пятница, 20 июня 2014 г.

Василий Фёдорович Тимм (1820-1895)

Художник В. Ф. Тимм (1820-1895). "Алжирка учит дитя ходить, заставляя идти за черепахой". Исполнено в 1855 г. Государственная Третьяковская галерея
 Из "Нового полного биографического словаря русских художников" Э.Г. Коновалова:

Тимм, Василий Фёдорович (Георг Вильгельм) (1820-1895) - живописец,рисовальщик, литограф. Родом из Лифтляндии.* Учился в Академии художеств (1834-1839) у Зауервейда. С 1843 по 1848 г. - пенсионер Академии художеств в Париже. В 1855 г. получил звание академика за акварели и рисунки, посвящённые обороне Севастополя ("Военная квартира", "Разведчики", "Портрет ополченца Ф.П. Матвееева,  все - 1850-е гг., ГРМ). Известен иллюстрациями и карикатурами для издававшегося им "Русского художественного листка". С 1867 г. жил и работал в Берлине как художник-керамист и живописец, получил звание профессора Прусской академии художеств. В Государственной Третьяковской галерее и Государственном Русском музее имеются также работы Тимма, исполненные маслом.

* сын губернатора Риги

Тимм В.Ф. (1820-1895) "Ворожея. Рисунок. Исполнен в 1844 г.

Тимм В.Ф. (1820-1895). - "Иван Иванович, говорят гора с горой не сходится..." Рисунок.

четверг, 19 июня 2014 г.

М.А. Суздальцев (1917-1998). «Навстречу жизни»

Художник М.А. Суздальцев (1917-1998). «Навстречу жизни» (А.М. Горький)

См. также:

Михаил Аркадьевич Суздальцев (род. 1917)

среда, 18 июня 2014 г.

Ласло Мишкольци (Laslo Misrolci). Утро в Сталинвароше

Художник Ласло Мишкольци (Laslo Misrolci). Утро в Сталинвароше  (Sztalinvarosi reggel)

вторник, 17 июня 2014 г.

«Малороссийская свадьба» - Акварель профессора И. Соколова


Иван Иванович Соколов (1823-1918) «Малороссийская свадьба»

Из журнала «Всемирная Иллюстрация» №131- 1871 г.:

«Малороссийская свадьба»
Акварель профессора И. Соколова. Из коллекции полковника Завадовского.

… Стоит взглянуть на картину, изображающую малороссийскую свадьбу, чтобы видеть непритворную радость пляшущих крестьянок с каким радушием паниматка (старуха), с чувством глубокого уважения подносит молодым стакан вина, с пожеланием им истинного счастья. Говоря, конечно, при этом слова: «пошлы Боже с неба, чого вам трэба».
В картине все лица типичны. Серьёзный контрабасист, сидя на старой бочке и дирижируя деревенским оркестром, внимательно наблюдает за верным совпадением ударного такта смычка со стуком металлических подков пляшущих.
Стоящий у стенки скрипач, с полусонными от усталости глазами, машинально водит смычком. Привыкшим попадать на струны, издающие знакомый родной звук честной кампании.
Хлопец (мальчик), играющий на второй скрипке, зорко следит за пляшущими молодыми крестьянками, обутыми в большие жёлтые чоботы (сапоги) с подковами и выделывающими затейливые па, которым позавидовали бы и примадонны нашей балетной группы. Сидящий на колоде Клым (Климент) с обнявшей, его женой*, оживлённый понюшкой из рожка, самодельно истёртой в макитре (крынке) тобаки и одушневлённый знакомыми ему задушевными музыкальными мотивами, при воспоминании о своих молодецких литах (годах), поднятием руки приветствует молодую чету. Припевая:

Гоп-чук Тэтяна,
Чорнобрыва кохана.

В стоящей возле него направо личности нельзя не узнать деревенского техника-кузнеца.
Сзади знаменосец из дальних заезжих гостей, окружённый весёлыми и болтливыми жинками (замужними женщинами), поёт:

Утны батьку, Орлэ сызый!
Нехай я заплачу.
Нехай свою Украину
Я ще раз побачу.
Нехай ще раз послухаю
Як те море грае,
Як дывчина пид вэрбою
Грыця заспивае.
Нехай ще раз усмихнэться
Сердце на чужбыни.
Пока ляже в чужу землю,
В чужий домовыми.

Таков уж по своей натуре малоросс, что даже с среди шумного веселья, но уже порядочно под хмельком. Всегда готов найти причину, о чём бы то ни было, погоревать.
Любопытные наймички (работницы) украдкой выглядывают из дверей избы.
Вообще, в этих группах. Всё натурально и дышет живой народностью, обличающей в художнике глубокое изучение нравов, образа жизни и обычаем наших благонравных малороссов, называемых, пожалуй, справедливо, заднепровскими итальянцами.

Последние годы проведение свадебных празднеств заметно изменились в лучшую сторону. Немалую роль в это играют старые народные обычаи, вроде выкупа невесты, каравая, вручаемого молодым и другие, которые пришлись кстати и в двадцать первом веке, а также новые приколы и развлечения. Организация свадеб превратилась в целую индустрию, которая предлагает не только музыку и выпивку, а целый комплекс вещей. Это не только платье и костюмы, но фейерверки, свадебная видео и фото съёмка, изготовление магнитиков на память гостям, веночков, цветочков "петличку". Ну и, конечно же, каждой молодой паре нужна свадебная казна, потому как гости преимущественно молодым дарят деньги, которые не помещаются в карманах жениха.

* Честно говоря, я не понял, как автор заметки в старом журнале, разглядел в усатом мужике жену "Климента". Возможно, уже в те годы в российской империи имела место регистрация браков лиц одного пола. Эту заметку из старого журнала вполне можно использовать, как свидетельство передового характера брачно-семейных отношений в дореволюционной России.

понедельник, 16 июня 2014 г.

А. Бернат. «Начало рабочего движения в строительной промышленности»

А. Бернат. «Начало рабочего движения в строительной промышленности»

Aurél Бернат (1895-1982) венгерский художник. Учился в Надбанья с Иштваном Рети и Янош Тормом. Бернат воевал солдатом в Первой мировой войне. В 1921 году он переехал в Вену. Стиль живописи Берната сформировался под сильным влиянием немецкого экспрессионизма. Он был приглашен в Берлин на Херварт Уолден. Бернат показывает свои работы на Sturm Gallery. Два года спустя он вернулся в Венгрию и присоединился к Кут, стал одним из ведущих деятелей Грешэма Круга в 1930. Преподавал в венгерской Академии художеств с 1945 по 1974 год. С 1848 по 1949 год он работал в качестве редактора журнала венгерского искусства. После 1947 года, многие из сочинений Бернат по теории искусства были опубликованы и стали очень популярнымии.

воскресенье, 15 июня 2014 г.

Н.М. Ромадин (1903 - 1987) - «Дорога»

Н.М. Ромадин. «Дорога». Исполнено в 1946 г. Государственный Русский музей

См. также

Н.М. Ромадин (род. 1903) - «Зима на Сенеже»

Николай Михайлович Ромадин (1903-1987)- «Весна»

Иозеф Риппл-Ронаи (1861-1927) - József Rippl-Rónai

Иозеф Риппл-Ронаи (1861-1927). Автопортрет

Он родился в Капошваре. После учебы в средней школе, пошёл учиться в Будапеште, где он получил степень в области фармакологии. В 1884 году он отправился в Мюнхен, чтобы учиться живописи в Академии. Два года спустя он получил грант, который позволил ему переехать в Париж и учиться у Мункачи, самый знаменитого венгерского художника-реалиста.
 Те, кому нравится работы венгерского художника, имеют возможность скачать бесплатно шаблон иконки iOS 7, созданные в манере Иозефа Риппл-Ронаи, но другим художником.
Иожеф Рипл-Ронаи (1861-1927). Натюрморт. Будапешт

суббота, 14 июня 2014 г.

Монастырский, Антон Иванович (1878 - 1969)

А.И. Манастырский - Автопортрет

Заслужений діяч мистецтв республіки Антон Іванович Манастирський належить до числа тих видатних художників-реалістів, творчість яких визначила цілу епоху в образотворчому мистецтві західних областей України.
Манастирський народився в 1878 р. в містечку Завалові на Станіславщині в родині дрібного службовця. З великими труднощами йому вдалося здобути освіту спочатку в реальному училищі, а потім у Львівській артистично-промисловій школі та Краківській академії мистецтв.
Щедрий і багатогранний талант Манастирського виявився в багатьох жанрах — пейзажі, портреті, ілюстрації та історичному живопису.
Рідне Прикарпаття з його лісистими пологими горами та маленькими, але бурхливими водопадами, квітучими полонинами і бідняцькими хатками гуцулів — основна тема художника, невичерпне джерело його творчого натхнення.
Повсякденний побут і праця селян, їх злидні, м’який гумор і життєрадісність складають основний зміст жанрового живопису Манастирського.
Його кращі твори — «Лірник», «Два приятелі», «Паламар» та інші сповнені глибокої поваги до внутрішнього світу простих людей.
В своїх численних історичних композиціях («На кургані», «Прощайте, товариші», «Запорожець», «В таборі Кармелюка», «Розвідник» та ін.) Манастирський оспівує героїчну боротьбу рідного народу за свободу та національну незалежність, волелюбність і відвагу славетних «рицарів України» — запорозьких козаків. Багато уваги та творчої енергії присвятив художник графічним і живописним ілюстраціям до народних пісень і дум, до творів своїх улюблених письменників — Т. Шевченка, І. Франка, О. Пушкіна, І. Тургенева, М. Гоголя.
Одним з перших серед художників Львова почав він розробляти нову радянську тематику. До 1940 р. відноситься одна з кращих картин Манастирського «Вчора й сьогодні», в якій яскравою образною мовою висловлений глибокий зміст великих, корінних змін, що відбулися в Західній Україні.
Ім’я Манастирського, учасника всіх обласних та багатьох республіканських і пересувних виставок, користується широкою популярністю в республіці, визнанням і любов’ю народу.
Художник А.И. Манастырский - Горный поток

Заслуженный деятель искусств республики Антон Иванович Манастырский принадлежит к числу тех выдающихся художников-реалистов, творчество которых определила целую эпоху в изобразительном искусстве западных областей Украины.
Монастырский родился в 1878 г. в городке завалы на Станиславщине в семье мелкого служащего. С большим трудом ему удалось получить образование сначала в реальном училище, а затем в Львовской артистически-промышленной школе и Краковской академии искусств.
Щедрый и многогранный талант Манастырского оказался во многих жанрах - пейзаже, портрете, иллюстрации и исторической живописи.
Родное Прикарпатье с его лесистыми пологими горами и маленькими, но бурными водопадами, цветущими лугами и бедняцкими домиками гуцулов - основная тема художника, неисчерпаемый источник его творческого вдохновения.
Повседневный быт и труд крестьян, их нищета, мягкий юмор и жизнерадостность составляют основное содержание жанровой живописи Манастырского.
Его лучшие произведения - «Лирник», «Два приятеля», «Пономарь» и другие полны глубокого уважения к внутреннему миру простых людей.
В своих многочисленных исторических композициях («На кургане», «Прощайте, товарищи», «Запорожец», «В лагере Кармелюка», «Разведчик» и др.). Манастырский воспевает героическую борьбу родного народа за свободу и национальную независимость, свободолюбие и отвагу славных «рыцарей Украины» - запорожских казаков. Много внимания и творческой энергии посвятил художник графическим и живописным иллюстрациям к народным песням и дум, к произведениям своих любимых писателей - Т. Шевченко, И. Франко, А. Пушкина, И. Тургенева, Н. Гоголя.
Одним из первых среди художников Львова начал он разрабатывать новую советскую тематику. До 1940 г. относится одна из лучших картин Манастырского «Вчера и сегодня», в которой яркой образной речью выраженный глубокий смысл крупных, коренных изменений, произошедших в Западной Украине.
Имя Манастырского, участника всех областных и многих республиканских и передвижных выставок, пользуется широкой популярностью в республике, признанием и любовью народа.
Приятели

Манастырский А.И. Карпатский пейзаж
Сельская хата
А.И. Манастырский - Запорожец
Прощайте, товарищи!
Река Варатын
Гуцулы в горах