суббота, 11 июля 2009 г.

Гертген Тот Синт Янс (ок. 1460 г.—1485/95) - «Иоанн Креститель в пустыне»

Художник Гертген Тот Синт Янс (ок. 1460 г. — 1485/95), Нидерландская школа. «Иоанн Креститель в пустыне». Около 1485. Государственный музей. Берлин — Далем
«Советский художник» Москва. 1967 9-652. Ц. 3 к.

Развитие реалистических тенденций в живописи Северных Нидерландов началось лишь во второй половине XV века. Замечательным представителем северонидерландского Возрождения можно назвать Гертгена Тот Синт Янса, прожившего недолгую жизнь в монастыре иоаннитов в Гарлеме. Его произведения обнаруживают связь с творчеством Гуго ван дер Гуса и знание южнонидерландского искусства его времени.

Тонким, нежным, просветленным лиризмом отличается его картина «Иоанн Креститель в пустыне». Святой патрон монастыря изображен художником в виде простого босоногого человека, облаченного в грубую одежду, сидящего на камне на берегу ручья, который змейкой вьется меж невысоких холмов. В голубой дымке дальнего плана виднеются белые башенки Иерусалима. Стройные деревца стоят словно стражи душевного состояния человека, погруженного в глубокое раздумье. Природа оказывается его верной союзницей, естественной желанной средой, где в уединении он обретает самого себя, где более свободно протекает его духовная жизнь. Рядом с Иоанном белый ягненок — его атрибут и вместе с тем живое существо. Птицы и звери украшают пейзаж, ясный и спокойный, пронизанный мягкими лучами золотистого солнца. Удивительно найдена поза Иоанна, подпершего рукой голову, для выражения состояния полной отрешенности от внешнего мира и своей собственной плоти в момент горестных тяжелых размышлений. В изображении природы Гертген достигает единства, отказавшись от деления пейзажа на планы, ограниченные кулисами. В европейском искусстве эта картина является первым решительным шагом к формированию пейзажа как самостоятельного жанра.

С.И. Линдин - «Зима. Лесная дорога»

Художник С.И. Линдин, Русская школа. «Зима. Лесная дорога».

Гюстав Курбе (1819—1877) - «Дробильщики камней»

Художник Гюстав Курбе (1819—1877), французская школа. «Дробильщики камней» Холст, масло. 1850 г.

Творчество выдающегося французского живописца-реалиста Курбе — это активный протест против официального искусства эпигонов классицизма и романтизма, чье творчество было реакционно в своей основе. Курбе смело и страстно выступил в за-щиту реализма и обосновал его, как течение демократическое. В своих произведениях он утверждал жизненную правду, как «высший принцип искусства».

Лучшие произведения художника отмечены правдивым и глубоким проникновением в повседневную жизнь простого народа: «Похороны в Орнани», «Дробильщики камней», «Веяльщики» и другие,

Во время Парижской коммуны 1871 года Курбе решительно встал на сторону восставшего народа, был избран в члены Коммуны и являлся председателем Федерации художников.

После падения Коммуны Курбе был заключен в тюрьму, картины его были конфискованы. Художник вынужден был эмигрировать в Швейцарию, где и умер» не дождавшись амнистии.

Полотно «Дробильщики камней» дает возможность понять творческий метод работы Курбе, Однажды на краю пыльной дороги он увидел юношу и старика, дробящих камни. Потрясенный, он описал их в письме к другу. «Увы! Некоторые люди в этом состоянии начинают и кончают свою жизнь!».

Картина «Дробильщики камней» входившая в собрание Дрезденской галереи, погибла во время второй мировой войны.

Пальма Веккио (1480-1528)

Художник Пальма Веккио (1480-1528) Итальянская школа «Яков и Рахиль». (Jakob und Rahel, einander begrüssend) 146х250 см. Дрезденская картинная галерея
Художник Пальма Веккио (1480-1528) Итальянская школа «Три сестры». Дрезденская картинная галерея

А.В. Лентулов (1882-1943) - «Овощи»

Художник А.В. Лентулов (1882-1943), Русская школа. «Овощи». Государственная Третьяковская галерея

пятница, 10 июля 2009 г.

Антонио Поллайоло (1429—1498)

Художник Антонио Поллайоло (1429—1498) Итальянская школа «Портрет молодой дамы». Милан. Музей Польди-Пеццоли «Изобразительное искусство». Москва. 1971 9 - 189 Ц.3к.

Антонио Поллайоло представляет собой индивидуальность, типичную для эпохи Возрождения своими разносторонними способностями. Он был скульптором, живописцем, гравером, золотых дел мастером. Работал во Флоренции и Риме.

Искусство Поллайоло отмечено печатью экспериментаторства, поисков в той же степени, что и у других мастеров кватроченто, но пронизано большей рассудочностью и стремлением к анализу. Трезвый рационализм, логика и отточенная завершенность пластического воплощения привлекали к Поллайоло многих восхищенных поклонников, среди которых был и Микеланджело.

«Портрет молодой дамы» Поллайоло неожиданно раскрывает перед нами лирическую сторону дарования художника, которую обычно он искусно скрывал под маской мужественной серьезности. Профильное изображение человека было излюбленным в ту эпоху у портретистов и возникло под влиянием античных медалей. Кроме того, флорентийские художники предпочитали его из-за тех богатых линейно-пластических возможностей, которые оно предоставляет художнику. И действительно, сколько точного расчета было нужно Поллайоло, чтобы вкомпоновать погрудное изображение молодой и прелестной женщины в узкую вертикальную плоскость холста. Контурная линия мягко и деликатно обрисовывает форму, давая ощутить ее характерность и красоту. Прозрачные, еле уловимые тени легко моделируют объемы, так как портрет создавался при ярком дневном свете. Фигура юной женщины выделяется прекрасным силуэтом на голубом небе с маленькими пушистыми облачками. Его чистота и спокойствие соотнесены с внутренним миром модели, полным гордого достоинства.

Портрет принадлежит к числу бесспорных шедевров кватроченто.

Н.Ф. Лапшин (1888-1942) - «Ленинград. В Михайловском саду»

Лапшин, Николай Фёдорович (1888-1942) - график, акварелист, живописец. Учился в Центральном училище технического рисования барона Штиглица (1911-1912), Рисовальной школе Общества поощрения художеств (1912-1916) у И.Я. Билибина и А.А. Рылова и в частных студиях. Член Объединения новых течений (1919-1922), Общества художников-индивидуалистов (1922-1924) и "Четырёз искусств" (1928). Иллюстрировал научно-художественные книги, исполнял акварельные пейзажи Ленинграда. Преподавал в Высших художественно-технических мастерских, Ленинградском полиграфическом техникуме и других заведениях. Его работы имеются в Государственном Русском музее.
Художник Н.Ф. Лапшин (1888-1942), Русская школа. «Ленинград. В Михайловском саду» 1938 г. Акварель, бумага. 32х44. Государственный Русский музей

Жан Франсуа Милле (1814-1875)

Художник Жан Франсуа Милле (1814-1875). Французская школа. «Кашка». Холст, масло. 140х99. Марсель. Музей изящных искусств
Художник Жан Франсуа Милле (1814-1875). Французская школа. «Крестьянка, стерегущая корову». 1859 г. Музей в Бург ан Бресс