понедельник, 16 февраля 2009 г.

Антонин Славичек (1870-1910) - "Храм св. Вита"

Среди выдающихся мастеров европейского пейзажа конца века значительное место принадлежит чешскому пейзажисту Антонину Славичеку (1870—1910). Искусство художника необычайно многогранно. Он проявил себя и лириком и живописцем эпического склада, прославившим землю Ян Гуса и Жижки, и мастером почти трагического звучания, стремившимся показать суровую жизнь современного ему чешского крестьянства. Всегда разный и постоянно охваченный желанием найти самые убедительные художественные решения волнующих его чувств и мыслей, Славичек в своем искусстве пленяет глубокой искренностью и правдой. Его работы привлекают эмоциональным восприятием природы, радуют звучной, светлой палитрой, новыми решениями в передаче солнечного света, трепета воздушной среды, богатейшей игрой рефлексов. Первая большая монографическая выставка картин Славичека, показанная в Киеве и Москве в октябре — ноябре 1965 года (до нее единичные работы мастера демонстрировались у нас лишь на общих экспозициях чехословацкого искусства в 1937 и 1954 годах), позволила основательно ознакомиться с его творчеством, более четко определить его место в изобразительном искусстве братского нам народа. В прошлом веке Чехия была лишена политической самостоятельности. В изобразительном искусстве пейзаж был тогда одним из немногих жанров, где художники могли свободно и громко выражать свою любовь и преданность родной земле. Искусство Славичека является связующим звеном между творчеством мастеров XIX и XX столетий. Унаследовав традиции классического пейзажа прошлого с его академической построен-ностью, четкостью рисунка и ясностью формы, он привнес в него веяния нового времени, развив и углубив эмоциональную сторону, обогатив колористическое восприятие, насытив новым содержанием и учащенным биением пульса своей эпохи. Молодой художник прошел основательную школу у профессора Ю. Маржака, возглавлявшего в 1880-е—1890-е годы пейзажный класс в Пражской Академии изобразительных искусств. Из мастерской Маржака вышла замечательная плеяда живописцев. Помимо Славичека, это были Ф. Каван, О. Лебеда, Я. Минаржик и другие, оказавшие большое влияние на последующее развитие чешской пейзажной живописи. Известный художественный критик той поры К. Мадл справедливо назвал учеников Маржака «портретистами чешского пейзажа». В своей педагогической практике профессор Маржак придавал большое значение письму на плейере. Часто он сам с учениками работал за городом, непосредственно на природе. Славичек рано проявил себя как художник. В двадцать один — двадцать три года им написаны «Пейзаж Полабья», этюд «Ирисы». В них можно проследить как воздействие учителя, товарищей по классу, так и увлечение творчеством своего старшего современника А. Хитусси и французских мастеров барбизонской школы. При всем этом, однако, уже здесь проявляется утверждение своей, неповторимой, лиричной индивидуальной манеры. К середине 1890-х годов Славичек выступает сложившимся мастером, которого больше всего волнует эмоциональная сторона в образной передаче того или иного пейзажного мотива. Шуршат опавшие листья под колесами удаляющейся повозки. Сиреневатый, мглистый туман опустился на землю и нежным покровом укутал оголившиеся стволы деревьев... «Осенью в тумане» назвал художник эту картину, пользовавшуюся заслуженным успехом с момента ее появления на выставках Вены, Праги и Парижа (здесь в 1900 году она была отмечена бронзовой медалью). Самой значительной работой первого периода творчества художника была картина «И ю н ь с к и и день». Она экспонировалась на выставке художественного объединения «Манес» в 1898 году. От предыдущих полотен «Июньский день» отличается большей экспрессивностью в трактовке формы, богатством колорита и чистотой тонов. Большой зрелостью пластического решения, ясным равновесием силуэтов и масс, красивым цветовым и тональным строем отличается такая работа, как «Гостишов с запада». Картина воспроизводит места, лежащие неподалеку от древнего Табора, города, овеянного воспоминаниями о гуситских войнах, о борьбе чехов за свою независимость и свободу. В пору работы над этим полотном художник сближается с представителями передовой чешской интеллигенции, зачитывается книгами лучших чешских и русских писателей, многое им переосмысливается заново. Происходит дальнейшее формирование мировоззрения мастера, проникнутое жизнелюбием, оптимистической верой в человека. Его все больше волнуют судьбы народа. Своими пейзажами он стремится вызвать у зрителя чувство глубокой любви к родине, к своей земле. С 1903 по 1905 год Славичек проводил летние месяцы в деревне Каменички, лежащей на Чешско-моравской возвышенности. Он страстно увлекается идеей передать в живописи ощущение единства состояния духа природы и человеческого труда. Его письма переполнены высказываниями о стремлении воплотить на полотне «нечто большее», чем только краски и линии. Поиски нового содержания влекут и новые формальные решения. Живопись становится более плотной, материальной, цвет звучит декоративнее, композиции монументальнее. Такова полная ощущения сурового величия природы, сдержанная по цвету картина «На холме» и одно из наиболее классических полотен Славичека «У нас в Каменичках». Очень неприхотливая по мотиву, по мудрой простоте названия эта картина воплощает в себе типичные черты края. Хорошо найденный ритм вертикалей и горизонталей рождает впечатление необъятной широты. Полотно захватывает монументальной целостностью линейно-пластического и цветового решения. Уголок хорошо знакомой художнику местности возведен в величественный образ, далеко выходящий за пределы узконационального пейзажа. Со временем в творчестве Славичека все явственнее и настойчивее начинает звучать мотив городского пейзажа. Тема города приобретала в конце XIX начале XX веков все большее значение. Стоит вспомнить работы Моне, Писсарро, Утрилло, Марке. Славичек принадлежит к ярким художникам городского пейзажа. Перед нами «Злата улочка» — некогда обиталище пражских золотых дел мастеров и алхимиков короля Рудольфа — одна из достопримечательностей древнего Града, сохранившая свой облик и название от века. «Будто большой город на несколько часов отошел куда-то далеко..,— пишет художник. Это, собственно, другой мир с гротескными формами и невыразимым средневековым настроением». В последние годы жизни художественная манера Славичека становится все более свободной, смелой, импрессионистичной. Как каждый хороший мастер, влюбленный в свое ремесло, Славичек отдавал много сил и времени профессиональным исканиям. Но метод никогда не превращался для него в самоцель. Художник старался уловить и зафиксировать изменчивую неповторимость, яркое колористическое обаяние тех или иных уголков родного города. Он пишет множество этюдов с изображением пражских набережных, мостов, катков, стадионов, торговых палаток («Фруктовый рынок»). Художественная прозорливость подсказала ему, одному из первых в общеевропейском масштабе, создание пейзажа, который позже стали называть «индустриальным». Таковы панорамы одного из промышленных районов столицы Чехии: «Прага от Ладви» и «Прагас Летны». Как бы непосредственным продолжением «Больших Праг» явилась для Славичека работа над живописным воплощением лучших памятников национальной архитектуры. Он задумывает написать большое полотно с изображением храма св. Вита в Граде — прославленного сооружения средневековья. Работа осталась, к сожалению, незавершенной. Художник выполнил тщательный рисунок, наметил главные цветовые отношения и определил расположение основных масс в композиции: освещенный солнцем силуэт собора, плывущие кучевые облака и глубокие, изумрудно-синие просветы неба. Летом 1909 года, в пору высокого творческого подъема и больших замыслов, когда в мастерской стояло много начатых холстов, внезапная болезнь заставила художника слечь в постель. Паралич отнял возможность работать. Полубольной мастер исполнил еще несколько небольших натюрмортов с фруктами, но былая работоспособность была утеряна безвозвратно. Страстная и темпераментная натура художника не могла пережить своего бессилия, и первого февраля 1910 года он добровольно ушел из жизни. Художественное наследие мастера осталось живым завещанием его потомкам: оно ускорило развитие современного чешского искусства. Его горячее сердце до сих пор продолжает биться в его полотнах, утверждая любовь к жизни, ко всему светлому и прекрасному на земле.
А. Гривнина

Художник Антонин Славичек (1870-1910), Чешская школа. "Храм св. Вита" 1908-1909. Галерея Главного города. Прага
Другие работы А. Славичека

Доминик Скутецки (1850 - 1921), Словацкая живопись

Художник Доминик Скутецки (1850 - 1921), Словацкая живопись. «Перед обедом».
С большой реалистической силой рисует крупнейший словацкий художник Д. Скутецки обыденные сценки из быта рабочих металлургов Средней Словакии. Его произведениям присущи широкая живописная манера исполнения, сочный и звучный колорит
Художник Доминик Скутецки (1850 - 1921), Словацкая живопись. «После работы».
Большой известностью пользуется в Чехословакии картины Д. Скутецки из жизни котельщиков и металлургов Средней Словакии. С суровой простотой рисует художник обстановку работы и обыденные моменты труда
Художник Доминик Скутецки (1850 - 1921), Словацкая живопись. «Перед обедом».
Крупнейший словацкий живописец Д.Скутецки в своих жанровых картинах ярко воспроизводит сцены городской жизни. С большим мастерством художник передаёт свет, воздух, пространство.

воскресенье, 15 февраля 2009 г.

Макс Слефогт (1868 - 1932) - «Танцовщица Мариэтта»

Художник Макс Слефогт (1868 - 1932), Немецкая школа. «Танцовщица Мариэтта». Дрезденская картинная галерея

Макс Слефогт (1868 - 1932) - «Певец Франсиско д`Андрад в роли Дон-Жуана»

Художник Макс Слефогт (1868 - 1932), Немецкая школа. «Певец Франсиско д`Андрад в роли Дон-Жуана». 1912 г. Берлин. Национальная галерея
Много раз Макс Слефорт писал портреты известного португальского певца Франциско д`Андрада. В єтот раз певец имзображён в роли Дон-Жуана, когда бестрашно вызывает на кладбище тень командора, а поражённый его дерзостью Ле Порелло (слуга Дон-Жуана) боязно прячется за его спину.

Макс Слефогт (1868 - 1932) - «Портрет певца д`Андраде в роли Дон-Жуана»

Художник Макс Слефогт (1868 - 1932), Немецкая школа. «Портрет певца д`Андраде в роли Дон-Жуана». 1902 г. Холст, масло. Штуттгарт, Вюртембергская государственная галерея
Темпераментное искусство одного из самых выдающихся немецких импрессионистов, Макса Слефогта, знаменует последний этап развития реалистической живописи в XIX веке. Художник неоднократно писал портреты выдающихся артистов. Исполняющий жизнерадостную арию Дон-Жуана певец д`Андраде весь охвачен стихией музыки Моцарта - портрет и сценическое воплощение образа сливаются воедино. Отчетливо выделяющая в ярком свете рампы на фоне декораций фигура певца воспринимается так, словно мы смотрим на него из зрительного зала. Поэтому портрет сохраняет в полной мере свою правдивость

Станислав Выспяньский (1869 - 1907), Польская живопись

Художник Станислав Выспяньский (1869 - 1907), Польская живопись. «Портрет двух девочек, сидящих за столом». 1893 г. Пастель. Бытом, Верхне-Силезский музей
Художник Станислав Выспяньский (1869 - 1907), Польская живопись. «Девочка в голубой шляпе». 1895 г. Пастель. Краков. Национальный музей
Художник Станислав Выспяньский (1869 - 1907), Польская живопись. «Материнство». 1905 г. Пастель. Краков. Национальный музей
Художник Станислав Выспяньский (1869 - 1907), Польская живопись. «Спящий Стась». 1904 г. Пастель. Познань. Национальный музей

Э.Я. Китс (род. 1913), Эстонская живопись

Художник Э.Я. Китс (род. 1913), Эстонская живопись. «Спасская губа. Карелия».
Художник Э.Я. Китс (род. 1913), Эстонская живопись. «Кемские пороги». Выставка в Москве. 1956 г.
Художник Э.Я. Китс (род. 1913), Эстонская живопись. «Половодье в Валгеметса». 1960 г.
Художник Э.Я. Китс (род. 1913), Эстонская живопись. «Можжевельник». Выставка в Москве. 1956 г.

суббота, 14 февраля 2009 г.