ЭЛЬ ГРЕКО (ДОМЕНИКОС ТЕОТОКОПУЛОС) (1541 — 1614). Испанская школа. «Поклонение пастухов». Холст, масло. 163,8X 106,6. Нью-Йорк. Музей Метрополитен |
Творчество Доменикоса Теотокопулоса, прозванного в Испании Эль Греко за его происхождение с острова Крита, принадлежит к самым значительным явлениям не только испанской, но и западноевропейской живописи. На Крите Эль Греко обучался иконописи, в Венеции, куда он приехал продолжать свое художественное образование, ему довелось недолгое время быть учеником Тициана. В Риме он изучал искусство Рафаэля, Леонардо, Микеланджело. Знакомство с великими традициями ренессансного искусства воспитало художественный вкус молодого живописца, однако сформировался он как художник уже в Испании, в Толедо, старой столице Испании, сохранившей свои культурные традиции. Окруженный поэтами и теологами, историками и музыкантами, местными аристократами, продолжавшими жить рыцарскими идеалами, художник в своих произведениях воплотил дух испанской культуры переломного рубежа XVI—XVII столетий. Заказчиками художника были преимущественно капитулы соборов и монастырей, настоятели церквей, строго ограничивающие сюжетные рамки будущих живописных произведений. Однако в жестких рамках регламентации, обусловленной католическим культом, Эль Греко сумел создать образы глубоко человечные, потрясающие душу откровением. Сюжет «Поклонения пастухов» был особенно любим Эль Греко: последнее полотно на эту тему он написал в 1612—1614 годах, для семейной капеллы в церкви Санто Доминго эль Антигуо, где и был похоронен.
В картине из Музея Метрополитен Эль Греко помещает персонажи под арочные своды, проступающие сквозь мглу ночи, стремясь передать атмосферу чуда, вызывающего у присутствующих волнение, удивление и трепет.