Буран. Исполнено в 1870 году. Холст, масло. 56 х 38см

NIKOLAI EGOROVICH SVERCHKOV (1817-1898). THE WINTER HUNT, 1879.. Oil on canvas. 41 by 53.5 cm - Николай Егорович Сверчков (1817-1898). Зимняя охота. исполнено в 1879 году. Холст, масло. 41 на 53,5 см