«Изобразительное искусство». Москва. 1971
9 - 189
Ц. Зк.
В создании фресок капеллы Бранкаччи принимали участие, кроме Мазаччо, флорентийский художник Мазолино, а позже Филиппино Липпи. Бесспорно, кисти Мазаччо принадлежит фреска «Чудо со статиром». Евангельская легенда рассказывает о том, как однажды, придя с группой учеников в Капернаум, Христос был остановлен у ворот стражником, потребовавшим статир в уплату пошлины за право входа в город. Тогда он повелел Петру выловить в озере рыбу и вынуть из ее рта необходимую монету. Трактовка чуда у Мазаччо лишена ореола таинственности. Центральную часть композиции фрески занимает фигуры Христа, Петра и стражника. Они окружены взволнованной группой людей, красиво и свободно расположенной в пространстве.
Ясный рационализм художественного мышления Мазаччо проявляется в четкой продуманности жестов, поз действующих лиц, их группировки, в лаконизме общего решения. Мы видим гористый пейзаж и несколько деревьев на ближнем плане, слева край берега реки и фигуру Петра, присевшего на корточки. Главный акцент перенесен на мощные человеческие фигуры, поражающие уверенной, полной достоинства осанкой. Волевые лица исполнены огромной силы духа и жизненной энергии. Образ стражника противопоставляется остальным, как существо низменное и грубое.
Цельность впечатления от композиции достигнута единой точкой зрения. Общий уровень голов приходится на линию горизонта. В этом Мазаччо следует приему построения античного рельефа. Особенно прекрасно трактованы одежды с величаво ниспадающими складками. Мазаччо первый в искусстве живописи показал необходимость глубокого изучения человека и соединил с этой жаждой анализа свое высокое представление о его духовном богатстве и героической красоте.
Художник Мазаччо (1401—1428), Итальянская школа. «Изгнание из рая», 1425—1427. Фреска капеллы Бранкаччи. ФлоренцияЯсный рационализм художественного мышления Мазаччо проявляется в четкой продуманности жестов, поз действующих лиц, их группировки, в лаконизме общего решения. Мы видим гористый пейзаж и несколько деревьев на ближнем плане, слева край берега реки и фигуру Петра, присевшего на корточки. Главный акцент перенесен на мощные человеческие фигуры, поражающие уверенной, полной достоинства осанкой. Волевые лица исполнены огромной силы духа и жизненной энергии. Образ стражника противопоставляется остальным, как существо низменное и грубое.
Цельность впечатления от композиции достигнута единой точкой зрения. Общий уровень голов приходится на линию горизонта. В этом Мазаччо следует приему построения античного рельефа. Особенно прекрасно трактованы одежды с величаво ниспадающими складками. Мазаччо первый в искусстве живописи показал необходимость глубокого изучения человека и соединил с этой жаждой анализа свое высокое представление о его духовном богатстве и героической красоте.
«Изобразительное искусство». Москва. 1971
9 - 189 Ц.3к.
Уже современники считали Мазаччо гениальным основоположником всей живописи своей эпохи. Предполагают, что он учился у малоизвестного художника Мазолино, создал во Флоренции свои лучшие работы, последний год жизни провел в Риме, где скончался 27 лет.
В родной Флоренции Мазаччо был связан с кругом великого архитектора Брунеллески. Под его влиянием Мазаччо первый стал заниматься проблемой передачи пространства на плоскости при помощи линейной перспективы. Он изучал строение человеческого тела и впервые в живописи передал его объемность благодаря выделению освещенных и затененных частей. Весомость фигур Мазаччо дал ощутить тем, что впервые правильно поставил человеческую фигуру с опорой всей ступней на землю, в верном ракурсе.
Часть росписей капеллы Бранкаччи выла им исполнена в 1526—1527 годах. С тех пор эти фрески служили серьезнейшей школой для всех последующих поколений художников, включая Микеланджело. Именно здесь зародился величавый монументальный стиль живописи Ренессанса, пронизанный высокими гуманистическими идеями.
Тема фресок взята из легенды о жизни и деяниях апостола Петра. На торцовой стене входной арки Мазаччо поместил изображение сцены «Изгнания Адама и Евы из рая», не связанной своим сюжетом ни в коей мере с тематикой всего цикла. По-видимому, этот сюжет привлекал Мазаччо возможностью показать мастерство в передаче обнаженных человеческих тел. Впервые после античной эпохи художник воспроизвел на плоскости правильные пропорции человеческих фигур и точный механизм их движения. Вместе с тем Мазаччо сумел выразить драматизм переживаний в скупом, но точно найденном жесте Адама, противопоставив его скорбную сдержанность открытому отчаянию рыдающей Евы.
В родной Флоренции Мазаччо был связан с кругом великого архитектора Брунеллески. Под его влиянием Мазаччо первый стал заниматься проблемой передачи пространства на плоскости при помощи линейной перспективы. Он изучал строение человеческого тела и впервые в живописи передал его объемность благодаря выделению освещенных и затененных частей. Весомость фигур Мазаччо дал ощутить тем, что впервые правильно поставил человеческую фигуру с опорой всей ступней на землю, в верном ракурсе.
Часть росписей капеллы Бранкаччи выла им исполнена в 1526—1527 годах. С тех пор эти фрески служили серьезнейшей школой для всех последующих поколений художников, включая Микеланджело. Именно здесь зародился величавый монументальный стиль живописи Ренессанса, пронизанный высокими гуманистическими идеями.
Тема фресок взята из легенды о жизни и деяниях апостола Петра. На торцовой стене входной арки Мазаччо поместил изображение сцены «Изгнания Адама и Евы из рая», не связанной своим сюжетом ни в коей мере с тематикой всего цикла. По-видимому, этот сюжет привлекал Мазаччо возможностью показать мастерство в передаче обнаженных человеческих тел. Впервые после античной эпохи художник воспроизвел на плоскости правильные пропорции человеческих фигур и точный механизм их движения. Вместе с тем Мазаччо сумел выразить драматизм переживаний в скупом, но точно найденном жесте Адама, противопоставив его скорбную сдержанность открытому отчаянию рыдающей Евы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий