Художник С. Н. Аммосов (1837—1886), Русская школа. «Лесная полянка». 1869 г. Холст, наклеенный на картон. Масло 37,8X52,2 см. Государственная Третьяковская галерея
1. Из подборки открыток «Художники-передвижники». Выпуск I
А-11369-64 г. 9-1775. 3.457. Экспер. тип. Тираж 33000. Цена 3 коп.
Этот живописец был, образно говоря, рядовым гвардии русского изобразительного искусства XIX века — коллектива художников-передвижников. Он не составил себе имени в истории, но пример его творчества воочию свидетельствует о том, что передвижники выражали общие прогрессивные идеи эпохи, являвшиеся не гениальным предвидением одиночек-первооткрывателей, а широким требованием времени.
В данном произведении обращение к природе среднерусской полосы, бесхитростность выбранного мотива, простота композиционного построения, близкого к естественному строю пейзажа, наблюденного в натуре, характеризуют первые шаги реализма и в этом жанре национального искусства.
Известно, что вплоть до конца 1860-х годов в русской пейзажной картине господствовали романтические принципы. Причем, пейзаж романтиков, некогда начинавших с прославления красот итальянского ландшафта, выродился в романтизированное изображение природы, вообще лишенной каких-либо определенных национальных черт. Это привело к тому, что находились критики, отрицавшие за пейзажным жанром право на самостоятельное значение.
Лучшим ответом на подобное мнение стал тот факт, что среди 20 участников первой передвижной выставки — восемь являлись пейзажистами. Они, а в их числе и Аммосов, убедительно показали, что путь к самостоятельности пейзажного жанра лежит через национальную тематику и овладение реалистическим творческим методом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий