вторник, 15 января 2008 г.

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

Автопортрет. Рисунок. 1910 г. Государственная Третьяковская галерея
Степан Разин. 1907 г. Холст, масло. 318х600. Государственный Русский музей
Фрагмент
Эскиз к картине "Степан Разин" 1887 г. Государственная Третьяковская галерея
Степан Разин. 1910 г. Этюд. Тушь. 35,2х44. Государственный Русский музей
Посещение царевной женского монастыря. 1912 г. Государственная Третьяковская галерея
Фрагмент
Покорение Сибири Ермаком. 1895 г. Государственный Русский музей
Всадник-татарин. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея
Казак. Этюд к картине "Покорение Сибири Ермаком". 1893 г. Частное собрание
Фрагмент картины.
Казак. Этюд к картине "Покорение Сибири Ермаком". 1892 г. Государственный Русский музей

понедельник, 14 января 2008 г.

Василий Иванович Суриков.

Суриков, Василий Иванович (1848-1916) родился в Красноярске. Старинный казачий род Суриковых происходит с Дона. В 1869-1875 гг. учился в Академии художеств у П.М. Шамшина, П.П. Чистякова, Б.П. Виллевальде. С 1878 г. - экпонент, в 1881-1908 гг. - член Товарищества передвижных художественных выставок. С 1893 г. - действительный член Академии художеств, с 1895-го г. - академик. Творчество Сурикова - вершина реализма в исторической живописи русского и морового искусства. Уже в годы учения суриков стремился преодолеть условность академизма, ввод бытовые мотивы, добиваясь исторического фона и деталей ("Княжий суд", 1874, ГТГ). В 1880-е гг. создал наиболее значительные полотна - "Утро стрелецкой казни" (1881), "Меншиков в Берёзове" (1883), "Боярыня Морозова" (1887, все - в ГТГ). Главное место в его картинах отведено народу, который показан как движущая сила истории. После острой депрессии в 1888 г., вызванной смертью жены, вернувшись к живописи, создал полотно "Взятие снежного городка" (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа. В картинах "Покорение Сибири Ермаком" (1895, ГРМ) показана смелая удаль стрелецкого войска. Картина "Переход Суворова через Альпы" (1899, ГРМ) воспевает мужество русских воинов. Из полотен позднего периода следует назвать "Степана Разина" (1907, ГРМ) и "Посещение царевной женского монастыря" (1912, ГТГ). Работал как портретист, создав шедевры в этом жанре ("Сибирская красавица. Портрет Е.А. Рачковской", 1891, ГТГ). Творчество Сурикова глубоко патриотично, оно повествует о духовном здоровье и внутренней силе русского народа. Плодотворно работал как акварелист (преимущественно в жанре пейзажа) и рисовальщик. Произведения Сурикова хранятся во многих музеях России и за рубежом.
Василий Иванович Суриков (1848-1916). Автопортрет. 1913 г. Государственный Русский музей
Боярыня Морозова. 1887 г. Государственная Третьяковская галерея.
Основой картины послужил исторический факт: ссылка боярыни Ф. П. Морозовой.
В XVII в. патриарх Никон провел реформу цер­ковных обрядов. Произошел раскол церкви на никониан и старообрядцев (раскольников). Раскол явился религиозной оболочкой социального протеста; к нему примкнули главным образом представители угнетенных сословий и лишь от­дельные представители знати. Боярыня Ф. П. Морозова была яростной ревнительницей старообряд­чества. За это она подверглась неоднократным допросам, пыткам и ссылке вместе с сестрой — княгиней Е. П. Урусовой в Боровский монастырь.
Картина изображает отправку раскольницы в ссылку. В центре картины — боярыня Морозова. Закованная в кандалы, презирая муки, она высо­ко подняла руку с двуперстным крестом, знаме­нием старообрядчества. Ее лицо выражает фанатическую непримиримость и страстный призыв твердо, как она, стоять за «истинную» веру. Осужденную провожает народ. Справа приверженцы и сочувствующие Морозовой: сидящий на снегу юро­дивый, женщина в голубом, странник. Слева — ее враги: ехидно смеющийся поп и купец.
В картине художник показал непреодолимую твердость, мужество и силу духа русского народа.
«Боярыня Морозова» — выдающееся произведение русского искусств XIX века. Впервые картина была выставлена на 15 передвижной выставке.
Деталь
Деталь
Деталь
Деталь
Деталь
Голова склонившейся боярышни в жёлтом платке. Этюд. 1885 г. Собрание семьи художника
Эскиз к картине. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея
Девушка в шубке. Государственная Третьяковская галерея
Боярышня со скрещенными на груди руками. Этюд. Государственная Третьяковская галерея
Юродивый. Этюд. 1885 г. Кировский областной художественный музей им. А.М. Горького
Боярышня в жёлтой шубке и белом платке. Этюд. Рязанский областной художественный музей
Голова боярыни Морозовой. Этюд. 1886 г. Государственная Третьяковская галерея
Задумавшийся подросток. Этюд. 1885 г. Собрание семьи художника

Другие работы художника:

Василий Иванович Суриков. (продолжение)

Василий Иванович Суриков. (продолжение 2)

Василий Иванович Суриков. (продолжение 3)

Василий Иванович Суриков. =Утро стрелецкой казни=

В.И. Суриков - пояснения к наборам открыток

Василий Иванович Суриков. (продолжение 4)

Василий Иванович Суриков. (продолжение 5)

Василий Иванович Суриков. (продолжение 6)

Василий Иванович Суриков. (продолжение 7)

Василий Иванович Суриков. (продолжение 8)

воскресенье, 13 января 2008 г.

БОГОЛЮБОВ Алексей Петрович - русский художник-маринист (продолжение)


Алексей Петрович Боголюбов принадлежит к числу известных художников-пейзажистов второй половины XIX века. Не только его творчество, но и его общественная деятельность сыграли значительную роль в художественной жизни того времени. Рост реализма, усиление демократических тенденций во всех областях русского искусства той эпохи ярко проявились и в его произведениях.
Боголюбов родился в 1824 году в селе Померанье Новгородской губернии в семье полковника П. Т. Боголюбова, ветерана войны 1812 года. Мать художника была дочерью великого русского революционера А. Н. Радищева. После смерти отца Боголюбов был отдан в Морской кадетский корпус, который окончил в 1841 году. В течение нескольких лет он вел жизнь моряка и в плаваниях сумел повидать ряд стран. С детства он любил рисовать, его не оставляла мечта стать художником. На корабле при нем всегда была папка, которую он все время пополнял новыми рисунками и этюдами. Но лишь в 1849 году он смог поступить в Академию художеств. Там он занимался у пейзажиста М. Н. Воробьева и у баталиста Б. П. Вилле-вальде. Блестяще окончив Академию в 1853 году, он был послан на несколько лет в командировку за границу для дальнейшего совершенствования. За границей больше всего он сблизился с пейзажистами барбизонской школы — передового реалистического направления во французской живописи. Их влияние на него было особенно благотворным. Не менее важное значение для него имели и беседы с великим русским художником А. А. Ивановым, с которым он встречался во время своего пребывания в Италии.
Впоследствии Боголюбов был назначен художником Главного морского штаба, но с 1873 года, ввиду тяжелого заболевания сердца, по требованию врачей, вынужден был в основном жить во Франции. Он не порывает связи с родиной и каждый год проводит несколько месяцев, путешествуя по России. Он совершил ряд поездок по Волге, был на Дону, на Кавказе, в Крыму, посетил Баку.
Боголюбов активно участвовал в русской художественной жизни, боролся за реорганизацию Академии художеств, будучи одно время в числе ее профессоров и являясь членом ее Совета. Убедившись в том, что искусство, нужное народу, в стенах тогдашней реакционной Академии существовать и развиваться не может, он порывает с ней. До конца своих дней он остается близким к художникам передового направления. Боголюбов был постоянным участником выставок художников-передвижников и как член Товарищества передвижных выставок вел большую организационную работу.
Художник проявил себя как гражданин и патриот, заботящийся об интересах своего народа — «дабы возвысить образовательное дело юношества», — как писал он сам, — ему принадлежит честь создания в 1885 году в Саратове первого в России общедоступного художественного музея и рисовальной школы при нем. Музей он назвал именем своего великого деда А. Н. Радищева, что в условиях царской России было смелым шагом. Музею и рисовальной школе он завещал все свои средства и имущество. Умер Боголюбов в 1896 году в Париже.
Боголюбов далеко не сразу смог найти свой язык в искусстве. В своих ранних пейзажах он во многом идет от заученных в Академии приемов, а не от жизненных наблюдений. Для его произведений этого времени характерно искусственное композиционное построение и жесткий рисунок. Позже с ростом мастерства он постепенно освобождается, правда, не до конца, от сухих академических традиций.
В начале творческого пути сильное влияние на Боголюбова оказали его учителя — пейзажист М. Н. Воробьев и выдающийся маринист И. К. Айвазовский.
Подобно Воробьеву, а позже и под влиянием своих западных учителей, Боголюбов пишет городские пейзажи в традициях академического романтизма. Типичными образцами подобных пейзажей являются картины «Лунная ночь на Неве близ Биржи» и «Венеция ночью» (1856). Цвет как средство художественного выражения значительно меньше используется в них, чем сила контрастов света и тени. Большое внимание к эффектам освещения проявляет художник и в ряде пейзажей, созданных им несколько позднее.
Влияние Айвазовского на Боголюбова сказалось в его морских пейзажах. Тема моря занимала большое место в творчестве этого моряка-художника, как сам он себя называл. Как и Айвазовский, он любил изображать жизнь моря в различные моменты. Много сходного оказалось и в колорите их картин. Однако морские пейзажи Боголюбова более сдержанны. Со временем он отвергает все внешне эффектное и нарочито драматическое, что было свойственно живописи Айвазовского. В этом отрицании прежних авторитетов сказалась беспокойная, вечно ищущая натура художника. Уже в годы заграничного пенсионерства его не удовлетворяет подражательный характер творчества многих художников, которых он в это время встречал. Не менее строг он был и к себе. То, что тогда он «глядел на натуру не своими глазами», как писал Боголюбов позже, он считал большим своим недостатком и усиленно с ним боролся. Основной его школой стала работа с натуры. Многочисленные этюды с натуры, которые он пишет в 60-х — 70-х — 80-х годах во Франции и в России, уже отличаются новыми качествами. Сильно меняется его живописная манера. Он переходит к значительно более свободной работе кистью, пишет более живыми и широкими мазками, рисунок становится менее жестким, без мелочной детализации. Обогащается и цветовая гамма его картин. Композиция многих его этюдов построена мастерски, и они обладают значительной живописной завершенностью, что позволяет приравнивать их к картинам. Боголюбов умеет раскрывать красоту и значительность даже самых скромных уголков природы и рассказать о них поэтичным и вместе с тем простым и ЯСНЫМ ЯЗЫКОМ.
Особое место в творчестве Боголюбова занимает морская батальная живопись. Художником созданы циклы картин, изображающих эпизоды морских боев в период крымской (1853—1856) и русско-турецкой (1877—1878) войн, а также серии картин, воспроизводящих морские сражения со шведами при Петре Первом. Изображение сцен морских боев во всех картинах отличается большой достоверностью и профессиональной точностью. В лучших картинах этого жанра, к которым, в первую очередь, относятся морские баталии петровского времени, героические сцены боев показаны просто, без излишнего пафоса, но, вместе с тем, с монументальным размахом и силой. Превосходно передана в них и световоздушная среда. Батальные картины его проникнуты большим патриотическим чувством и закрепили за художником славу живописца-историографа русского флота.
Не все равноценно в богатом творческом наследии Боголюбова, но наиболее выдающиеся его произведения принадлежат к лучшим образцам русской реалистической пейзажной живописи.
И. Дорогоневская
Устье Невы. 1872 г. Холст, масло. 54,5х110 см. Государственная Третьяковская галерея

Картина осталась лучшим из произведений, исполненных живописцем на протяжении всего его творчества. Запечатлевший многие гавани и порты Европы, этим полотном Боголюбов воздал должное тем глубоко памятным для нашего народа местам, где Россия смогла «ногою твердой стать при море».
Картина создавалась в тот год, когда отмечалось 200-летие рождения Петра I. Передвижники, высоко ценя его преобразовательную деятельность, приняли активное участие в праздничных торжествах. Они подготовили и выпустили через Общество русских аквафортистов альбом офортов «Памяти Петра Великого». Своеобразным откликом на юбилейные события 1872 года явилась и эта картина Боголюбова, посвященная Неве.
Живописцу удалось выразительно запечатлеть открывающийся от Петербурга вид на широкий водный простор. Особую мажорную ноту вносят в полотно эффектно освещенные белокрылые парусники. Боголюбов стремится здесь к обобщенному поэтическому образу, он отходит от описательности, господствовавшей в его предшествующих работах. На творчестве художника благотворно сказались прогрессивные идеи демократического реалистического пейзажа, выдвинутые Товариществом еще на первой передвижной выставке.
Пейзаж (Долина р. Уазы) 1880-е гг. Государственный русский музей
Морской пейзаж. Республиканский художественный музей Северо-Осетинской АССР (г.Орджоникидзе)
Вид Ялты из Ливадии. Государственная картинная галерея Армении (Ереван)
Пейзаж с мостиком. Рисунок тушью. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. пушкина
Сен-Мало. Форт. Холст, масло. 19,5х30 см. Государственный русский музей
Боголюбов называл себя «художником-моряком». Он приобрёл популярность в живописи морских видов. Еще в 1861 году ему присудили профессорское звание, считавшееся в XIX иске более высоким, нежели звание академика.
Жизнь Боголюбова проходила в путешествиях и поездках, творчество художника развивалось, в основном, за рубежом. Однако, будучи внуком А. Н. Радищева, всегда гордясь своим дедом, он не счел для себя возможным остаться в стороне от славного движения, начатого передвижниками. На их первую выставку художник представил ряд этюдов и законченных картин, характерных широтою охвата географических местностей, связанных с водными путями: «Аюдаг в Крыму», «Вид г. Арнгейма в Голландии», «Ловля осетра на Дону», «Вид г. Одессы», «Сен-Мало», «Венеция», «Гавань Шкевенинген» и другие. Экспонированный на выставке этюд «Сен-Мало» воспроизводит французскую военно-морскую гавань с ее фортами и крепостной стеной.
Окончивший в свое время Морской кадетский корпус и прослуживший несколько лет на военных судах, Боголюбов также не оставил вниманием и морскую батальную тематику: им было создано несколько циклов картин морских сражении.
Мотивами произведений художника служили по преимуществу пейзажи зарубежной природы. Прочное место, занятое полотнами Боголюбова на выставках Товарищества,— убедительное свидетельство отсутствии у передвижников черт национальной замкнутости.
Крым. Ай-Петри. Масло. Государственный русский музей
Лозанна. Государственная Третьяковская галерея
Лес в Вёле. Нормандия. Масло. 1871 г. Государственная Третьяковская галерея
Трепор. Дорога. Масло. 1870-е гг. Частное собрание М.В. Куприянова. Москва

суббота, 12 января 2008 г.

Борис Михайлович Кустодиев (продолжение)

ИЗВОЗЧИК В ТРАКТИРЕ. 1920 г. 
 Весь век в пути, и вот короткая передышка. Чай с баранками в придорожном трактире. А за окном уже ждут лошади, ждет дорога. Извозчик грустит. О чем задумался, детина? О том ли, что дома заждалась, истосковалась жена? О том ли, что бесконечно долог путь и унизительно обращение сытых седоков, и тупы шутки пьяных купчиков?

КУПЧИХА НА ПРОГУЛКЕ. 1920 г. 
 Лишь издали осмеливаются любоваться дородной красотой купеческой матроны. У этой уездной властительницы королевская осанка. Но предметом поклонения оказываются не только румяные щеки и пышная фигура, а еще и кошель, полный монет, лавка, полная товаров, сундуки, полные добра.
СУНДУЧНИК. 1920 г. 
Тут ему на рынке и стол и дом. И эти сундуки, предназначенные для чужого добра, помогут ему наполнить его собственный. Так он и сидит целый день, степенный и прижимистый стяжатель.
КУПЕЦ. 1920 г.
 Уверенно оперся он руками о колени, уверенно выставлен вперед обтянутый белым жилетом живот, увешанный золотыми цепочками и ключами, уверенно глядит острый и спокойный глаз хищника из-под изогнутой купеческой брови.
БУЛОЧНИК. 1920 г. 
 У веселого владельца кондитерской лавки и залихватских усиков дела, по-видимому, идут хорошо. Румяный и свежий, как собственные изделия, этот франтоватый торговец оказывается лучшей рекламой для своего заведения. Этакая олицетворенная торговля кренделями и кулебяками.
ТРАКТИРЩИК. 1920 г.
 В размерах сравнится со своим самоваром. Руки скрыты стойкой, у него есть основания прятать свои паучьи лапы, в которых билась не одна заблудшая душа. Разбойничий взгляд, алчное лицо подсказывают определения «мироед», «кровопийца».
ТАТАРИН-ТОРГОВЕЦ. 1920 г. 
 Такие живописные фигуры часто попадались на улочках провинциальных городов в те времена, когда не было ни универсальных магазинов, ни автотранспортных контор по перевозкам. Гортанная речь, быстрый взгляд раскосых глаз, а на плече — ковры, пленяющие провинциалок восточной роскошью расцветок
ЖИВОПИСЕЦ ВЫВЕСОК. 1920 г. 
Краснеет нос от холода и оттого, что по вечерам его владелец засиживается в трактире, предавая забвению бесприютную нищету. А он все рисует аппетитную снедь, желтые сыры и красные колбасы, такие, что хочется иногда отложить кисть и протянуть к ним руку.
ПОЛОВОЙ. 1920 г. 
 Это сама услужливость — готов по первому зову посетителя; сама стремительность — развеваются на ходу кисти от пояса нарядной рубахи, развевается рушник, развевается щегольской чуб; сама ловкость — три чайника в одной руке. Этот бравый парень — совершенное воплощение лакейских добродетелей.
СТРАННИК. 1920 г. 
 Сколько их было таких, вымерявших ногами всю Русь в поисках «божьей правды»! Нашел ли ее этот? Вот он сидит, усталый плешивый слепец с таким же смутным ликом, как у Спаса на иконе. За спиной неведомый его глазам простор, а перед ним лукошко, в которое падают медяки — дань его убогой праведности.
КАРУСЕЛЬ. 1920г. 
 На рисунке только одна пара, выхваченная на миг из праздничной сутолоки. Но по виду лихого гармониста и девушки, приникшей к его крепким плечам, можно угадать все остальное: пеструю толпу, балаганы, и коней, которых держат цыгане, и гроздья воздушных шаров, и раскрасневшихся хмельных парней. Все — праздник, все — карусель. Этим молодым людям еще неведомы ни кинотеатры, ни дворцы культуры, но они привлекательны и для современного зрителя потому, что художник запечатлел извечные свойства русской души: удаль и жизнерадостность.ь
ЛИХАЧ. 1920 г. 
 А этот не тужит. Кто, в самом деле, не сядет к такому молодцу, к такому бравому, белозубому, разлюбезному кучеру? Сани удобны, под медвежьей полостью тепло, блестит след от полозьев, блестят маковки приближающихся церквей. Но в этой жизнерадостности есть профессиональный расчет. За радушную улыбку будет хорошо заплачено. Расщедрится какой-нибудь толстосум, завороженный быстрой ездой, и даст лишний рубль.
В ложе. Государственная Третьяковская галерея
Чаепитие. Государственная Третьяковская галерея
Чаепитие
Эскиз декорации к 4 акту драмы Островского А.Н. "Гроза" 1918 г. Холст, масло. 64,5х87,5 см.
Букет полевых цветов в вазе
Берендеева слобода. Эскиз декорации к опере Н.А. Римского-Корсакова "Снегурочка". Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
Масленица. 1919 г. Музей-квартира И.И.Бродского.
Осень. Рисунок карандашом. 1919 г. Государственный Русский музей
Демонстрация путиловских рабочих в 1905 году. Рисунок. Государственный музей Революции СССР