Бартоломео Скедони. Милосердие. Исполнено в 1611 г. Холст, масло. 180 х 128 см. Национальный музей Каподимонте. Неаполь |
Музей Каподимонте особенно богат работами Бартоломео Скедони (около 15 единиц). Это не удивительно, принимая во внимание то, что художник провел большую часть своей жизни в Парме, где с 1607 года до самой смерти был придворным художником. Среди них «Милосердие», вероятно, является самой большой и, несомненно, самой необычной. В трактовке сюжета картины отсутствуют обычная аллегория и соответствующие атрибуты, при этом сцена отличается абсолютной реалистичностью. Одновременно здесь есть нечто глубоко нереальное и беспокойное. Фигура справа кажется явлением какой-то святой. Ребенок (изящный, как амурчик) смотрит прямо на зрителя без видимого упрека, но, в действительности, просит у него помощи, доводя его буквально до угрызений совести. Фигуры слепого и голодного очень реалистичны из-за незамысловатых тонов и подчеркнутой светотени. Невыносим взгляд слепого оборванца, чья непроизвольная поза противопоставлена позе ребенка. Кажется странной деталь слева вверху - лист бумаги, наклеенный поверх какого-то объявления, в виде креста. Даже если обратиться к творчеству более зрелого Скедони (теплые, насыщенные тона, текучие мазки, описывающие тело и тщательно прорисовывающие широкие складки одежды), то необычны контрасты цвета. Смелость композиции, сосуществование реального и искусственного делают картину «Милосердие» уникальной и глубоко современной.
Маттиа Гаэта
Бартоломео Скедони. Положение во гроб. Исполнено около 1613 - 1614 гг. Доска, масло. 228 х 283 см. Национальная галерея. Парма |
Это произведение, вместе с двумя, находящимися в галерее, и теми, что сейчас хранятся в Каподимонте и Лувре, было частью большого цикла, заказанного Рануччо I Фарнезе для строительства, в 1606 году, монастыря капуцинов Санта-Мария-Маддалена в Фон-тевиво, недалеко от Пармы. Художник Бартоломео Скедони идеально подходил для осуществления этого проекта. Начав работать в Модене, в 1607 году он поступил на службу к Фарнезе, сделавшись, особенно в зрелые годы, мастером выверенной композиции и острого натурализма, колеблясь между воспоминаниями о маньеризме, привязанностью к новым классическим идеалам Карраччи и одновременно уделяя внимание проявлениям натурализма Караваджо, воспринятого в основном через Ланфранко. Прямое созерцание Корреджо сыграло решительную роль при создании этого шедевра и его пандана «Марии у гроба», датированных между 1613 и 1614 годами. Картины были первоначально размещены слева и справа от главного алтаря, согласно схеме, распространенной со времен средневековья, которая здесь была обновлена и расширена. В сцене «Снятия с креста», более театральной и вызывающей участие, пронизанной сиянием, диалог приобретает драматические тона отчаяния. Мускулистое тело Христа по-прежнему полно сил. Его откинутую назад голову поддерживает святой Иоанн, который, кажется, плачет. Мария ищет объяснения и поддержки у Никодима, а Иосиф Аримафейский энергично разворачивает плащаницу. Мария Магдалина предается глубокому отчаянию.
Бартоломео Скедони. Марии у гроба. Исполнено около 1613 - 1614 гг. Дерево, масло, 228 х 283 см. Национальная галерея. Парма |
В этой картине, первоначально помещенной справа от главного алтаря церкви капуцинов в Фонтевиво, логического пандана предыдущего произведения «Положение во гроб», Бартоломео Скедони дает еще одно доказательство своего несравненного исполнительского мастерства и своего собственного художественного языка, время от времени обращаясь к достижениям Корреджо, свету Караваджо и убедительному натурализму Карраччи, добиваясь в этом синтезе высокого эмоционального воздействия. Сцена, пик выразительной силы кисти мастера, вызывала восхищение и похвалы как величайший шедевр его творчества, и не только при дворе Фарнезе, но и в среде капуцинов, став одним из наиболее интересных произведений XVII-ro века в искусстве Пармы. Скедони, идя шаг за шагом по тексту священного повествования Евангелий от Матфея и Марка, интерпретирует историю как великий сценограф, выводя на сцену впечатляющий театральный механизм. Фоном служит рассветное небо, откуда распространяется свет, подчеркивая белоснежные одежды ангела, а три Марии, с лицами, наполовину скрытыми под плащами, склоняются перед таинством в ожидании ответа; Магдалина, с непосредственным и сосредоточенным выражением, поддерживая свой длинный розоватого оттенка плащ, сжимает в руке сосуд с благовониями, хрупкий и прозрачный, как в натюрморте.
О деталях картины:
В картине Скедони особенно поражает трактовка фигуры ангела: «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег».
Элегантная фигура Марии Магдалины придает рассказу еще большую непосредственность и реальность. Здесь наблюдается переосмысление чистейшего маньеризма, театральность средневековой мистерии, с естественностью жестов и выражений.
Главное в картине -выразительные позы персонажей и освещение сцены сбоку, что придает композиции характер почти метафизический: замерший воздух, глубокие оттенки красок и острые, глубокие складки одежд позволяют достичь большой выразительной силы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий