Беломорье. Крестьянка в старинном штофнике. 1931 г. Бумага, акварель, карандаш. Государственная Третьяковская галерея
пятница, 22 февраля 2008 г.
четверг, 21 февраля 2008 г.
Павел Александрович Радимов
Павел Александрович Радимов (1887-1967).
Радимов Павел я, художник и поэт, Советский гражданин и человек нестрогий, -полусерьезно, полушутя говорит о себе в одном из своих сонетов 1940-х годов Павел Александрович Радимов.
Своеобразный, свежий и задушевный талант Радимова и в живописи и в стихах с равной непосредственностью и теплотой привлекает зрителей или читателей радостью запечатленных им образов природы, большей частью скромных, тихих, интимных, светящихся особой поэтической прелестью.
Радимов — реалист. Природа пленяет его такой, как она есть, в проникновенной, постоянной и неисчерпаемой смене состояний и настроений. Поэтому так любит он среднюю полосу России, и особенно Подмосковье, такое близкое ему Абрамцево столько десятилетий являвшееся приютом вдохновений многих замечательных русских художников и поэтов. Но этими пристрастиями далеко не исчерпывается творчество художника — плоды его более чем полустолетнего труда.
Непрестанная работа Радимова всегда была целеустремленной. С 1911 года, когда появились в печати стихи Радимова и впервые были выставлены его этюды на выставке знаменитого Товарищества передвижных выставок, и до настоящего времени — всегда он творит для народа и с трудолюбивой настойчивостью стремится приблизить свое творчество к народу.
Павел Александрович Радимов родился в деревне Ходяиново Рязанской области в 1887 году в семье деревенского священника. На всю жизнь сохранил он прекрасное здоровье, трезвый взгляд на жизнь и любовь к земле. Радимов рано бросил учебу в семинарской бурсе, окончил историко-филологический факультет Казанского университета с дипломной работой о Гомере. Затем он преподавал историю искусств в Казанской художественной школе, где сблизился с художником-виртуозом Н. И. Фешиным. В Казани же Радимов работал и как живописец.
В 1911 году П. А. Радимов был принят экспонентом, а в 1914 году членом Товарищества передвижников. Передвижники приветливо приняли молодого художника (за него голосовали Репин и Поленов). На первых порах в его рисунках еще не хватало достаточного профессионального мастерства, но в них было искусство, подлинный дух трудовой деревни, «запах земли».
В 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н. Н. Дубовской. Старшее поколение русских художников-реалистов-общественников уходило из жизни. А в художественной жизни, не без влияния западного упадочного формалистического искусства, усиливались антиреалистические направления, отрицалось не только изображение быта и сюжет («литературное содержание»), но отвергалось вообще всякое воспроизведение действительности, станковая картина провозглашалась устаревшей «буржуазной» формой искусства.
То, что народ перестал ходить на выставки абстрактного или близкого к абстракции искусства, не смущало «новаторов авангардизма», захвативших в свои руки и художественную школу и даже частично руководство художественной жизнью. Но поднималась и встречная волна советского реалистического искусства, опиравшегося на прогрессивную традицию русского искусства. П. Радимов, избранный председателем Товарищества передвижных выставок, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижников. Но это была в сущности еще только пристрелка. Жизнь, новая советская действительность, новый советский зритель требовали боевого утверждения реалистического революционного искусства. И здесь «человек нестрогий» и добродушный Радимов стал одним из ведущих организаторов непримиримого боевого авангарда советских революционных реалистов. В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации боевой советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). АХРР меньше чем за 10 лет коренным образом изменила положение изобразительного искусства в СССР. Реалистическая тематическая картина стала ведущей формой в советском искусстве. Большие выставки с революционной тематикой стали привлекать сотни тысяч посетителей, стали основным руслом нашего искусства.
За эти годы П. А. Радимов прошел большой и сложный творческий путь. В первые десятилетия своей работы он с теплым сочувствием изображал преимущественно избушки и огороды затихших глухих деревень, радуясь каждой незатейливой детали быта, говорящей о крестьянской жизни и труде среди скромной природы, любуясь праздничностью деревенских девичьих нарядов в хороводах или на посиделках, жизнестойкостью характерного быта. Затем сюжеты стихов и картин расширяются.
Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов уже в 1922 году отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Ему отведена мастерская в Кремле: он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. На юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР) Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции.
В последние десятилетия, когда ведущая роль в осуществлении задач большой революционной тематической картины перешла к более молодым кадрам, подготовленным к ее осуществлению перестроенной на реалистический лад советской школой, Радимов сохранил за собой более скромную область своей тематики — лирику пейзажа родной страны. Он много ездит, много работает в Татарии и в Узбекистане. Два путешествия в Хорезм породили целую выставку поэтичных этюдов и книжку живописных стихов. Он видит новое среди старого и среди нового старину, которую приближает к сегодняшнему дню. Он зарисовывает башню Зарайского кремля, с которой, по преданию, кинулась вниз, чтобы не быть опозоренной интервентами, княжна Евпраксия.
Но больше всего П. А. Радимов остается лириком Подмосковья. Серебристые гармонии осени с первым снегом, зимние мотивы и яркие мотивы жаркого лета на берегах абрамцевской Вори неустанно питают поток его радостных живописных вдохновений, которым сопутствуют размеренные строки его стихов. Каждый этюд — это радостное утверждение жизни; искусство Радимова органически оптимистично. В нем отражена цветущая неповторимая природа — неисчерпаемый источник вечного душевного обновления.
Радимов остается общественником, и сейчас на восьмом десятке лет жизни он находит в себе силы устраивать все новые выставки своих этюдов в клубах окрестных колхозов. А в Абрамцеве он устроил постоянный музей, широко открытый всем, посещающим этот чудесный уголок Подмосковья.
И часто на тропинках к этому дому можно встретить его медленно шагающую фигуру, опирающуюся на палку; на его широкоскулом лице, с высоким куполом лба, окаймленном уже не золотисто-русыми, а седыми кудрями, задумчиво мерцают его голубые глаза поэта.
Радимов Павел я, художник и поэт, Советский гражданин и человек нестрогий, -полусерьезно, полушутя говорит о себе в одном из своих сонетов 1940-х годов Павел Александрович Радимов.
Своеобразный, свежий и задушевный талант Радимова и в живописи и в стихах с равной непосредственностью и теплотой привлекает зрителей или читателей радостью запечатленных им образов природы, большей частью скромных, тихих, интимных, светящихся особой поэтической прелестью.
Радимов — реалист. Природа пленяет его такой, как она есть, в проникновенной, постоянной и неисчерпаемой смене состояний и настроений. Поэтому так любит он среднюю полосу России, и особенно Подмосковье, такое близкое ему Абрамцево столько десятилетий являвшееся приютом вдохновений многих замечательных русских художников и поэтов. Но этими пристрастиями далеко не исчерпывается творчество художника — плоды его более чем полустолетнего труда.
Непрестанная работа Радимова всегда была целеустремленной. С 1911 года, когда появились в печати стихи Радимова и впервые были выставлены его этюды на выставке знаменитого Товарищества передвижных выставок, и до настоящего времени — всегда он творит для народа и с трудолюбивой настойчивостью стремится приблизить свое творчество к народу.
Павел Александрович Радимов родился в деревне Ходяиново Рязанской области в 1887 году в семье деревенского священника. На всю жизнь сохранил он прекрасное здоровье, трезвый взгляд на жизнь и любовь к земле. Радимов рано бросил учебу в семинарской бурсе, окончил историко-филологический факультет Казанского университета с дипломной работой о Гомере. Затем он преподавал историю искусств в Казанской художественной школе, где сблизился с художником-виртуозом Н. И. Фешиным. В Казани же Радимов работал и как живописец.
В 1911 году П. А. Радимов был принят экспонентом, а в 1914 году членом Товарищества передвижников. Передвижники приветливо приняли молодого художника (за него голосовали Репин и Поленов). На первых порах в его рисунках еще не хватало достаточного профессионального мастерства, но в них было искусство, подлинный дух трудовой деревни, «запах земли».
В 1918 году скончался председатель Товарищества передвижных выставок Н. Н. Дубовской. Старшее поколение русских художников-реалистов-общественников уходило из жизни. А в художественной жизни, не без влияния западного упадочного формалистического искусства, усиливались антиреалистические направления, отрицалось не только изображение быта и сюжет («литературное содержание»), но отвергалось вообще всякое воспроизведение действительности, станковая картина провозглашалась устаревшей «буржуазной» формой искусства.
То, что народ перестал ходить на выставки абстрактного или близкого к абстракции искусства, не смущало «новаторов авангардизма», захвативших в свои руки и художественную школу и даже частично руководство художественной жизнью. Но поднималась и встречная волна советского реалистического искусства, опиравшегося на прогрессивную традицию русского искусства. П. Радимов, избранный председателем Товарищества передвижных выставок, добился в 1922 году организации 47-й выставки передвижников. Но это была в сущности еще только пристрелка. Жизнь, новая советская действительность, новый советский зритель требовали боевого утверждения реалистического революционного искусства. И здесь «человек нестрогий» и добродушный Радимов стал одним из ведущих организаторов непримиримого боевого авангарда советских революционных реалистов. В связи с закрытием 47-й выставки передижников он выступил с докладом на, казалось бы, непритязательную тему «Об отражении быта в искусстве». Доклад, встреченный бешеными атаками всего «левого» фронта, способствовал организации боевой советской Ассоциации художников революционной России (АХРР). АХРР меньше чем за 10 лет коренным образом изменила положение изобразительного искусства в СССР. Реалистическая тематическая картина стала ведущей формой в советском искусстве. Большие выставки с революционной тематикой стали привлекать сотни тысяч посетителей, стали основным руслом нашего искусства.
За эти годы П. А. Радимов прошел большой и сложный творческий путь. В первые десятилетия своей работы он с теплым сочувствием изображал преимущественно избушки и огороды затихших глухих деревень, радуясь каждой незатейливой детали быта, говорящей о крестьянской жизни и труде среди скромной природы, любуясь праздничностью деревенских девичьих нарядов в хороводах или на посиделках, жизнестойкостью характерного быта. Затем сюжеты стихов и картин расширяются.
Радимов в составе первой небольшой бригады советских художников-реалистов уже в 1922 году отправляется с этюдником на заводские зарисовки и пишет литейный цех. Ему отведена мастерская в Кремле: он делает наброски заседаний съездов, участников III конгресса Коминтерна, много этюдов старого и обновленного Кремля. На юбилейной выставке 10-летия Красной Армии (10-я выставка АХРР) Радимов выставляет большую картину на историко-революционную тему «Люди в рогожах» (баржа с революционерами-смертниками, спасенными из белогвардейского плена), позднее выставленную в центральном зале Советского павильона в Венеции.
В последние десятилетия, когда ведущая роль в осуществлении задач большой революционной тематической картины перешла к более молодым кадрам, подготовленным к ее осуществлению перестроенной на реалистический лад советской школой, Радимов сохранил за собой более скромную область своей тематики — лирику пейзажа родной страны. Он много ездит, много работает в Татарии и в Узбекистане. Два путешествия в Хорезм породили целую выставку поэтичных этюдов и книжку живописных стихов. Он видит новое среди старого и среди нового старину, которую приближает к сегодняшнему дню. Он зарисовывает башню Зарайского кремля, с которой, по преданию, кинулась вниз, чтобы не быть опозоренной интервентами, княжна Евпраксия.
Но больше всего П. А. Радимов остается лириком Подмосковья. Серебристые гармонии осени с первым снегом, зимние мотивы и яркие мотивы жаркого лета на берегах абрамцевской Вори неустанно питают поток его радостных живописных вдохновений, которым сопутствуют размеренные строки его стихов. Каждый этюд — это радостное утверждение жизни; искусство Радимова органически оптимистично. В нем отражена цветущая неповторимая природа — неисчерпаемый источник вечного душевного обновления.
Радимов остается общественником, и сейчас на восьмом десятке лет жизни он находит в себе силы устраивать все новые выставки своих этюдов в клубах окрестных колхозов. А в Абрамцеве он устроил постоянный музей, широко открытый всем, посещающим этот чудесный уголок Подмосковья.
И часто на тропинках к этому дому можно встретить его медленно шагающую фигуру, опирающуюся на палку; на его широкоскулом лице, с высоким куполом лба, окаймленном уже не золотисто-русыми, а седыми кудрями, задумчиво мерцают его голубые глаза поэта.
Л. Тихомиров
Ярлыки:
пейзажист,
РАДИМОВ,
русская школа
Лагорио Лев Феликсович
Лагорио Лев Феликсович (1827-1905), российский живописец. Близкий к академизму поздний романтик. Морские пейзажи, батальные картины.
Ярлыки:
19-20 в.,
ЛАГОРИО,
пейзажист,
русская школа
среда, 20 февраля 2008 г.
КРАМСКОЙ Иван Николаевич - продолжение
Картина, показанная Крамским на четвёртой передвижной выставке, - самый выразительный среди крестьянских образов, созданных художником. На полотне запечатлён верный страж лесных богатств. О его честной службе красноречиво свидетельствует простреленная в нескольких местах войлочная шапка. Его монолитная фигура чётко выступает на чёрно-зелёном фоне, словно бы напоминающем о лесной чаще.
Художник мастерски даёт зрителю почувствовать в полесовщике назревающую горькую обиду на тех, кто заставляет крестьянина зачастую служить против так называемых браконьеров, по большей же части своих же братьев мужиков, которых крайняя нужда гонит в заповедный лес с топором за дровами.
"Мой этюд в простреленной шапке, - писал живописец П.М. Третьякову, - по замыслу должен изображать один из тех типов (они есть в русском народе), которые многое из социального и политического строя народной жизни понимают своим умом и у которых глубоко засело недовольство, граничащее с ненавистью. Из таких людей в трудные минуты набирают свои шайки Стеньки Разины, Пугачёвы..."
Неутешное горе. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея (третий вариант картины, значительно отличающийся от первых двух, находящихся в Государственном Русском музее)
Женщина под зонтиком. (считается, что это портрет сестры Крамского). Горьковский государственный художественный музей
И.Н. Крамской работал преимущественно в области портрета. Им также было написано несколько жанровых и тематических картин, занявших видное место в наследии передвижников. Как правило, эти произведения — серьезные по содержанию, подлинно гуманистические. К их числу относится находящаяся в Третьяковской галерее картина «Неутешное горе». Крамской работал над ней около четырех лет. Было создано несколько вариантов картины, один из которых воспроизведен здесь. В третьяковском полотне художник много внимания уделил внешней обстановке помогающей лучше уяснить сюжетную основу картины. .Здесь же главное внимание обращено на изображение человека, его переживания. В этом отношении вариант Русского музея в определенной мере психологичнее, глубже основной картины. Одиноко сидит отрешенная от всего, окаменевшая от горя женщина. Умер ребенок. Лицо женщины едва видно в слабом свете сгустившихся сумерек, в нем печаль, безысходность, отчаяние. Тонкий психолог, Крамской передал в позе, в чертах лица, взгляде самые сокровенные душевные движения.
Девочка с бельём. Акварель. Государственная Третьяковская галерея Пасечник. 1872 г. Холст, масло 63,5х49,2 см. Государственная Третьяковская галерея
И.Н. Крамской был не только замечательным портретистом прогрессивной интеллигенции. Ещё в 1860-х годах он исполнил ряд характерных зарисовок народных типов. а в его последующей деятельности образы представителей русского народы составили значительную группу произведений.
На третьей передвижной выставке, например, живописец, наряду с такими работами, ка портреты И.И. Шишкина и В.М. Васнецова, экспонировал поясной "Этюд крестьянина" и полотно "Пасечник".
В произведении "Пасечник" изображен седой сгорбленный старик. Он далеко не на покое доживает свой век. В руках у него коса, а за спиной видны охраняемые им ульи. Чувствуется, что только благодаря истовой работе, ставшей для него большой внутренней потребностью, старости так и не удаётся до конца согнуть этого человека. Не случайно художник написал пасечника на фоне солнечного летнего пейзажа, светлые краски которого, сочетаясь с цветом белой рубахи, рождают в зрителе приподнятое, оптимистическое настроение.
На третьей передвижной выставке, например, живописец, наряду с такими работами, ка портреты И.И. Шишкина и В.М. Васнецова, экспонировал поясной "Этюд крестьянина" и полотно "Пасечник".
В произведении "Пасечник" изображен седой сгорбленный старик. Он далеко не на покое доживает свой век. В руках у него коса, а за спиной видны охраняемые им ульи. Чувствуется, что только благодаря истовой работе, ставшей для него большой внутренней потребностью, старости так и не удаётся до конца согнуть этого человека. Не случайно художник написал пасечника на фоне солнечного летнего пейзажа, светлые краски которого, сочетаясь с цветом белой рубахи, рождают в зрителе приподнятое, оптимистическое настроение.
Ярлыки:
Горький,
ГРМ,
ГТГ,
Екатеринбург,
Киев,
КРАМСКОЙ,
Н.Новгород,
Новгород,
передвижник,
русская школа
Подписаться на:
Сообщения (Atom)