вторник, 25 ноября 2008 г.

Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675) в Дрезденской картинной галерее

Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. У сводни. 1656 г. Холст, масло. 143х130 см. Дрезденская картинная галерея
Художник Ян Вермеер Дельфтский (1632—1675), Голландская школа. Девушка читающая письмо. 1650/60 гг. Холст, масло. 83х64,5 см. Дрезденская картинная галерея

Вермеер оставил небольшое художественное наследие. В настоящее время известно около сорока его картин. Всю жизнь Вермеер провел в тихом голландском городе Делфте. О его жизни и творчестве сохранилось мало сведений.
Вермеер подолгу работал над каждым полотном, добиваясь предельной завершенности художественного образа. Художника не привлекают сюжетные коллизии; главным содержанием картин Вермеера является утверждение красоты и поэзии повседневной жизни человека.
Наиболее значительные произведения мастера относятся ко второй половине 1650-х годов, когда была написана и «Девушка с письмом». У открытого окна в высокой светлой комнате стоит молодая девушка, занятая чтением письма. Созерцание этой картины рождает чувство покоя, счастья, уверенности в ценности каждой минуты человеческой жизни. Это настроение пронизывает весь художественный строй картины. Мерное ритмическое созвучие вертикальных и горизонтальных линий оживляется скошенными очертаниями складок занавеса на окне, ковра и тарелки на столе. Открытая оконная рама и стул в углу создают глубину пространства комнаты.
Особое очарование картине придает мягкий и ровный свет, заполняющий интерьер. Свет падает из окна, отражается от стекол и стены, он разлит повсюду. Колористические нюансы сдержанной цветовой гаммы бесконечны.
Художник виртуозен в передаче различных фактур — платья, занавеса, натюрморта на столе. Фрукты, фаянс, ковер написаны мельчайшими выпуклыми точечками краски, что делает предметы ощутимо осязаемыми и почти драгоценными. Эту технику живописи, умение видеть красоту в любом мотиве Вермеер позаимствовал у своего великого предшественника Яна ван Эйка.

Комментариев нет: