воскресенье, 8 марта 2009 г.

Каспар Давид Фридрих (1774-1840) - «Ландшафт долины Эльбы»

В истории искусства были художники, чьи картины, вызвав непродолжительный интерес критики и публики, одобрение узкого круга друзей и единомышленников, оказывались непонятыми современниками. И только лишь через много лет после смерти художника, когда имя его казалось забытым, эти картины вдруг переживали второе рождение. Зрители открывали в них мастерство исполнения, созвучность своим настроениям. Искусствоведы связывали их с проблемами эпохи, с истоками развития того или иного направления.
Таким художником был Каспар Давид Фридрих — сегодня один из самых известных немецких живописцев XIX века. В сентябре 1974 года исполняется 200 лет со дня его рождения.
Фридрих родился на севере Германии, в Грейфс-вальде, в семье, далекой от искусства. В возрасте двадцати лет приехал в Копенгаген и четыре года учился в Академии художеств. Вскоре после завершения академического курса Фридрих обосновался в Дрездене и остался там навсегда.
В Дрездене,—центре романтического движения, в среде писателей и художников, Фридрих находит друзей, почитателей, переживает недолгие успехи. Его работы привлекли внимание Гёте, не без участия которого были удостоены премии на веймарской выставке 1805 года. В 1810 году живописца избрали членом берлинской, а позже дрезденской Академии художеств. Но уже с середины 1820-х годов, когда интерес к романтизму ослабевает и предпочтение отдается произведениям дюссельдорфской школы, Фридриха перестают замечать. Одинокий, нищий и всеми забытый, он умирает в 1840 году.
Единственной материальной поддержкой в последние годы Фридриха было приобретение его работ, предпринятое по инициативе поэта В. А. Жуковского, который еще в 1821 году посетил мастерскую живописца и высоко оценил его творчество. Произведения художника, попавшие в Россию в XIX веке и ныне хранящиеся в музеях Москвы и Ленинграда, составляют значительную часть наследия Фридриха и дают представление о его искусстве.
Фридрих писал почти исключительно пейзажи. Причем, в отличие от господствующего в начале XIX века абстрагированного от конкретного места классицистического пейзажа, темой его картин всегда была природа Германии. Интерес художника к национальному пейзажу в известной степени был обусловлен подъемом патриотизма, охватившего Германию в этот период антинаполеоновских войн. Но в первую очередь в этом выразился протест Фридриха против академических норм и правил, стремление к обновлению искусства. „ Господам судьям искусства не достаточно нашего немецкого солнца, луны, озер и рек. Все это должно быть итальянским, чтобы притязать на величие и красоту",— говорил художник, отстаивая право на самобытность и независимость от канонов „идеальных" ландшафтов. „Ты должен смотреть на мир собственными глазами и честно передавать предметы такими, какими ты их видишь". И Фридрих внимательно изучает реальный мир. Во время многочисленных пешеходных странствий по стране он заполняет путевые альбомы набросками общих видов, тщательно зафиксированными деталями. Эти наброски затем используются художником при работе над картинами.
Фридриха менее всего интересует натуралистическая передача пейзажа. „Задача художника — не буквальное изображение воздуха, воды, скал и деревьев. В них должны отразиться его душа и чувства". Фридрих — художник, наиболее ярко воплотивший особенности романтического восприятия. Все его творчество пронизывает идея о нерасторжимом единстве мира природы и внутреннего, духовного мира человека. И поэтому для него особенно важно сочетание в картине природного мотива с одухотворенностью чувства. Строгий, акцентированный в контурах рисунок утверждает незыблемое бытие природы, придавая картине мнимую сухость. Но эта сухость разрушается всем цветовым строем. Цвет у Фридриха имеет совершенно особое значение. Он несет самостоятельную эмоциональную нагрузку. В этом принципиальное отличие пейзажа Фридриха от классицистического, где цвет, как правило, лишь атрибут или обозначение предмета.
Картины Фридриха немногоцветны. Уже сам выбор мотива (ночь, восход, закат) предполагает доминанту определенной тональности, доходящей иногда до монохромии („Гавань ночью"). Не случайно художник любил технику сепии. Но в монохромии нет однозначности, скудости цвета. Колорит Фридриха необычайно гибок, сложен, эмоционально насыщен.
И в композиционных решениях художник намного опережает время. Преодолевая панорамность пейзажей классицизма, он строит картину на противопоставлении переднего и заднего планов, словно „проваливая" средний („Утро в горах"), что придает пейзажу романтическую напряженность. Предвосхищая завоевания импрессионизма, он использует фрагментарность композиции („На парусном корабле").
Важную роль в картинах Фридриха играет романтическая символика. Море, горы, руины, ночь, закат — все это, претворяясь в художественную ткань живописного произведения, позволяет художнику создать образы, которые по силе человеческого чувства не знают себе равных в живописи Германии первой половины XIX века.
Творчество Фридриха формировалось на грани двух эпох, когда рушились и распадались старые художественные системы, прокладывались новые пути искусства XIX века. Значение его как художника перерастает рамки истории немецкой пейзажной живописи.
Б. И. Асварищ
Художник Каспар Давид Фридрих (1774-1840), Немецкая школа. «Ландшафт долины Эльбы». 61,4х80 см. Дрезденская картинная галерея

К. Русецкас (1800-1860) «Смеющийся итальянец»-

Художник К. Русецкас (1800-1860), Литовская живопись. «Смеющийся итальянец». 1823 г. Вильнюсский государственный художественный музей

Франс Мазереель (род. 1889). Бельгийская живопись

Художник Франс Мазереель (род. 1889). Бельгийская живопись. «Женщина из провинции в чёрном» (Frau fus der Provence in Schwarz). 92х73 см.
Художник Франс Мазереель (род. 1889). Бельгийская живопись. «Зелёные ставни и жёлтые занавески».
Художник Франс Мазереель (род. 1889). Бельгийская живопись. «Светловолосый матрос» (Blonder Matrose). 92х73 см.
Художник Франс Мазереель (род. 1889). Бельгийская живопись. «Вязальщица снопов» (Garbentragerin). 92х60 см.

Художник Хецкер. Jak. Hecker

Художник Хецкер. Jak. Hecker
Художник Хецкер. Jak. Hecker

суббота, 7 марта 2009 г.

Франс Халс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666)

Художник Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666). Нидерландская школа. «Мулат». Из музеев ГДР
Художник Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666). Нидерландская школа. «Портрет молодого человека в чёрном камзоле» . Дрезденская картинная галерея

АДРИАН БРОУВЕР (1605—1638)- Крестьяне, играющие в карты

АДРИАН БРОУВЕР "Крестьяне, играющие в карты" 1630-е годы Мюнхен. Старая Пинакотека «Изобразительное искусство». Москва. 1973 9-378. Ц. 3 к. Т. 35 000. 5-я т. 3. 1392. 2121281
Особое место среди фламандских живописцев занимает Адриан Броувер, мастер крестьянского жанра, соединивший в своем искусстве фламандские традиции с достижениями голландской реалистической школы. 
Картина «Крестьяне, играющие в карты» из Старой Пинакотеки в Мюнхене — одна из лучших его работ. Действие происходит в старом придорожном кабаке, где собралась группа крестьян. Два отъявленных плута играют в карты, остальные же следят за игрой. Как всегда Броувер выбирает самый острый, самый напряженный момент в развитии действия, чтобы показать внезапный прорыв тех людских страстей и чувств, которые дремлют в обычном течении жизни. Эти необузданные проявления гнева, боли, радости, злорадства принадлежат броуверовским героям, существам примитивным, темным, невежественным, изображенным с определенной долей гротеска, и тем не менее во всех этих гримасах, ухватках все узнают в какой-то мере и самих себя. Убожество интересов и занятий своих персонажей Броувер связывает с нищетой и убожеством их повседневной жизни. Однако замечательный живописец подобно магу преображает жалкий кабак, лохмотья бедняков изысканной красотой голубых, красных, зеленых цветов своей палитры. Художник был большим знатоком человеческой натуры. Блестящий физиономист, он великолепно умел передать в мимике лица, позе, движении разнообразнейшую шкалу человеческих чувств. Вместе с тем Броувера можно назвать подлинным лириком. Его творчество поражает странным соединением лиризма и сарказма, горечи и насмешки, и несмотря на это гуманизмом.

Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666) в Лувре

Художник Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666). Нидерландская школа. «Портрет Рене Декарта» . Париж, Лувр
Художник Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666). Нидерландская школа. «Цыганка» (фрагмент). Ок. 1630. Париж, Лувр
Великий голландский живописец Франс Хальс является основоположником и главой художественной школы Гаарлема, оказавшей огромное влияние на развитие всей голландской живописи XVII века. Он провел почти всю жизнь в родном городе, окруженный толпой учеников и единомышленников. Под конец жизни оказавшийся без средств к существованию Хальс вынужден был поселиться в гаарлемской богадельне. Демократическая направленность его искусства не принесла ему материальных выгод в тогдашнем обществе.
Хальс прославился как гениальный портретист. Он не был психологом. Он был живописцем человеческих характеров и темпераментов, как никто умел схватить в модели неожиданно яркую и характерную черточку, ее минутное настроение, душевный порыв. Больше всего он любил писать жизнерадостных веселых людей. Хальс высоко ценил независимость личности, свободное, не сдерживаемое предрассудками проявление истинного характера. Он создал особый тип портрета — жанровый портрет. На его полотнах модель не позирует, она чувствует себя естественно. Хальс фиксирует мгновение, вырвав его из потока действий.
«Цыганка» — знаменитая работа Хальса. Ее название условно. Изображена, несомненно, голландская девушка, но без аккуратного чепчика и той смиренной строгости, которую мы видим в портретах ее соотечественниц. Ее каштановые волосы свободно рассыпались по плечам, губы раздвинулись в лукавой усмешке, глаза задорно блестят.
Это образ вольнолюбивого, свободного как ветер юного существа, не скованного никакими общественными предрассудками, девушки, очарование которой необыкновенно естественно, так как основа его — предельная искренность.

Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666) в музее Амстердама

Художник Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666). Нидерландская школа. «Групповой портрет офицеров стрелковой роты» (фрагмент). Музей Амстердама
Художник Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666). Нидерландская школа. «Весёлый собутыльник» . Музей Амстердама
Художник Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666). Нидерландская школа. «Шут» . Музей Амстердама
Художник Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666). Нидерландская школа. «Поющие мальчики» (фрагмент). Амстердам
Художник Франс Хальс (Гальс) (между 1581 и 1585-1666). Нидерландская школа. «Поющие мальчики». 1623-1625. Амстердам
На этой картине художник изобразил своих сыновей